Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборы и избирательные процедуры во Флорентийской и Венецианской республиках




Флорентийская республика стала наиболее ярким приме­ром демократической пополанской республики среди городов-коммун Северной и Центральной Италии. Ее становление про­ходило в острой борьбе интересов различных социальных групп и сословий - широких торгово-ремесленных слоев населения (пополанства), купеческой верхушки, городских нобилей, родо­вой аристократии и плебса, принимавшего сторону тех или иных политических партий и группировок. Здесь, как и в других горо­дах-коммунах: «В ходе борьбы с нобилитетом организованное в цехи пополанство все четче осознавало свои интересы и оформи­лось в самостоятельную партию, стремясь потеснить олигархию у руля правления. Одержав к концу XIII в. победу.., пополаны прибегли к тем же суровым методам расправы со своими поли­тическими противниками, которые стали нормой еще в борьбе нобильских партий: лишение имущественных и гражданских прав, изгнание из города. Победа пополо утверждала власть цехов, но при этом существовавшая в коммунах государственная структу­ра не разрушалась, а дополнялась новыми образованиями» (Бра-гина Л.М. Особенности политической структуры итальянских городов-государств / / Власть и политическая культура в сред­невековой Европе. М., 1992. С. 298).

В октябре 1250 г. во Флоренции произошло крупное восста­ние ремесленников, средних и мелких торговцев против знатных гибеллинов (сторонников германского императора), которых об­виняли в тирании, вымогательстве, насилии и прочих несправед­ливостях. Восставшие сумели захватить политическую инициати­ву и провозгласили «народное правление» (la signoria del popolo). В дополнение к уже имевшимся органам власти - поде-сте и Совету коммуны, были созданы два новых - «Двенадцать старейшин флорентийского народа» и Совет народа, которые выби­рались непосредственно от цехов. Кроме того, появилась долж­ность капитана народа, который разделил с подестой военные и судебные полномочия. Таким образом во Флоренции утверди­лась «Малая коммуна» со своими институтами власти. Извест­ный государственный деятель и хронист Маркионне ди-Коппо Стефани отмечал позднее: «Народ в это время держал управле­ние с великою верностью и любовью к своей коммуне и был победоносен» (Цит. по: Баткин Л.М. Период городских ком­мун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 238).

Во второй половине XIII в. во Флоренции усиливается поли­тическое противостояние. В 1260 г. пополаны терпят поражение в

борьбе с гибеллимами и германскими войсками. В 1266 г. к влас­ти приходит гве.льфское дворянство (приверженцы римского папы). Старшие щехи (банкиры, купцы, суконщики и др.) получа­ют право иметь сгооих консулов и знамена, политическую и воен­ную организацию. В 1282 г. пополаны «заговорили в смелых и пламенных речаж о своей свободе и об испытанных несправед­ливостях, и набрались такой отваги, что создали законы и по­рядки, которые |было бы трудно поколебать (из хроники Дино Компаньи // Там же. С. 239). В соответствии с новым законо­дательством, получившим обобщенное наименование «Florentine libertas», политическая система государства стала выглядеть сле­дующим образом:: «В качестве верховного органа власти «12 ста­рейшин» были сшенены коллегией приоров, или Синьорией (6 че­ловек от трех стафших цехов). Принимавшиеся приоратом зако­ны должны были получать одобрение Совета коммуны и Совета народа. В оба совета входили все приоры, «12 старейшин», гонфа-лоньеры компаний, консулы цехов, но также и более 250 рядовых граждан. Состав этой части советов был различным: в Совете коммуны в числе: 250 граждан наряду с пополанами были пред­ставлены и грандш, но Совет народа комплектовался иначе: в него входили только ч;лены цехов (пополаны). Именно Совету народа принадлежало право окончательного утверждения законов Фло­рентийской респу/блики» (Брагина Л.М. Особенности полити­ческой структуры итальянских городов-государств / / Власть и политическая [культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 299-300). С 1287 г. и младшие цехи (цирюльники, врачи, ка­менщики, учителхя и др.) стали иметь свою политическую и воен­ную организации».

