Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы к семинарскому занятию. Задачи




Модуль 1.

«Основные закономерности

Функционирования экономики»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на этапе рыночных преобразований в Республике Беларусь для подготовки специалистов, обладающих современным экономическим мышлением, наиболее эффективным выступает метод модульно-рейтингового образования.

Изучение материала модуля студентом предполагает усвоение теории, выполнение практических заданий в ходе самостоятельной работы, контроль знаний на каждом этапе изучения материала. Модульно-рейтинговая образовательная технология позволяет студенту обеспечить самостоятельное достижение определенного уровня знаний. В качестве примера включены вопросы для контроля знаний и получения студентом оценки, соответствующей репродуктивному, продуктивному и творческому уровням усвоения материала учебного модуля.

Современный этап экономического развития требует от специалиста глубокого знания экономической теории, компетентного и творческого применения теоретических положений в экономическом анализе для выбора рациональных экономических решений и эффективного использования ресурсов в условиях социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.

Основные цели преподавания дисциплины:

развитие экономического мышления студента;

формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;

систематизация знаний для усвоения дисциплин «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика», «История экономических учений» и других экономических дисциплин;

изучение особенностей развития экономики Республики Беларусь;

определение места Республики Беларусь в системе в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Задачи изучения дисциплины:

усвоение основных экономических понятий и проблем: предмета и функций экономической теории, методов экономической науки; потребностей и ресурсов, эффективности; моделей рыночной экономики, особенностей экономической модели Республики Беларусь; Основных положений Национальной стратегии устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.; спроса, предложения, рыночного равновесия; основ поведения субъектов современной рыночной экономики; основных макроэкономических показателей, сущности и функций денег, денежно-кредитной системы и ее структурных элементов; финансового сектора экономики, его структуры и основ функционирования; предпосылок возникновения и структуры мировой экономики, форм экономических отношений в мировом хозяйстве, платежного баланса и его структуры, глобализации;

изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

• знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, функционирование денежного рынка и финансового сектора экономики, особенности экономических процессов в Республике Беларусь и в мировом хозяйстве;

• уметь анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

Начать изучение экономической теории необходимо с выяснения роли экономической теории в жизни общества и ознакомиться с порядком изучения и организацией контроля полученных знаний. Для этого следует уяснить вопросы, рассматриваемые в модуле, внимательно прочитать теоретический материал и ответить на вопросы для самоконтроля.

Экономические воззрения людей зародились в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя. С давних пор люди задумывались над тем, что является причиной развития человеческого общества, как происходило формирование науки. Возникновение экономической теории как науки заняло длительный исторический период.

Все науки об окружающем нас мире делятся на две большие группы: одни – изучают природу, другие – общество. Наука появилась в человеческом обществе в эпоху зрелого рабовладельческого общества. Наука выступает одной из форм общественного сознания и представляет собой систему достоверных знаний, истинность которых проверяется в ходе общественной практики. Теория в широком смысле слова – это научное объяснение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Экономическая теория как наука сложилась в условиях создания крупной промышленности и утверждения капиталистического машинного производства в конце XVIII в. – первой трети XIX в.

В отличие от естественных наук, изучающих законы развития природы, таких как физика, химия и другие науки, экономическая теория является общественной наукой, изучающей человеческое общество. Экономическая теория исследует поведение людей, которые занимаются производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ в обществе.

В ходе экономического анализа на основе систематизации и обобщения фактов раскрывается сущность процессов в сфере общественного производства, то есть в сфере экономики, формулируются экономические законы. Экономические законы, раскрытые экономической теорией, используются людьми для выработки экономической политики, или экономического поведения. На основе изучения экономической теории формируется экономическое восприятие, экономическое мышление. Люди путем познания экономических законов делают выбор для решения экономических проблем на основе эффективного использования ресурсов, достижения наибольших результатов с наименьшими издержками.

Экономическая теория занимает главное место в системе экономических наук, является теоретической основой всех прикладных экономических дисциплин, изучающих конкретные особенности экономических процессов на предприятиях и в отраслях национального и международного производства. К таким наукам относятся экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, прогнозирование в экономике, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы и кредит; менеджмент и многие другие. Эти науки называются прикладными, так как служат для принятия экономических решений на основе анализа конкретных макроэкономических или микроэкономических ситуаций.

Важность экономической теории для жизни общества состоит в том, что люди на основе познания теоретических выводов и положений, сформулированных экономической теорией, осуществляют хозяйственную деятельность, происходит развитие общественного производства.

Формирование специалиста на современном этапе рыночных преобразований в экономике требует от студента глубоких знаний, понимания экономических категорий и законов. Только специалист, владеющий экономическими знаниями и умеющий применять их на практике, является конкурентоспособным на рынке труда. Современный специалист должен уметь использовать знание экономической теории для анализа развития национальной экономики, выбора путей решения конкретных производственных задач. Экономические знания дают возможность обосновать и правильно оценить эффективность принимаемых решений при использовании возможностей производства, применении современной технологии для выпуска продукции и получения прибыли предприятия.

Оперирование экономическими знаниями в масштабе экономики в целом позволяют определить тенденции роста национального богатства страны, валового внутреннего продукта, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Применение теоретических положений экономической науки к анализу экономических процессов в рамках единого хозяйственного комплекса дают возможность определить темпы роста производительности труда в экономике, уровень доходов на душу населения.

