Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Снижение напряжения ситуации.




Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усили­вающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен­ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

- наказание или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег­да, ... », «Ты никогда не... »;

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.

 

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

1. Гиперактивно-агрессивный ребе­нок. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол­лектив сверстников, могут стано­виться агрессивными. Необходимо грамотно выстраи­вать систему ограничений, исполь­зуя в том числе и игровые ситуа­ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эм-патии, сочувствия к другим -сверстникам, взрослым и ко всему живому.
2. Агрессивно-обидчивый и исто­щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу­чения, но и с болезнью роста, осо­бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель­ность, ранимость могут провоциро­вать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить пси­хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе­ренапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозици­онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако­мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае­тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен­ку скучно, нечем заняться, и он пе­реносит на вас собственное на­строение и проблемы, перекладыва­ет ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен­ком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре­бенка от мнимой угрозы, «нападе­ния». Работайте со страхами, моделируй­те, то есть создавайте, опасную си­туацию и вместе с ребенком пре­одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием при­ятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ре­бенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на­рушена. Причины могут быть в не­благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек­туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно­сти, черствости, уплощенности, по­вышенной аффективной (эмоцио­нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ­ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби­женному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуман­ные чувства у такого ребенка: жа­лейте, гладьте кошек и собак, уха­живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по­давленное состояние другого чело­века и стимулируйте желание по­мочь. Если это не помогает, при­учайте ребенка нести ответ­ственность - «отра-батывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Пред­ложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).

 

 

Приложение 6

 

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

 

1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вре­да для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти дейст­вия, не попадаясь на уловку.

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) Обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовы­вать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей; выплескивать внутреннее напряжение через ак­тивные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявле­ние символической агрессии;

Развитие у ребенка умения снижать уровень эмоциональ­ного напряжения через физическую релаксацию (для этого ис­пользуются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыха­тельные упражнения, методы аутотренинга и т. п. );

2) Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманисти­ческом подходе). В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем;

3) Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

В. Оклендер считает, что в психокоррекционной работе с аг­рессией следует предусмотреть четыре фазы.

1. Предоставить ребенку приемлемые методы для выраже­ния подавляемого гнева.

2. Помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.

3. Осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).

4. Обсудить с ребенком проблему гнева.

 

 

Приложение 7

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...