Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса




Важнейшим условием функционирования национальной экономики является равновесие между произведенным и использованным объемом валового внутреннего продукта, или равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Главный вопрос макроэкономической теории состоит в следующем: может ли в рыночной экономике быть обеспечена макроэкономическая стабильность, или равновесие совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости рабочей силы?

Рассмотрим основные положения модели совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос – это общее количество товаров и услуг, которое могут приобрести домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранные покупатели при данном уровне цен в стране.

Основными компонентами совокупного спроса являются:

1 – потребительские расходы домашних хозяйств (C);

2 – инвестиционные расходы предприятий (I);

3 – государственные закупки товаров и услуг (G);

4 – расходы на чистый экспорт (Xn).

Объем совокупного спроса равен сумме спросов на конечную продукцию и определяется по формуле:

AD = C + I + G + Xn

Совокупный спрос выражает обратную зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот.

Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено потребителями при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:

эффектом процентной ставки;

эффектом богатства, или эффектом реальных кассовых остатков;

эффектом импортных закупок.

 

 

График 3.4.1.

Кривая совокупного спроса AD

Общий уровень цен

 

 


AD

 

Реальный объем национального производства

 


 

 

1. Эффект процентной ставки.

При более высоком уровне цен в условиях неизменной денежной массы в экономике повышается спрос на деньги, происходит рост процентной ставки, что вызывает снижение инвестиций предприятий и объема национального производства.

Следовательно, эффект процентной ставки состоит в том, что более высокому уровню цен соответствует меньший объем реального ВВП.

Эффекту процентной ставки особое значение придавал Дж. М. Кейнс (1883-1946), поэтому его называют эффектом Кейнса.

2. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков.

Реальное богатство домашних хозяйств в виде акций, облигаций и других финансовых активов при повышении уровня цен в экономике уменьшается, происходит обесценение ценных бумаг. В результате снижения реального богатства понижается спрос потребителей на товары и услуги.

Эффект богатства называют эффектом Артура Пигу (1877-1959).

3. Эффект импортных закупок.

При повышении цен на отечественные товары покупатели увеличивают спрос на импортные товары, цены на которые не изменились, происходит сокращение экспорта товаров за границу, превышение импорта над экспортом. В результате роста общего уровня цен сокращается чистый экспорт (экспорт минус импорт) в совокупном спросе.

Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги, то есть с изменением величины совокупного спроса в результате действия ценового фактора.

Но на спрос воздействуют и неценовые факторы, происходит изменение количества покупок при прежнем уровне цен, кривая спроса смещается в новое положение – вправо или влево.

Таким образом, следует различать изменения объема совокупного спроса, вызванные изменением уровня цен, и изменения самого совокупного спроса под влиянием неценовых факторов.

 

 

График 3.4.2.

Изменение совокупного спроса AD

Общий уровень цен, P

 


 

 

 

 

 

 


u eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPcFAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">

Реальный объем национального производства, ВВП

AD1
AD2
4 bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA9gUAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
AD

 

 

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в расходах:

1 – домашних хозяйств (C);

2 – инвестиционных (I);

3 – государственных (G);

4 – расходах на чистый экспорт (Xn).

Рассмотрим данные факторы.

1. Изменения в потребительских расходах.

Потребители могут изменить характер закупок товаров независимо от уровня цен под влиянием следующих факторов:

благосостояние потребителей;

ожидания потребителей изменения доходов и инфляции;

задолженность потребителей при покупке крупных товаров в кредит;

изменение налогов.

2. Изменения в инвестиционных расходах.

Предприятия могут изменять инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства при данном общем уровне цен в результате действия факторов:

изменение процентных ставок;

ожидаемая прибыль от инвестиций;

налоги с предприятий;

применяемые технологии;

избыточные производственные мощности предприятий.

3. Изменения в государственных расходах.

Рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт.

Изменения закупок отечественных товаров зарубежными потребителями приводит к изменению чистого экспорта (экспорт минус импорт), то есть изменению совокупного спроса под воздействием следующих факторов:

изменение национального дохода;

изменение валютных курсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...