В 1293 г. Флоренция сделала еще один шаг к укреплению влас­ти пополанства. Во этот год были приняты «Установления справед­ливости», ставшше своеобразной конституцией республики. «Ус­тановления» законодательно оформили запрет государственных должностей для весех, кто носил титул грандов или был их родст­венником по мужской линии. Дино Компаньи свидетельствует: «Нобили и грандды, проживавшие в городе, полные гордыни, творили немалые: несправедливости по отношению к пополанам, избивая их и поэдвергая оскорблениям. Объединились тогда многие добрые гшрожанё и купцы, среди которых был один ве­ликий и могущестгвенный горожанин, умный, храбрый и добрый муж по имени Дяасанно делла Белла, очень смелый, из хорошего рода, которому нже нравились эти несправедливости. Он стал их главой и руководителем и, будучи избран в новую синьорию, с помощью народаа и своих коллег способствовал укреплению позиций народа.... И были приняты законы, названные «Уста­новлениями справедливости», и были они направлены против могущественных i грандов, которые наносили обиды пополанам..-И постановили, ччтобы каждая семья, имевшая в своем составе рыцарей, считалзась принадлежащей к грандам, и члены ее не могли бы быть изьбраны в синьорию, стать гонфалоньерами спра-

редливости или членами правительственных комиссий. И было всего таких семей тридцать три... И я, Дино Компаньи, будучи гонфалоньером справедливости в 1293 году, направился к их домам и домам их родственников и приказал разрушить их со­гласно этим законам» (Цит. по: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Очерки. Л., 1987. С. 39). Таким образом в конце XIII в. во Флоренции окон­чательно было установлено политическое господство торгово-ре-щесленного сословия: «цехи превращаются в организации, вне ко­торых отныне нет полноправной государственности. В их руках -политическая власть» (Баткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 216). Все остальные категории непривилегированного населения - слуги, наемные рабо­чие и другие - были отстранены от участия в управлении. Нобили не исключались из политической жизни. Они могли записаться в цехи и изменить свой статус на пополанский.

В XIV-XV вв. во Флоренции, как и в других итальянских горо­дах-государствах, продолжается трансформация государственных институтов. В условиях сложной социальной обстановки, обостре­ния борьбы за власть постоянно учреждаются новые должности, изменяются сроки их полномочий и т.д. Перемены в городском праве нашли отражение в поговорке «флорентийский закон дер­жится с вечера до утра, а веронский - с утра до полудня».

Вслед за обновлением законодательства изменяются избира­тельные правила и процедуры. Пример проведения обновлен­ных выборов приводит знаме-

нитый политический деятель и писатель Флорентийской рес­публики Никколо Макьявелли: «Прежде (до 1323 г. - Прим. авт.) состав Синьории обнов­лялся через определенные промежутки времени. Теперь синьоры и их коллеги, чувст­вуя себя достаточно сильны­ми, изменили этот порядок, присвоив себе право заранее намечать новых членов на сле­дующие сорок месяцев. Запи­ски с именами заранее отоб­ранных членов Синьории скла­дывались в сумку и каждые Два месяца извлекались отту-Да. Но так как значительное Количество граждан опаса­лось, что их имена в сумку не Попали, пришлось еще до ис­течения сорока месяцев доба­вить новые имена. Так возник

Палаццо Синьории во Флоренции.

обычай заблаговременно отбирать новых кандидатов на маги­стратуры задолго до истечения полномочий старых магист­ратов, как в стенах города, так и вне их, и таким образом имена новых должностных лиц были известны уже тогда, когда старые находились еще у власти. Такой порядок избрания стал впоследствии называться выборами по жребию. Посколь­ку содержимое сумки обновлялось каждые три года, а то и раз в пять лет, казалось, что означенным способом город из­бавляется от лишних треволнений и устраняется всякий по­вод для смуты, возникавшей при смене каждой магистратуры из-за большого количества притязающих на нее лиц. К этому способу прибегли, не найдя никакого иного, но никто не за­метил тех существенных недостатков, которые таились за этим не столь уж значительным преимуществом» (Макьявелли Никколо. История Флоренции. М., 1987. С. 81 - 82).

