Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рейсовое пассажирское сообщение.

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Предъявитель этого письма, Абабаков Артур Афанасьевич,

Является участником международной экспедиции «По вокзалам и лесам России», организованной Новогородским Обществом Стопщиков (НОС). Маршрут экспедиции: Великий Новгород – Чудово – Малая Вишера – Тихвин – Лодейное Поле – Олонец – Чимкент – Москва. Целью экспедиции является изучение истории и современного состояния вокзалов, полей, рек и дорог Северо-Востока России.

НОС обращается к работникам транспорта, к сотрудникам милиции и местных органов власти с просьбой оказать содействие участнику экспедиции.

Подпись, печать, дата.

 

Хорошо составленная Дорожная грамота пригодится вам не только для проезда в локомотиве или поезде, но и поможет при попадании в погранзону (а погранзоной у нас покрыта немалая часть территории страны), при входе в национальный парк и другие районы ограниченного доступа, а также при приставании милиционеров или других официальных лиц.

…В цивильных регионах вас будут брать хуже, чем в глухих, но общее увеличение числа поездов даже повысит вашу скорость. Если на БАМе проходит в среднем 2-3 состава в сутки (из них 1 пассажирский), то на Транссибе поезда идут с интервалом в час или даже чаще. Соответственно, ехать будете быстрее.

Некоторые пригородные поезда в Сибири имеют «бич-вагон» – платформу или теплушку, на которой проезжают местные жители, рыбаки, пьяницы и туристы без оплаты. Только летом: зимой там слишком холодно!

 

 

Замечу, что двигаться по ж.д. в Центральной России довольно утомительно: всё время бегаешь то к одному поезду, то к другому. Конечно, если у вас есть деньги, а в кассе есть билеты – проще купить билет и не дёргаться. Если же ехать «цивильно» не желается, а хочется приятной и быстрой езды, – в центральных регионах спокойнее использовать обычный автостоп.

ГИДРОСТОП

Железнодорожное и автомобильное сообщение охватывает не более 1/4 территории России. В оставшиеся 3/4 люди попадают по воздуху, что весьма дорого и неромантично, а грузы — преимущественно по воде (зимой — по автозимникам). Основным способом достижения отдалённых местностей летом является гидростоп (передвижение на попутных речных и морских судах), именуемый «Автостоп 3-го рода».

Гидростоп известен издревле. Так, более 2500 лет назад библейский пророк Иона, договорившись с капитаном, пытался уплыть на попутном корабле в Фарсис. Впрочем, во время шторма гидростопщик-неудачник был выброшен за борт и проглочен большой рыбой. Проведя в желудке рыбы около 3 суток, он вернулся рыбостопом обратно.

Более удачливым в этом отношении был известный путешественник, писатель Ленарт Мери. В 1970-х гг. н.э. он сумел пройти гидростопом Северный морской путь и другие пути, о чём повествовал в своих книгах. В 1990-х Л.Мери стал Президентом Эстонии и плавать перестал.

ПЛАВАНИЕ НА ГРУЗОВЫХ СУДАХ

Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда могут проникнуть и путешественники. При движении «туда» надо обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность судоходства, 4) время в пути.

Главное — найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой (Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... — для посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск, Красноярск, Усть-Кут, Якутск... — для движения на север по соответствующим рекам).

Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход на Большую Землю и стараетесь уплыть на нём. Тут уже, как правило, не выбираем.

Крупнейшие морские порты, даже на севере (Дудинка, Мурманск, Магадан...) навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь действуют практически все речные и морские порты.

Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую Землю (Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек — примерно раз в месяц. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц, а на Хатангу (Таймыр) — 1-2 раза в год. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.

Скорость морских судов — 300—500 км в сутки. Речных, как правило, меньше; бывает 300, 200, 100 км в сутки и меньше.

Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода, б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не заскучать на борту. Итак:

В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход ещё разгружается, иногда невозможно установить, куда он пойдёт затем: на Чукотку, во Владивосток или в Сан-Франциско.

Но если началась погрузка, — будьте уверены, что порт назначения уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий туда, куда вам нужно.

(На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить суда ещё тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных жителей.)

Погрузка и разгрузка — процессы, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней. Не провороньте!

Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт. Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно: а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск в бюро пропусков. Есть и неохраняемые порты.

Пускать гидростопщиков или нет — решает, на внутрироссийских линиях, непосредственно капитан. На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте настойчивы и требуйте встречи с капитаном.

Перевозка людей на грузовых судах в пределах России не является чем-то запрещённым. Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн лишние 100 кг — сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50 тысяч тонн — это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно, что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.

Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить некую сумму денег на ваше пропитание, или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. Если денег мало, то предложите свои рабочие руки — ведь ваш неквалифицированный и бесплатный труд может прийтись очень кстати на судне!.. Итак, идите к капитану с внутренней уверенностью в своей правоте.

