Главная | Обратная связь
МегаЛекции

СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ




Методическая разработка

Для преподавателей

по теме занятия:

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСВЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Красноярск, 2001

Тема: «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСВЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»


Форма учебного процесса: практическое занятие.

 

Цель занятия: уметь проводить санитарно-гигиеническую оценку уровня освещенности в различных помещениях.

 

Для этого надо:

1.Ознакомиться с работой люксметра Ю-16.

2.Уметь определять коэффициенты естественной и искусственной освещенности на рабочем месте.

3.Иметь представление о типах инсоляционного режима.

 

Практические навыки: научиться оценивать инсоляционный режим, состояние естественного и искусственного освещения в помещениях.

 

Темы по УИРС:

1.Гигиеническое значение спектров солнечной радиации.

2.Применение искусственного ультрафиолетового излучения в лечебно-профилактических целях.

3.Гигиеническое значение освещения на производстве (влияние на функции зрения, работоспособность и производительность труда).

4.Требования к производственному освещению в вопросах профилактики травматизма.

5.Принципы нормирования освещения (искусственного и естественного).

Основная литература:

1. Гигиена \ Под. ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М., 2000, с.105-111.

2. Г.И. Румянцев, М.П. Воронцов, Е.И. Гончарук и др. Общая гигиена.- М., 1990, с. 90-97.

3. Ю.П. Пивоваров. Руководства к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. –2-е изд., М.,1999, с. 8-28, 56-69.

4. Ю.П. Пивоваров, О.Э. Гоева, А.А. Величко. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М., 1983, с. 101-110.

5. А.А. Минх. Общая гигиена. – М., 1984, с.166-178.

6. Лекционный курс.

Дополнительная литература:

1. Р.Д. Габович и соавт. Гигиена. – Киев.,1983.

2. Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.И. Козлова. Общая гигиена. – М., 1985, с.271-276.

3. А.Н. Марзеев, В.М. Жаботинский. Коммунальная гигиена. – М., 1979.


СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Солнечная радиация является источником света и тепла, ей обязана своим существованием органическая жизнь на Земле. Под солнечной радиацией понимается испускаемый солнцем интегральный поток радиации (поток электромагнитных излучений), характеризующийся различной длинной волны. Спектральный состав солнца колеблется в широком диапазоне от длинных волн до волн с исчезающе малой величиной. Вследствие поглощения, отражения и рассеивания лучистой энергии в мировом пространстве на поверхности Земли солнечный спектр ограничен, особенно в его коротковолновой части.

Если на границе земной атмосферы УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ часть сол-нечного спектра составляет 5%, ВИДИМАЯ часть 52%, ИНФРАКРАСНАЯ часть 43%, то у поверхности земли состав солнечной радиации иной: ультрафиолетовая часть 1%, видимая -40%, инфракрасная - 59%.

Количественная характеристика солнечной радиации определяется на-пряжением радиации в калориях в 1 мин. на 1 кв. см поверхности от высоты стояния светила (географической широты, время года и суток), прозрачностью атмосферы, а также высотой поверхности над уровнем моря.

Солнечная радиация является мощным лечебным и профилактическим фактором, характер биологического действия которого определяется состав­ляющими ее частями:

УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ часть спектра является наиболее активной в биологическом отношении и представлена у поверхности Земли потоком волн длинной от 290 до 400 нм. УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ радиация оказывает на организм общебиологическое и специфическое действие.

Общебиологическое действие заключается, в частности, в гистамино-подобном эффекте, улучшение белкового, липидного, углеводного и минераль-ного обмена, усиление тканевого дыхания, деятельностью ретикулоэндотели-альной и кроветворной систем, усиление фагоцитоза и повышение иммунных сил организма.

Специфическое действие УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ радиации зависит от длинны волны: в диапазоне от 275 до 320 нм - эритемное действие, (область Б), в диапазоне от 320 до 400 нм - антирахитическое и слабобактерицидное действие (область А), в диапазоне от 275 до 160 нм - повреждающее биологическое действие (область С).

