Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематическая классификация ощущений




Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

 

 

Задание № 25.

Какие ощущения продуцируют кожные рецепторы?

Болевые ощущения, точечные, тепловые.

 

Задание № 26.

Каковы особенности восприятия времени в зависимости от содержания деятельности?

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства: избирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, константность, целостность.

 

Задание № 27.

Каковы свойства восприятия?

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Задание № 28.

Чем отличается произвольное восприятие от непроизвольного?

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель

 

Задание № 29.

Что понимается под апперцепцией и какова ее роль в восприятии?

Апперцепция - внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие

 

 

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

 

Задание № 30.

Что такое иллюзии восприятия и каковы их виды?

Иллю́зия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии).

 

Задание № 31.

Каково значение ощущений и восприятия в спортивной деятельности?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Тема 1.6. Внимание и память

Задание № 32.

 

Назовите основные свойства внимания, дайте их краткую характеристику.

Свойства внимания: концентрация, устойчивость, объем, переключаемость, распределение.

Концентра́ция внима́ния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.

Концентрация внимания является одним из свойств внимания.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

 

Объем внимания - одна из характеристик внимания -, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий - может совершаться одновременно.

 

Переключаемость внимания — способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

 

Распределение внимания – это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании.

 

Задание № 33.

Перечислите виды внимания.

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют после произвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

 

Задание № 34.

В чем заключается селективность внимания?

Селективность внимания- выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

 

Задание № 35.

Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, формировалось в процессе трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным.

Задание № 36.

Каково значение внимания в спортивной деятельности?

Многие из высококвалифицированных спортсменов обладают способностью к произвольной концентрации внимания, о которой большинству из нас приходится только мечтать. Вероятно, каждый может припомнить такие ситуации, когда его сознание полностью сосредоточивалось на каком-то одном предмете, явлении и все остальное в данный момент как бы переставало существовать. Однако в большинстве случаев это происходит непроизвольно и не требует волевого усилия. И хотя сосредоточение внимания на выполнении спортивных действий исключительно важно, оно также может быть не только произвольным, но и бессознательным. Например, выдающиеся каратисты выполняют целый ряд атакующих приемов с огромной скоростью и точностью. Естественно, они не могут сознательно концентрировать свое внимание на каждом приеме. Более того, совершенно очевидно, что слишком сильная концентрация сознания на каком-то объекте или действии в соревновательной ситуации привела бы к тому, что из круга внимания выпадали бы другие важные для контроля объекты. Особенно это мешает представителям командных игровых видов спорта, где спортсмен должен не только сосредоточиваться на выполнении точного удара или паса, но и постоянно следить за перемещениями партнеров противников.
Поэтому тренеры, формируя у молодых спортсменов навыки управлении вниманием, должны добиваться умения фокусировать сознание на главном в данный момент объекте и одновременно контролировать так называемым фоном внимания другие важные объекты и действия. Такое распределение внимания особенно важно в командных спортивных играх (например, в баскетболе).

Задание № 37.

Дайте определение памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Задание № 38.

Назовите виды памяти.

Существуют различные типологии памяти:

· по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

· по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

· по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

· по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

· по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

· по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

· по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

· по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[6]

 

Задание № 39.

Каковы общие правила формирования памяти?

Человечество бы никогда не смогло достичь столь потрясающих достижений, если бы не обладало уникальной (отличающейся от всех животных) нервной системой.

Задание № 40.

Назовите свойства памяти?

Основные свойства памяти:

1) емкость (объем);

2) скорость запоминания;

3) длительность хранения;

4) точность воспроизведения;

5) скорость воспроизведения;

6) помехоустойчивость.

Задание № 41.

Каково значение памяти при овладении двигательными действиями?

Понятие о памяти и ее основных процессах: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание. Память в свете современной науки (биохимические, физиологические, кибернетические теории памяти). Психологические механизмы памяти. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, кратковременная, оперативная, долговременная.

Тема 1.7. Мышление и речь

Задание № 42.

Назовите мыслительные операции, дайте их краткую характеристику.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

 

Задание № 43.

Назовите виды мышления.

В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления.

 

Задание № 44.

Назовите формы мышления.

В психологи различают следующие формы мышления:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

 

Задание № 45.

Перечислите основные составляющие мышления.

Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.

Задание № 46.

Раскройте понятие о языке как системе словесных знаков.

ЯЗЫК — общественно обусловленная система словесных знаков, которые служат средством обозначения разнообразной информации и общения между людьми. В мире насчитывается более 5000 языков и диалектов.

 

Задание № 47.

Назовите функции речи, виды речи.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Задание № 48.

В чем заключается роль мышления в спортивной деятель­ности?

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

 

Задание № 49.

Как мышечные реакции соотносятся с мышлением?

Связь между мышлением и мышцами для наблюдательного человека совершенно очевидна. Вспомните — если мы радуемся, сердимся, испытываем удовольствие, грустим — лицо краснеет или бледнеет, дыхание становится бурным или, наоборот, редким, меняется тембр голоса... Поэтому о чувствах окружающих нас людей мы можем судить по изменению выражения лица, голоса, позы, движений, которые требуют сокращения тех или иных мышц. Обычно чуткий человек легко улавливает настроение и состояние даже малознакомого партнера, иными словами, «читает» чувства людей. В конце прошлого века итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) провел интересный опыт. Он уравновесил спокойно лежащего человека на специальных весах. Когда этот человек начал решать арифметические задачи, голова его стала тяжелее. Так было доказано, что умственная работа связана с приливом крови к мозгу и, следовательно, повышением его жизнедеятельности. Однако большую роль играет при этом и усиление обмена веществ в мышцах — они также приходят в активное состояние. Причем возбуждение, вызванное умственной работой, охватывает не только головной мозг, но и те мышцы, которые участвуют в движениях тела.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...