Единственная реальная причина отказа — перенаселение теплохода другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров, а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот фактор — серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже это может не играть никакой роли.

Погрузившись на борт судна, возрадуйтесь. Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает всё время. Спите, читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой до окончания навигации!

q Мы с Андреем плыли из Иркутска в Хандыгу (более 600 км) шесть дней на попутной барже. Передвижение было бесплатным, но предварительно закупили еду. Единственное, что осложняло плавание — на барже плыл «Камаз» со 140 ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.

q Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили. Подробности — в книге «АвтоSTOPом по России».

q С.Лекай и О.Смирнова 28 суток плыли на попутной барже из Кисангани в Киншасу (республика Конго-Заир). Схожее путешествие, но в обратном направлении, проделал в то же время московский путешественник Зинченко.

q Зафиксированы случаи и «межконтинен­тального» гидростопа. Известный путешественник В.Несин, ходящий по миру босиком, использовал «международный гидро­стоп» несколько раз; например, ему удалось уплыть из Новой Зеландии в США. Однако, с каждым годом это всё сложней!

К сожалению, возможности вольных международных плаваний плохо изучены. Есть мнение, паспорт моряка мог бы помочь в сём. Также говорят, что можно найти попутные яхты. В целом же, случаи межконтинентального переплыва в нашей практике так редки (считанные несколько случаев за последнее десятилетие) – не надейтесь на него. Ведь за время стоянки и погрузки судна нужно успеть получить согласие капитана судна, агента в порту и хозяина-судовладельца на другом конце мира; нужно и заранее иметь визу в страну назначения. Редко когда успеешь получить всё это и уговорить всех. Проще и быстрее заработать денег на авиабилет и улететь на обычном рейсовом самолёте, чем околачиваться в далёких портах в поисках международных, плохо берущих, пароходов.

Рейсовое пассажирское сообщение.

Есть в России и пассажирское водное сообщение по большим рекам и озёрам. Эти пассажирские суда, в отличие от грузовых, ходят регулярно, согласно расписанию. Но со времён СССР и до сих дней интенсивность движения водного транспорта и количество маршрутов из года в год снижается – их уже почти не осталось. Только великие сибирские реки (Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара) сохранили пассажирские суда, но и их меньше с каждым годом.

Вольный путешественник, желающий уплыть на этих малочисленных судах, – может приобрести билет и поддержать увядующее речное сообщение. Если же с деньгами у вас худо, – смело заходите на судно и договаривайтесь с капитаном, объяснив свою путешественническую сущность. Можете показать «Дорожную грамоту», если она у вас есть. Капитан, скорее всего, не откажет.

Раньше были рейсовые океанские теплоходы, перевозившие людей, например из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет, как все они отменены. Океанские пассажиры, недолго думая, перебрались на грузовые суда, заполоняя там своими телами не только свободные каюты и лазареты, но даже уже почти и туалеты. Большинство таких пассажиров платят некую мзду капитану, но вольный путешественник может, договорившись, проехать и без неё. Впрочем, обычно на судне имеется питание, так что можно заплатить (это недорого) или попроситься выполнить какие-то работы.

Пассажирских международных теплоходов через океаны и моря мира НЕТ. В Америку, Бразилию, Индию или на Таити уплыть на рейсовом пассажирском пароходе нельзя. Остались только редкие круизные лайнеры для буржуев (но проезд в них стоит дороже авиабилета, а процесс вписки не изучался).

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Если вы в своих путях перемещались автостопом, на электричках, в товарняках и т.д., оголодали, замёрзли, загрязнились и вернулись домой недели через две с твёрдым решением: спать, есть, мыться и никогда больше не бомжевать, — это означает, что вы занимались не научными путешествиями, а бомжизмом.

Научное путешественничество имеет глобальное отличие от бомжизма.

Человек, путешествующий научно, сохраняет свой организм в здоровом виде, нормально питается, моется и спит по желанию. Бомж не придерживается здорового образа жизни, ест что придётся, моется по случаю и спит, пока не прогонят.

Научный путешественник приносит людям, встречающим его, радость, бомж — желание избавиться от оного. Научный путешественник приходит к счастью, бомж — не достигает успеха.

НАУЧНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК —

ЭТО НЕ БОМЖ!

 

Жизнеобеспечение — поддержание тела в пригодном для дальнейшей жизни состоянии — является одной из основных задач путешественника. Можно даже во время путешествия нормально питаться (независимо от количества денег), нормально спать, по необходимости мыться, и не только не терять, но и увеличивать физические силы организма. О том, как это делается, вы прочитаете ниже.

СНАРЯЖЕНИЕ

q? Каково незаменимое снаряжение? Сколько оно весит и сколько места занимает?

