Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параметры установки микрофонов

Расстояние до источника звука определяет в звуча­нии такие параметры, как план, ширина и равномер­ность заполнения стереобазы.

Слишком близко установленная главная пара мик­рофонов ведет к следующим последствиям: близкому первому плану звучания; ярким, прозрачным и хорошо различимым тем­брам, что не слишком хорошо для оркестрового звучания, так как группа однородных инструмен­тов может звучать пестро, будут слышны отдель­ные инструменты;

разнице в планах между центром и краями, а зна­чит, к искажению передачи фронтального распо­ложения инструментов.


О

'азчицэрасстояний

Музыкальный


О

Музыкальный коллектив


Музыкальный коллектив /

Слишком далеко расположенная главная пара мик­рофонов будет давать: узкий стереообраз; много отраженных звуков; далекий первый план звучания; непрозрачные, окрашенные «стенами» тембры инструментов.

В некоторых источниках фигурирует параметр «ра­диус гулкости» как точка постановки главной пары микрофонов. Специалисты-акустики в состоянии рас­считать его даже для различных исполнительских сос­тавов, и, наверное, даже для инструментов с различной акустической мощностью и направленностью излуче­ния, но мне не встречался ни один звукорежиссер, ко­торый бы пользовался такими расчетами и ставил бы их во главу угла при постановке главной пары. Все рав­но звукорежиссеру приходится решать задачу, исходя


2|2О1 1 -ЗВУКОРЕЖИССЕР • информационно-технический журнал /| ^



из множества факторов: особенностей акустического пространства, состава исполнителей, стиля исполня­емой музыки, конкретных задач записи, особенностей избранной микрофонной системы и пр. Таким обра­зом, радиус гулкости, даже если он и известен для дан­ного акустического пространства, может быть лишь примерным ориентиром. Поэтому для поиска опти­мальной точки установки главной пары по расстоянию до источника звука могу предложить лишь професси­ональную, но все же субъективную оценку ширины и равномерности стерео, общего плана звучания, качес­тва передачи тембров, соответствия этих параметров поставленным творческим задачам.

Высота постановки главной пары микрофонов оп­ределяет особенности акустического баланса - соот­ношения между прямым и отраженным сигналами, вос­приятия основного плана и глубины звучания.

Высота размещения микрофона - один из самых тонких и действенных инструментов управления акус­тическим балансом.

Рассмотрим высоту постановки главной пары на примере симфонического оркестра - одного из самых крупных и многоплановых исполнительских составов.

Слишком низкое положение главной пары на слух воспринимается так

• разница в расстояниях от микрофонов до первого
и последнего планов максимальна, а значит и пре­
увеличена воспринимаемая глубина оркестра -
расстояние между первым и последним планами.

• первый план звучания оркестра (струнная группа)
звучит близко, ярко, могут выделяться отдельные
тембры инструментов.


Здесь необходимо одно замечание. Некоторые люди иногда путаются в понятиях между планом и глубиной. Запись может быть, грубо говоря, близкой и плоской, близкой и глубокой, далекой и плоской, далекой и глубо­кой, здесь же и все промежуточные значения... Чем ниже мы опускаем главную пару, тем мы больше увеличиваем разницу в расстояниях между первым и последним пла­ном, а значит и глубину, притягивая при этом первый план. Поднимая выше главную пару, мы тем самым уменьшаем разницу в расстояниях между планами, а зна­чит, делаем оркестр менее глубоким, одновременно от­даляясь от первого плана. Таким образом, при помощи подбора высоты установки главной пары микрофонов можно регулировать и субъективно воспринимаемый основной план звучания, и его глубину. Оптимальное по­ложение высоты зависит и от акустических свойств по­мещения, и от количества исполнителей, и от жанра ис­полняемой музыки. Дня камерной музыки все вышеуказанные закономерности работают так же. На­пример, представим себе разные варианты высоты для квартета. Разница в расстояниях до первого и второго ряда будет определять не только глубину расположения музыкантов, но и баланс между ними.

Угол наклона осей направленности еще более тонко влияет на соотношения планов и тембров. Это уже своеобразная йпе шпе для главной пары микрофонов.

Если наклонить головки микрофонов слишком низ­ко, то, помимо «притягивания» первого плана за счет «нацеливания» на него осей максимальной чувстви­тельности, можно еще подчеркнуть первые отражения от пола, которые могут давать фазовые сложения с прямым звуком и, соответственно, портить тембр.


 


разницарасстояний

ударные
умрнне

кедные деревянные струйные

Слишком высокое положение главной пары мик­рофонов на слух воспринимается так

• разница расстояний от микрофонов первого и
последнего плана минимальна, а значит и в зву­
чании разница между первым и последним пла­
нами будет небольшая, оркестр может звучать

ПЛОСКО;

• первый план звучания более далекий.