На поверхности Земли биологическое повреждающее действие коротко-волновой УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ радиации не проявляется, так как в верхних слоях атмосферы происходит рассеяние и поглощение волн с длинной менее 290 нм. Однако этот эффект используется в медицинской практике (бактери­цидные лампы). Недостаточной Уф - радиации встречается в районах Крайнего Севера, ультрафиолетовое голодание испытывают рабочие угольной, горнорудной промышленности, работающие в темных помещениях, а также жители, где воздух сильно загрязняется выбросами промышленных предприятий. В этих 2случаях прибегают к использованию искусственных источников УФ-радиации, близких по спектру к солнечным лучам.

ИНФРАКРАСНАЯ ЧАСТЬ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА оказывает на организм тепловое воздействие. По биологической активности различают коротковолновые лучи с диапазоном волн от 760 до 1400 нм и длинноволновые с диапазоном волн от 1500 до 25000 нм.

Лучи с длинной волны от 1500 до 3000 нм поглощаются поверхностным слоем кожи, лучи с длинной волны 1000 нм переходят через эпидермис, более короткие инфракрасные лучи достигают подкожной клетчатки и глубже расположенных тканей. При длительном воздействии коротковолновых лучей инфракрасного диапазона возможно их неблагоприятное действие особенно в производственных условиях (тепловой удар, повреждение роговицы и хрусталика глаза и др.).

ВИДИМАЯ часть солнечного спектра занимает диапазон от 380 до 760 нм. Различают общебиологическое и специфическое действие видимого света на организм. Видимый свет воздействует на центральную нервную систему и через нее на все остальные органы и системы организма. Смена дня и ночи вызывает выработку определенного биоритма. Специфическая функция видимого спектра заключается в зрительном восприятии, за счет которого человек получает около 90% информации об окружающем мире. Человеческий глаз воспринимает монохроматический свет (черный, белый, промежуточные тона), к которому чувствительны палочки сетчатки, и полихроматичный свет (цветовую гамму), за счет т.н. колбочек.

Чувствительность глаза не одинакова к различным частям видимого спектра: максимум восприятия приходится на участок с длинной волны 555 нм (желто-зеленый) и убывает к границам с наибольшей - 760 нм (красный цвет) и наименьшей - 380 нм (фиолетовый цвет) длинной волны. Необходимо отметить, что участки видимого спектра по-разному воздействуют на состояние центральной нервной системы: волны с короткой длинной - успокаивающе (зеленый цвет), а большой длинной (красный цвет) - возбуждающе. Этот факт находит применение как в медицине, так и в других отраслях науки и техники.

ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА, используемыми, в частности, при гигиенической оценке освещения, являются:

- ОСТРОТА ЗРЕНИЯ - способность зрительного анализатора различать форму рассматриваемых предметов и их деталей, уровень остроты зрения характеризуется тем минимальным угловым расстоянием между двумя объектами, при котором эти объекты воспринимаются отдельно. Нормальному зрению соответствует разрешающий угол в 1 градус. Острота зрения зависит от уровня освещенности, контраста рассматриваемых объектов, условий зрительной адаптации.

 

- КОНТРАСТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способности зрительного анализатора различать яркости разной интенсивности. Чем больше разность в яркости фона и детали, тем благоприятнее условия различения объекта.

- СКОРОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ - способность глаза различать форму объектов и их детали за минимальное время наблюдения.

- УСТОЙЧИВОСТЬ ЯСНОГО ВИДЕНИЯ - способность глаза отчетливо различать объект непрерывно в течение какого-то времени.

- ВРЕМЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ - (световой и темновой) процесс приспособления зрительного анализатора к изменяющимся условиям освещенности.

Гигиенические требования к освещенности жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений сформулированы в строительных нормах и правилах СниП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение", специальных главах СниПа - "Лечебно-профилактические учреждения", "Общеобразовательные школы", "Детские дошкольные учреждения", "Планировка и застройка городов и сельских населенных мест" и др., а также ГОСТах, санитарных и других нормативных документах.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.