Представление о значимости избирательных правил и проце­дур сохраняется даже в периоды острых социальных конфлик­тов. В 1378 г. восставшие чомпи (чесальщики шерсти) попыта­лись вписаться в действующую политическую систему. В приня­том под их давлением постановлении Синьории от 21 июля 1378 г. содержалось требование о новых выборах: «..пусть приоры цехов и знаменосцы правосудия вместе со знаменосцами цехо­вых организаций и 12 добрыми мужами вышеназванной город­ской коммуны и обе их партии выступят активно и распорядят­ся подготовить новые мешки и произвести новые выборы по жребию Совета Коммуны и вышеназванный Совет должен быть переизбран, как только будут изготовлены вышеупомянутые мешки» (Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. П. М., 1950. С. 250). О том же свидетельствует хроника Стефани: «В воскресенье 29 числа того же месяца (августа) того же 1378 г. из избиратель­ных мешков вынуты были записки с именами новых приоров и знаменосца. Чомпи стояли на площади и кричали: «такого-то не хотим: рвите записку; хорошо, хорошо!» Все записки, ко­торые им не нравились, были разорваны...» (Там же. С. 243).

Для избирательной системы Флорентийской республики были характерны многоступенчатая жеребьевка и краткосрочность маги­стратур. В реконструкции Л.М. Брагиной правила проведения выборов после принятия статутов 1415 и 1423 гг. выглядели следу­ющим образом. Выдвижение должностных лиц проходило в два этапа. На первом проводили всеобщее голосование, на втором выбирали должностных лиц посредством жребия. Голосование проходило раз в пять лет под контролем Синьории, «12 добрых мужей», 16 гонфалоньеров компаний, консулов 21 цеха, членов не­скольких высших коллегий и 80 граждан, которых избирали Синь­ория и две специальные коллегии. В нем участвовали все припи­санные к цехам полноправные граждане. Во время голосования составлялись обширные списки кандидатов, в которых указыва­лось до нескольких тысяч фамилий. Карточки'с именами соиска-

течей распределялись специальными лицами - аккопьяторами по стольким кожаным сумкам, сколько избиралось магистратур. На этом первый этап выборов заканчивался.

Второй этап - выборы по жребию - проводился следующим образом. Подеста, сохранивший к этому времени формальные функции, во Дворце Синьории в присутствии высших магистра-тов и всех желающих извлекал из избирательных сумок имена кандидатов до тех пор, пока не заполнялись вакантные места в органах власти. Список соискателей был действительным в тече­ние пяти лет, однако карточки могли перекладываться из одной сумки в другую. Если те или иные кандидаты ни разу не были избраны магистратами, то их имена присоединяли к новому спис­ку. При этом строго соблюдалось правило о том, что избирать на выборную должность можно не чаще, чем раз в три года.

Перемены в избирательном законодательстве способствовали ускорению процессов политического размежевания во Флорен­ции. Вокруг выборов магистратов разворачивалась ожесточен­ная партийная борьба. Враждующие группировки купцов, круп­ных ростовщиков, цеховой верхушки стремились заполнить ор­ганы власти своими сторонниками. Борьба шла даже за должно­сти аккопьяторов. В 1434 г. побеждает партия Медичи, которая в дальнейшем распределяет все республиканские посты между своими приверженцами. Постепенно политический строй Фло­ренции трансформируется в олигархическое правление. В пери­од с 1469 по 1492 гг. важнейшие государственные магистратуры находились в руках 25 семейств, связанных с домом Медичи родственными и экономическими узами. Ответом на установле­ние олигархического режима становятся требования возврата к прежним коммунальным ценностям. В конце XV в. известный религиозный и политический деятель Джироламо Савонарола предлагает в трактате «Управление Флоренцией» вновь пере­дать власть народному собранию. Этот проект потерпел неуда­чу. К прежним формам правления возврата уже не было.

Венецианская республика может служить наиболее ярким при­мером олигархической патрицианской республики. Сложившиеся здесь избирательные и иные политические традиции укрепляли государственную власть, препятствовали возникновению тирании. «Участие всех венецианских нобилей в управлении городом и го­сударством способствовало концентрации коллективного полити­ческого опыта, а выборность и краткосрочность всех должностей, постоянный переход каждого нобиля от управления к контролю сдерживали центробежные силы личных и групповых пристрас­тий» (Климанов Л.Г. Венецианские «секретари». О политичес­кой культуре итальянского города / / Городская культура. Сред­невековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 108).

