Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область познавательное развитие

Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет. Образовательная область познавательное развитие

Мониторингом в науке называется длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

В педагогической литературе 2015-2016 года выпуска уже используется понятие «Педагогический мониторинг. Оценка индивидуального развития детей» (Ю.А.Афонькина).

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева в своих трудах дали определение понятия «мониторинг»:

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных 9 показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

Мониторинг отражает особенности течения процесса (в данном случае – педагогического) т.е. контроль процесса. Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике).

Диагностика - раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (т.е.контроль результата) констатация показателей на момент обследования.

Н.И.Левшина, Л.Н.Санникова, рассматривая эти понятия отмечают, что они имеют много общего в таких аспектах как функции, принципы, этапы, методы. Однако есть и существенные отличия: мониторинг больше ориентирован на нормы и стандарты, его существенный признак – растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. По мнению авторов, педагогическая диагностика, соотносится с мониторингом как часть и целое, являясь методом педагогического мониторинга.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

· деятельностных умений ребенка;

· интересов, предпочтений, склонностей ребенка,

·  личностных особенностей ребенка,

·  поведенческих проявлений ребенка,

·  особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,

· особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

 

Образовательная область познавательное развитие

Показатели развития детей 3-4 лет:

1. Знает и правильно использует детали строительного материала.

2.  При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и /или целью постройки.

3.  Изменяет простые конструкции в длину, высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали на другие.

4.  Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывания, сминания, скручивания).

5.  Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку.

6.  При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы (например, собрать все крупные и найти среди них красный).

7.  Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку.

8.  Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»).

9.  Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

10.  Понимает смысл слов: утро, день, вечер, ночь.

11.  Знает своё имя, возраст, пол. интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениями.

12.  Ориентируется в помещении группы, на участке.

13.  Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал).

14.  Узнает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей.

15.  Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

16.  Знает несколько семейных праздников.

17.  Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

 

Показатели развития детей 4-5 лет:

1. Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств.

2. Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения.

3. Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым.

4. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

5. Считает до 5 и отвечает на вопрос «Сколько всего?».

6.  Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар.

7. Сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения.

8. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе.

9. Определяет части суток.

10. Знает своё имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи.

11.  Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение.

12.  Знает несколько семейных и государственных праздников.

13.  Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят.

14. Называет времена года в правильной последовательности.

15. Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их.

16.  Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

 

Показатели развития детей от 6 до 7 лет:

1. Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения.

2. Создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2-3 условиям.

3. Создает разные конструкции из бумаги.

4. Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета, формы.

5. Создает и обыгрывает конструкцию, объединённую общей темой (коллективная работа).

6. Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, удаляет из множества отдельные его части, устанавливает связи и отношения между целым и множеством и различными его частями, находит части целого множества и целое по известным частям.

7. Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах).

8. Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.

9. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание. Различает величины: длину, ширину, высоту, объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения.

10. Измеряет и сравнивает длины и объемы.

11. Умеет делить предмет/фигуру на равные части, сравнивать целое и часть.

12. Различает и называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение.

13. Имеет представления о временных отношениях (день/неделя/месяц, определяет время по часам.

14. Знает состав чисел первого десятка.

15. Умеет получать каждое число прибавлением/вычитанием единицы.

16. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями.

17. Знает о своей семье.

18. Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа, библиотека…).

19. Имеет представления и некоторые признаки предметов окружающего мира.

20. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.

21. Знает герб, гимн, флаг России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях.

22. Знает семейные праздники, традиции, некоторые государственные праздники.

23. Знает некоторых представителей животного мира(звери, птицы…) и имеет представления об их взаимодействии с человеком.

24. Знает характерные признаки времен года, соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

25. Знает правила поведения на природе и соблюдает их.

26. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...