Экономическая теория выступает основой экономической политики как применения экономических законов для совершенствования производства и повышения уровня благосостояния людей. На основе анализа экономических процессов осуществляется политика государственного регулирования производства в целях обеспечения экономического роста при высокой занятости рабочей силы и устойчивом уровне цен.

Применение модульно-рейтингового образовательного метода в процессе изучения дисциплины «Экономическая теория» повышает заинтересованность студента в получении знаний, стимулирует творческую работу над учебным материалом и обеспечивает постоянный контроль уровня знаний.

Овладение знаниями по курсу экономической теории включает 4 модуля, каждый из которых соответствует разделу учебного курса.

Тематический план дисциплины «Экономическая теория»

  Номер и наименование модуля и темы Общее коли-чество ауди-торных часов на модуль В том числе
Лекции Семинарские занятия Из них
Самостоя-тельная работа
М-1 Основные закономерности функционирования экономики        
  Введение        
1.1 Экономическая теория: предмет и метод        
1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике        
1.3 Экономические системы        
1.4 Рыночная экономика и ее модели        
М-2 Основы микроэкономики        
2.1 Спрос, предложение и рыночное равновесие        
2.2 Эластичность спроса и предложения        
2.3 Основы поведения субъектов современной рыночной экономики        
М-3 Основы макроэкономики        
3.1 Основные макроэкономические показатели        
3.2 Денежный рынок. Денежно-кредитная система        
3.3 Финансовый сектор экономики и основы его функционирования        
3.4 Общее макроэкономическое равновесие        
3.5 Макроэкономическая нестабильность        
М-4 Основы международной экономики        
4.1 Мировая экономика и современные тенденции ее развития        
4.2 Платежный баланс. Валютный курс        
Итого по дисциплине:        

 

Для овладения знаниями и умениями по теме каждого модуля студенту необходимо изучить теоретический материал, ответить на вопросы, выполнить задания по самостоятельной работе, углубить и систематизировать знания на семинарских занятиях, осуществить контроль по модулю.

Основное содержание теоретического материала темы. Словарь основных понятий

Важным этапом в формировании знаний по теме является изучение теоретического материала в соответствии с программой дисциплины «Экономическая теория». Для более глубокого уяснения вопросов, рассматриваемых в теме, студенту необходимо внимательно рассмотреть определения изучаемых категорий, которые приводятся в словаре основных понятий (глоссарии).

 

Вопросы и задания к теоретическому материалу темы

После изучения конспекта лекции и теоретического материала студенту для глубокого понимания содержания необходимо ответить на вопросы и выполнить задания к теоретическому материалу темы.

 

Материалы к семинарскому занятию. Задачи

На семинарском занятии студент углубляет и систематизирует полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы знания по теме модуля. На семинарском занятии обсуждаются выступления студентов с рефератами, а также выступления по проблемам, выносимым на семинарское занятие, сравниваются и обсуждаются результаты, полученные при самостоятельной работе студентов.

В модуле М-2 «Основы микроэкономики» изучение спроса и предложения, выяснение основных закономерностей поведения субъектов рыночной экономики предполагает решение задач на продуктивном и творческом уровнях усвоения материала.

 

Контроль по модулю

Для усвоения содержания темы студенту необходимо подготовиться к семинарским занятиям. После обсуждения изучаемых проблем на семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студента по модулю.

Модульная технология предполагает контроль знаний на каждом этапе образовательного процесса. Контроль знаний студента по модулю осуществляется на трех уровнях усвоения материала – репродуктивном, продуктивном и творческом. При усвоении учебного материала на репродуктивном уровне студент должен знать основные понятия и определения изучаемых экономических категорий. На продуктивном уровне студент должен характеризовать экономические законы, раскрывать сущность экономических процессов и явлений. На творческом уровне студент должен оценивать перспективы и составлять прогнозы развития экономических процессов, рассматриваемых в теме модуля. Репродуктивному уровню знаний студента соответствует оценка 4–6 баллов, продуктивному уровню знаний – оценка 7–8 баллов, творческому уровню знаний – оценка 9–10 баллов.

Обучение по модульной технологии позволяет студенту обеспечить самостоятельное достижение определенного уровня знаний. Студент во время контроля знаний по модулю самостоятельно выбирает уровень сложности вопросов и уровень оценки, которую может получить при сдаче модуля. Следовательно, модульная система образования позволяет студенту более глубоко усвоить изучаемый материал по экономической теории, заинтересовывает в получении более устойчивых знаний по дисциплине. Итоговый контроль по дисциплине происходит во время сдачи экзамена по экономической теории.

Инновационный характер модульной технологии проявляется в том, что она является модульно-рейтинговой технологией образования, стимулирующей элементы творчества при самостоятельной работе студента. Рейтинг выполняет контролирующую и стимулирующую функцию, определяет тот уровень знаний и умений, которым овладел студент и побуждает его повторно изучить материал модуля, чтобы достичь более глубоких знаний и повысить свой рейтинг.

Результатом изучения дисциплины по модульному методу является получение студентом систематических глубоких полных знаний на продуктивном уровне по курсу экономической теории, умение применять полученные знания для анализа конкретных экономических процессов и явлений, а также способность студента применять элементы творчества при составлении прогнозов развития общества.

Тема 1.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...