Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинематика материальной точки




ФИЗИКА

Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов-бакалавров по направлению подготовки:

Продукты питания животного происхождения»

Орел, 2012

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов - бакалавров по направлению подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» разработано на основании примерной программы дисциплины “Физика” цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин к ФГОС ВПО третьего поколения для данного направления.

 

Рецензенты: к.ф-м..н., доцент кафедры физики ФГБОУ ВПО ОГУ

Румянцев В.С.;

И.о.зав. кафедрой физики, к.ф-м.н., доцент ФГБОУ ВПО Орел ГАУ Гришина С.Ю.

.

 

Составители: к..п. н., доцент ФГБОУ ВПО Орел ГАУ – Зубова И.И.

Ст. преподаватель кафедры физики ФГБОУ ВПО

Орел ГАУ – Тверская Н.В.

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры “Физики” (Протокол № 3 от 17.10.12 )

 

Одобрено методической комиссией факультета “Гуманитарных и естественно научных дисциплин”

(Протокол № 3 от 23.11. 12 г.)

 

Утверждено на заседании методического совета ФГБОУ ВПО

Орел ГАУ (Протокол № от. 12г.)

 

 

© Зубова И.И., Тверская Н.В.

© Издательство ФГБОУ ВПО

Орел ГАУ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебно-методическое пособие ставит своей целью оказание помощи студентам по организации самостоятельной работы при подготовке к экзамену, модулям по курсу физики для студентов бакалавров по направлению «Продукты питания животного происхождения». Оно составлено на основе государственного образовательного стандартов высшего профессионального образования для данного направления.

Цель настоящих методического пособия – оказать помощь студентам- бакалаврам в изучении курса физики.

Цели освоения дисциплины.

 

Целями освоения дисциплины являются: формирование представлений, понятий, знанийо фундаментальных законах классической и современной физики и навыков применения в профессиональной деятельности физических методов измерений и исследований.

 

Задачами курса физики являются:

· изучение законов окружающего мира в их взаимосвязи;

· овладение фундаментальными принципами и методами решения научно-технических задач;

· овладение методами лабораторных исследований;

· освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

· формирование у студентов основ естественнонаучной картины мира;

· ознакомление студентов с историей и логикой развития физики и основных её открытий.

· выработка умений по применению законов физики в сельскохозяйственном производстве.

Место дисциплины в структуре ООП

 

Физика входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла в структуре ООП. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Физика» являются: школьный курс физики и математики, высшая математика, векторная алгебра. Курс «Физика» является базовым для всех направлений подготовки агрономического образования. Он позволяет обучающимся получить углубленные знания основных физических явлений, фундаментальных понятий, законов классической и современной физики и навыки для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального образования в магистратуре.

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

· основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях;

· основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения;

· фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки;

· назначение и принципы действия важнейших физических приборов;

 

Уметь

· объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

· указать, какие законы описывают данное явление или эффект;

· истолковывать смысл физических величин и понятий;

· записывать уравнения для физических величин в системе СИ;

· работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории;

· использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных;

· использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.

Владеть:

· использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях;

· применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач;

· правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории;

· обработки и интерпретирования результатов эксперимента;

· использования методов физического моделирования в инженерной практике.

 

После завершения обучения студенты должны обладать следующими компетенциями в области физики:

  • готовностью и способностью использовать фундаментальные законы природы и основные физические законы в профессиональной деятельности (К-1);
  • готовностью использовать физико-математический аппарат и способностью его применять для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (К-2);
  • способностью к теоретическим и экспериментальным исследованиям в избранной области технически и технологически (К-3);
  • готовностью учитывать современные тенденции развития физики в своей профессиональной деятельности (К-4);
  • способностью самостоятельно осваивать современную физическую аналитическую и технологическую аппаратуру различного назначения и работать на ней (К-5);
  • способностью использовать технические средства для изучения свойств физико-технических объектов (К-6).

общекультурными компетенциями (ОК):

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения ( ОК-1 );
  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ( ОК-2 );
  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе ( ОК-3 );
  • способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность ( ОК-4 );
  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ( ОК-5 );
  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ( ОК-6 );
  • умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков ( ОК-7 );
  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ( ОК-8 );
  • способностью представлять современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры ( ОК-11 );
  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

общепрофессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
  • готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-21);
  • способностью применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам (ПК-24);
  • способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (ПК-26).

 

Студенты данных направлений подготовки изучают курс физики один семестр. Занятия по физике делятся на аудиторные – под руководством преподавателя и самостоятельные – работа с книгой или конспектами лекций в читальном зале, дома или в лаборатории, выполнение домашних контрольных работ.