В эпоху раннего средневековья во главе Венецианского госу­дарства стояли выборные, а затем - наследственные герцоги. В середине XII в. здесь утвердилась коммуна, в которой народное собрание избирало дожа - пожизненного правителя республики и

Совет мудрейших - органа с законодательными функциями, g формировании политических институтов принимали участие все свободные граждане, достигшие 20-летнего возраста. Характер­ными чертами избирательных процедур этого времени стали сти­хийность, несовершенство и примитивность форм: «Порядок вы­боров дожа не был четко разработан, они проходили без голосова­ния, имя кандидатов просто выкрикивали, как часто бывало и в других государствах раннего средневековья. Такие выборы со­провождались великим шумом и беспорядками. Провозгласив дожа, ассамблея подобным образом назначала и советников - «мудре­цов» (Чиколини Л.С. Эволюция политического строя Венеци­анской республики. Путь к олигархии // Власть и политичес­кая культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 329).

Во второй половине XII - XIII в. в республике формируются новые государственные институты. Этот процесс отразил сослов­ную дифференциацию в венецианском обществе и укрепление по­зиций торгово-предпринимательской верхушки. Высшим органом власти становится Большой совет. Кроме него, появляются: Малый совет с исполнительно-контрольными функциями, переросший за­тем в Синьорию, Трибунал или Совет сорока, ведавший судопроиз­водством, надзором за чеканкой монет и монетарным режимом, «Со­вет просимых», который решал экономические вопросы и позднее был переименован в Сенат, другие государственные учреждения. С их упрочением должность правителя постепенно становится номи­нальной, «пышной декорацией», по замечанию исследователя.

Новая политическая система приводит к изменению выборных правил. С 1172 г. выдвижение дожа проводится с использовани­ем особой избирательной процедуры. В реконструкции Л.С. Чи­колини она выглядела следующим образом: вначале народное собрание выдвигало выборщиков (по разным оценкам - от 2 до 4-х человек) от каждого из шести городских кварталов, которые затем формировали корпус избирателей из 450 - 470 представите­лей знатных венецианских семей (но не более четырех от одной семьи). Последние определяли коллегию из 11 выборщиков, кото­рой и предстояло избрать дожа. Обязательным условием реше­ния коллегии было единогласное мнение всех ее членов. Установ­ление такой процедуры означало, что «к избранию главы государ­ства народ теперь не имел прямого отношения, с вновь избран­ным дожем люди знакомились в базилике св. Марка, где происхо­дила церемония его представления» (Там же. С. 330).

Избирательные процедуры заканчивались присягой и трон­ной речью дожа, которая являлась своеобразной программой дей­ствий высшего должностного лица республики. За точным вы­полнением обещаний следили «корректоры присяги». Со смер­тью правителя его финансовые дела изучала комиссия «инкви­зиторов по делам погребенного дожа». При выявленных зло­употреблениях наследники умершего возмещали республике причиненный ущерб. Скончавшийся в 1321 г. дож Лоредано «был обвинен в том, что исполнял должность не с тем великолепием,

т

как полагалось бы; его наследникам пришлось внести в казну 1500 дукатов» (Там же).

В середине XIII в. народное собрание окончательно исчезает йз политической системы Венеции. С этого времени наследст­венный нобилитет узурпирует формирование высших органов власти. К выборам не допускаются священники, средние и мел­кие торговцы, ремесленники, наемные рабочие и другие слои на­селения. По подсчетам исследователей, в XIV в. полноправными гражданами считались представители 2000 патрицианских се-мей, которые составляли всего 8 % жителей республики.

Выдвижение дожа стало проходить через более сложную и многоступенчатую избирательную процедуру. В 1268 г. Большой совет выдвинул из своего состава тридцать выборщиков, которые в свою очередь делегировали еще девятерых, а последние избрали сорок электоров среди членов Совета и вне его. Затем сорок элек-торов выделили двенадцать, последние избрали сорок пять вы­борщиков, а те, в свою очередь, - выделили еще одиннадцать человек. Только на последнем этапе была образована коллегия из сорока одного выборщика, которая и назвала имя нового правите­ля республики. Позднее наиболее примечательными стали выбо­ры дожа в сорок один этап.