ударные недные лфеинние

42 информационно-технический журнал • ЗВУКОРЕЖИССЕР • 2|2О11


 



ударные медные деревянные струнные

Если совсем не наклонять головок, то оси макси­мальной чувствительности микрофонов будут направлены на стену, находящуюся за исполните­лем, соответственно, в звучании будут подчеркну­ты первые отражения от этой стены, что часто да-



ет эффект комнатной окраски звука. При этом первые ряды окажутся вне фокуса микрофона, со­ответственно, их уровень будет снижаться, а тембр - портиться.


струнные

Направление на дальний план даст некоторое его приближение, что несколько повлияет на глу­бину. Таким образом, при помощи нацеливания осей максимальной чувствительности микрофона можно в некоторой степени влиять и на акусти­ческий баланс и на тембральную окраску инстру­ментов. Поэтому, как правило, если у звукорежис­сера нет намерений изменять уже сложившиеся параметры звучания, то он нацеливает оси макси­мальной чувствительности микрофонов так, что­бы равномерно покрыть все звучащее простран­ство — в случае симфонического оркестра это, как правило, граница между струнными и первым ря­дом деревянных духовых.

даркыс

Деревянные

При постановке в главную пару микрофонов с характеристиками направленности отш эф­фект от изменения наклона головок будет нес­колько менее заметным. Общеизвестно, что не­направленные микрофоны по сути являются таковыми только в нижней части спектра. Чем частота выше, тем более направленным стано­вится микрофон. А значит, эффект от изменения наклона головок будет проявляться только в вы­сокой части спектра.

Очень часто звукорежиссер сталкивается с не­возможностью использовать все три традицион­ных плана микрофонов. Недостаточный объем помещения, излишняя гулкость, некрасивый от­звук и многие другие причины приводят к исполь­зованию такого приема, как совмещение планов.

Совмещение планов. По сути, это сокращение количества планов в постановке микрофонов, объединение их функций. Здесь возможны только три варианта:

• совмещение функций главного и ближнего микрофона. Такой вариант часто использу­ется в случае, когда наилучшая позиция глав­ной пары микрофонов оказывается в такой близости от ближних микрофонов, что не­избежны проблемы акустической задержки между ними, а значит — неизбежны пробле­мы гребенчатого фильтра в тембре. Тогда


лучше вообще отказаться от использования ближнего плана, а его функцию переложить на главную пару;

совмещение функций главного и дальнего микрофона. Такой вариант часто использу­ется в гулких залах и залах с некрасиво окра­шенной реверберацией. Тогда имеет смысл отказаться от использования дальнего пла­на микрофонов. В случае с гулкой акусти­кой функцию пространственного впечатле­ния возьмет на себя главная пара, в случае с некрасиво окрашенной акустикой — добав­ление искусственной реверберации; отказ и от дальнего и от ближних микрофо­нов. Такую возможность нам даст акустичес­кая площадка, имеющая красивую ревербера­цию, а также оптимальное соотношение гулкости и прозрачности для данных условий. Вот мы и пришли к квинтэссенции главной па­ры микрофонов — системе записи Опе Ро1ш. До­вольно редкая практика по использованию Опе Ро1ш при, казалось бы, очевидных преимущес­твах (упрощение и удешевление процесса за счет сокращения числа каналов до двух и отсутствие проблемы акустической задержки) объясняется как раз тем, что поиск той волшебной точки, в ко­торой будут оптимальны все параметры, занима­ет много времени, а результат не всегда дости­жим. Многие акустические площадки просто не имеют такой точки и требуют комбинирования планов традиционным способом.

Поиск оптимальной позиции для главной па­ры микрофонов — это борьба компромиссов. Улучшая прозрачность теряем в тембре и про­странстве, улучшая объем и слитность — теряем план и прозрачность, увеличивая глубину — приближаем первый план, отдаляя первый план — сужаем стерео... в общем, изменяя один пара­метр, неизбежно влияем на все остальные. Зву­корежиссеру приходится при внесении коррек­тив в постановку микрофонов учитывать полный комплекс влияния на звучание. Причем опора на главный план постоянно должна со­храняться. Только тогда основные характеристи­ки звучания будут присутствовать в различной динамике звучания. Верные признаки того, что опора звучания переместилась на ближние микрофоны, а главный план перестал играть решающую роль, следующие:

план звучания начинает приближаться в Гоне и отдаляться в р!апо; инструменты или группы инструментов на­чинают меняться в балансе в зависимости от своей тесситуры или динамики: громко играют — их много, хочется убрать, тихо иг­рают — не хватает.

Эффект привыкания и извечное стремление че­ловека добавить того, чего не хватает, часто приво­дит звучание к подобному эффекту. Взвешенное и продуманное решение, профессионализм и опыт звукорежиссера помогут найти оптимальную пози­цию для основы звучания любой акустической му­зыки - главной пары микрофонов. •


2|2О1 1 -ЗВУКОРЕЖИССЕР • информационно-технический журнал 43

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...