Аудиторные занятия включают в себя лекционные и лабораторные занятия.

В конце изучения курса физики студент защитить научный реферат и сдать экзамен. В течение семестра они выполняют 4 домашние контрольные работы и сдают 4 модуля.

При изучении курса физики на данной специальности отсутствуют в учебном плане практические занятия по решению задач, поэтому в рабочих программах предусматривается выполнение домашних контрольных работ, так как в билеты для модулей и экзаменационные билеты включаются задачи.

Данное методическое пособие поможет студентам в подготовке к выполнению домашних контрольных работ, к модулям и экзамену.

Методическое пособие построено с учетом модульного обучения, сущность которого состоит в делении учебного материала на логически завершенные блоки (модули).

Весь курс физики для данных направлений разбит на 4 модуля:

Модуль 1. Физические основы механики. Механические колебания и волны.

Модуль 2. Термодинамика и молекулярная физика

Модуль 3. Электричество и магнетизм

Модуль 4. Основы оптики и квантовой физики.

В учебно-методическом пособии к каждому разделу модуля даны краткие теоретические сведения, основные формулы, примеры решения типовых задач, задачи для самостоятельного решения.

В конце каждого модуля предлагаются теоретические вопросы, примерные варианты контроля заданий, тестовые задания для подготовки к модулям

Отчет по модулю проходит в два этапа:

- первый этап – компьютерное тестирование по основным положениям и понятийному аппарату дисциплины. Модуль I включает 77 тестовых заданий, модуль II – 45 тестовых задания, модуль III - 17. На тестирование отводится до одного часа времени.

- второй этап – выявление знания логических связей дисциплины, умений решать задачи, в том числе комплексных, по соответствующим разделам физики – проводится в письменной форме с последующим собеседованием.

Для успешного усвоения материала проводится рейтинговая оценка учебной деятельности студента.

Безупречное усвоение изучаемых студентом в семестре разделов физики оценивается в 100 рейтинговых баллов (в Таблице 1 дано соответствие рейтинговых баллов академическим оценкам).

Таблица 1

Шкала пересчета рейтинговых баллов в традиционные академические

оценки

Баллы 0-54 55-69 70-84 85-100
Академи - ческая оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Зачет Не зачтено Зачтено

 

По результатам промежуточных этапов контроля в семестре (отчетам по темам модулей и расчетно-графическим работам) максимальное количество рейтинговых баллов равно 60. Также студент в течение семестра может набрать дополнительно еще 25 баллов за домашнее решение задач и при отчете лабораторных работ.

Предусматривается система поощрительных баллов (до 15) за участие студентов в научно-исследовательской работе, а также олимпиадах по физике.

Если суммарный результат, набранный в течение семестра, равен 55 баллам и выше, то студент получает зачет или экзаменационную оценку (по шкале) без участия в итоговом аттестационном испытании.

Студент, пропустивший контрольные мероприятия по уважительной причине, сдает отчет по индивидуальному графику на зачетной неделе в конце семестра.

У студентов, набравших менее 55 баллов, и студентам, которых не удовлетворяют общий набранный балл в семестре и соответствующая ему академическая оценка, предлагается сдача письменного экзамена в экзаменационную сессию по билету, содержащему вопросы по всем разделам физики, изучаемым в семестре. Максимальная сумма баллов, которую при этом может набрать студент, – 85.

Использование 100-балльной шкалы обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки (например, оценке “отлично” соответствует диапазон от 85 до 100 баллов). Особенно это заметно при изучении разделов, завершающихся зачетом.

Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, форму проведения контроля, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливают на заседании кафедры физики. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении на первом занятии в семестре.

 

Выписка из примерной программы дисциплины «Физика» цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин д

(к Государственному образовательному стандарту 3 поколения)

 

ВВЕДЕНИЕ

Материя, её виды и формы существования. Физический объект, физическое явление, физический закон, физическая теория.

Методы физических исследований. Экспериментальные и теоретические методы в физике. Роль модельных представлений в физике.

Физические величины, их измерение и оценка точности и достоверности полученных результатов. Системы единиц физических величин.

 

    1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ

Кинематика материальной точки

Системы отсчета. Относительность движения. Траектория, перемещение, путь. Линейные и угловые скорости и ускорения.

 

Законы Ньютона

Силы. Инерциальные системы отсчета. Динамика материальной точки. Масса. Законы Ньютона. Начальные условия. Импульс. Изменение импульса механической системы. Закон сохранения импульса.

Момент импульса

Момент силы. Момент импульса материальной точки и механической системы. Уравнение моментов для механической системы. Закон сохранения момента импульса механической системы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...