Не менее запутанным было ежегодное формирование других высших государственных институтов. Кандидатами в члены Боль­шого совета «автоматически становились аристократы, достиг­шие 25-летнего возраста. По жребию (или за особую плату) могли посещать совет и младшие сыновья патрициев, которым испол­нилось 20 лет. Принятие в члены совета обставлялось опреде­ленной процедурой, от кандидатов требовали доказательства знат­ности происхождения и соответствия их возраста. Возросла мно­гоступенчатость выборов, они сопровождались обязательными церемониями, неисполнение которых грозило сделать результа­ты их недействительными» (Там же. С. 335-336).

Венецианская республика сохранила олигархический харак­тер до конца XVIII в. Оккупация войсками Наполеона Бона­парта привела к ее исчезновению. В течение этих столетий неод­нократно создавались новые государственные институты и изме­нялись избирательные процедуры, которые вызывали значитель­ный интерес у современников. В середине XVII в. католический священник и славянский просветитель Юрий Крижанич, соби­рая сведения для своей «Политики», занес в нее следующие по­дробности выборов дожа: «Венецианцы же так избирают сво­его князя: Во-первых, они открытым голосованием избирают из своего числа сто (если не ошибаюсь) выборщиков.

Во-вторых, эта сотня избирает трех особ тайным голосова­нием: то есть каждый подает записку с тремя именами. Голо­са подсчитывают, и из тех троих, кто получил больше всего голосов, один должен стать князем.

В-третьих, эти три имени пишут большими буквами и под каждым [именем] ставят корзину с дыркой для шариков. А

корзины поставлены так, что в них можно попасть лишь че­рез одну большую дыру, и когда кто-нибудь бросает шарик, то никто не знает, под какое имя или в какую корзину он его

Бросил.

Думники сидят за столом, на столе стоит ящик с этими тремя корзинами, а писец читает список и вызывает по име­нам всех венецианских бояр и благородных людей. Они под­ходят и каждый бросает один шарик в ту корзину, куда он хочет. А шариками служат не бобы и не фасоль, а мягкие пуговицы из бумаги, чтоб не слышно было, куда они падают. А в иных случаях, когда решают, делать что-либо или не делать, каждому дают по два бобовых зерна: одно - белое, другое - черное. И если будет больше белых зерен, дело со­стоится, а ели больше черных - не состоится.

А здесь, где выбирают, кому из троих быть князем, когда пройдут все бояре, то и думники один за другим подадут свои голоса (или бросят свои шарики). Затем вытряхивают каждую корзину в отдельности и считают шарики. И тот, у кого будет больше шариков, станет князем» (Крижанич Юрий. Политика. М., 1997. С. 462). Для Крижанича была очевидна значимость венецианских избирательных процедур. Они были поставлены в один ряд с выборами римских пап и германских императоров.

Политические институты итальянских городов-государств ста­ли значимым элементом средневековой городской культуры, спо­собствовали формированию правосознания значительной части населения. Современный исследователь так суммирует их осо­бенности: «Это прежде всего четко разработанная правовая осно­ва государственности - городские статуты постоянно обновляются и дополняются, охватывая все стороны администрирования. Да­лее - разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающее действенность законов и эффективность всех органов управления. Наконец, демократические принципы организации политической жизни - равенство всех граждан перед законом, выборность и частая сменяемость должностных лиц, пуб­личное обсуждение кандидатур, выдвигаемых в различные магис­тратуры. Отметим также важную пропагандистски-политическую роль понятия-лозунга «свобода» в борьбе широких масс за со­хранение и расширение демократических порядков. В противо­борстве авторитарных и коллективистских начал власти, харак­терном для средних веков, в итальянских городах-государствах коллективистские начала побеждали чаще, чем в других странах Европы и сохранялись в течение нескольких столетий» (Брагина Л.М. Особенности политической структуры итальянских горо­дов-государств / / Власть и политическая культура в средне­вековой Европе. М., 1992. С. 308 - 309).

Т

ПРИЛОЖЕНИЕ

Публикуемые материалы дают представление о выборах должностных лиц Флорентийской республики и советников города Марселя. «Установления справедливости» наиболее ха­рактерно отразили социальную борьбу в итальянских попо-ланских республиках XIII - XIV вв., в ходе которой гпоргово-ремесленные слои завоевали избирательные и другие полити­ческие права. Второй документ содержит сведения о статусе должностных лиц в коммуне Марселя.

ДОКУМЕНТ № 1. 18 января 1293 г.

«УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ»*

Так как правосудие заключается в постоянной и неизменной воле к воздаянию каждому по праву, то и провозглашаются для общественной пользы нижеизложенные [Установления], заслу­женно названные Установлениями Правосудия

[III] Об избрании и о должности господ Приоров цехов

...с целью обеспечить избрание господ Приоров цехов и от­правление ими должности на пользу членам цехов, и пополанам, и общественному благу - установлено и решено, в соответствии с разделом Статута господина Капитана относительно выборов Приоров, что избрание будущих Приоров цехов должно произ­водиться нижеозначенным образом. А именно: господин Капи­тан... с ведома и по воле господ Приоров цехов, в назначенном ими месте, за день до истечения срока данного приората или ранее, если будет угодно господам Приорам, велит созвать ста­рейшин двенадцати старших цехов, а также мудрых и добрых мужей, членов цехов, - тех и столько, кого и сколько пожелают избрать и призвать к сему господа Приоры. И в присутствии господ Приоров господин Капитан-Защитник совещается со ста­рейшинами и мудрыми, каким образом и в какой форме должно проходить и проводиться коммуной избрание будущих приоров, числом шесть - по одному от каждой сесты, на два последующих Месяца... Называя и внося в списки [для голосования] тех, кого хотят избрать Приорами, надлежит... [указывать] самых луч-

* Вариант перевода «Установлений справедливости»

1 —1606

ших, благоразумных и честных членов цехов города Флоренции, постоянно занимающихся цеховой деятельностью [или же за­писанных в книгу-матрикул какого-либо цеха города Флорен­ции], лишь бы они не были рыцарями... И не может избираться и входить в приорат тот, кто когда-либо входил уже в него на протяжении двух последних лет... И не могут быть избранными одновременно двое и более приоров от одного и того же цеха... Когда же избрание осуществится указанным способом, господин Капитан-Защитник в первый день вступления в должность При­оров да введет их своей рукой в Совет или собрание, где вручает­ся Знамя Правосудия, и прежде чем дать им Знамя, да заставит вновь избранных приоров принести клятву, что они будут стара­тельно, законно и верно отправлять должность... И никто из избранных по указанной форме Приоров не может и не должен отказываться от этого звания по какой бы то ни было причине.

[IV] Об избрании и о должности Знаменосца Правосудия и о пешем [ополчении] в тысячу человек

А также решено, что в день избрания Приоров цехов госпо­дин Капитан-Защитник и Приоры предыдущего срока (qui pro tempore tuerint) созывают к себе старейшин двенадцати стар­ших цехов.., а также двух опытных мужей от каждой сесты (по усмотрению господ Приоров), которые после клятвы в том, что избрание будет произведено законным образом, определяют сра­зу же, от какой сесты должен быть избран Знаменосец. Когда сеста определена, они избирают от указанной сесты шестерых опытных мужей, пополанов и членов цехов. После чего из числа этих шести выбирается посредством тайной баллотировки Зна­меносец, причем старейшины и мудрые, принадлежащие к ука­занной сеете, не участвуют в голосовании и не имеют права голо­са. И тот, кто получит больше голосов, и становится Знаменос­цем Правосудия на два месяца, с того же дня как новые Приоры вступают в должность. И да будет Знаменосец Правосудия из числа крупнейших пополанов, членов цехов города Флоренции, и да печется он чистым сердцем об ее мире и покое. И да не будет он из числа магнатов названного города.

Хрестоматия памятников феодального

государства и права стран Европы / Под ред.

В.М. Корецкого. М., 1961. С. 561 - 562, 564 - 567.

ДОКУМЕНТ № 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...