Незаменимых вещей нет. Можно отправиться, например, из Москвы во Владивосток без рюкзака, без спичек, без денег, без документов... Но есть один объект, который необходимо иметь всегда. Этот объект весит примерно 1500 грамм, умещается в черепной коробке человека и называется он — головной мозг.

Если у вас в голове всё правильно, вы сможете достичь любого города — при любых внешних условиях. Если же вы не умеете мыслить, то даже большое количество еды, денег, документов, одежд, зубных щёток и других предметов не приведут вас к успеху.

 

Конечно, даже опытные люди берут с собой в путь какие-либо вещи — я бы сказал, для комфорта. Я в дальний путь беру: рюкзак; паспорт (носить его лучше при себе и ближе к телу, а не в сумке и не в рюкзаке); спальный мешок; туристский коврик («пенку»); металлическую литровую кружку; пластиковую бутылку для воды; ложку; запасную одежду, носки и прочее; компас... Неплохо иметь также палатку, ножик, странички, вырванные из «Атласа автодорог», фотоаппарат, зубную щётку, ручку и бумагу, налобный фонарик, спички, книгу «Практика вольных путешествий»... Чем больше у вас будет подобного туристского инвентаря, тем дольше вы сможете сохранять автономность в путешествии — и тем скорее вам надоест таскать с собой этот мешок!

Поэтому берите с собой не больше, чем вы сможете тащить всю дорогу. Соберите рюкзак заранее, за несколько дней, и потаскайте его ещё дома – проверьте, может можно выложить что-то? Помните, что с этими вещами вам нужно будет ходить и ездить по городам и дорогам многие дни, недели или даже месяцы!

Промокающие вещи нужно тщательно запакетить. Возьмите несколько запасных пакетов.

Берите с собой то, что не жалко будет потерять в пути. Помните, что рюкзак будет падать на землю из кузова машины, на него будете садиться вы и другие тяжёлые люди, на него будет капать дождь, его будут обливать брызги от проходящих машин… Нежным хрупким вещам в рюкзаке не место!

ПИТАНИЕ В ПУТИ

Важно ежедневно иметь горячее питание, особенно в холодное время года.

Еда – это вообще не проблема. В мире очень много еды. В зависимости от вашей денежности, поступайте тремя способами.

Первый способ (когда денег достаточно) – ешьте в столовых, их много появилось повсюду.

Второй способ. Если денег мало, то приобретайте крупу и варите её по пути таким образом, как указан ниже. Небольшое количество крупы, например, гречки, перловки или риса, всегда полезно возить с собой в пластиковой бутылке-«торпеде». Не возите с собой слишком много — если у вас есть деньги, вы всегда сможете купить килограмм самой дешёвой крупы в любом городе или селе; если у вас денег нет, вы можете попросить крупы, постучавшись в любую квартиру. Крупа будет прекрасной основой всякой пищи. Вы можете использовать и картошку.

Почистив картошку, помыв крупу, идите со своей кастрюлей в любой ресторан, столовую, диспетчерскую, квартиру или другое место, где, по вашим гипотезам, есть пищенагревательная плита — попросите сварить вам еду. Вам сварят; пока еда варится, расскажите о своём путешествии, и отношение к вам ещё более улучшится. Возможно, если дело к вечеру, вам предложат и ночлег.

Полезным может оказаться и обыкновенный кипяток. Интересно, что картошка (предваритель­но нарезанная тонкими ломтиками), гречневая крупа и некоторые другие продукты становятся съедобными при помощи кипятка. Залейте то, что желаете съесть, кипятком и держите 10 мин., завернув в одежду, газету или иной теплоизолятор. Затем слейте кипяток и налейте новый. После второй процедуры еда готова. Если не готова — выбросьте её: значит, продукт не готовится вышеизложенным способом.

Третий способ. Если денег нет, то не беспокойтесь и об этом: скоро кто-нибудь пойдёт есть и позовёт и вас. Все люди в мире что-то едят; вас подвезёт водитель, или позовёт в гости человек, который вам и предложит пищу. Даже и просить не придётся, наоборот – придётся отращивать «резиновый желудок» (потому что кормить будут больше и чаще, чем вы обычно привыкли) или уметь отказываться. Но тут и другая сторона вопроса: когда вы сами вернётесь домой, и будете благополучно обеспечены едой, теплом, интернетом и другими благами – делитесь ими с теми, кто их сегодня не имеет. Чем больше вы сами накормите разных людей, тем меньше сомнений будет у вас в том, что и с вами поступят так же.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Иногда я встречаю путешественников, ведущих образ жизни, отличный от здорового. Трасса, сигарета и драные одежды в своей совокупности образовали некий стереотипный образ.

Человек, отбросив дом, цивильную работу, дорогую одежду и т.п., и сделавший своим принципом бездомность, безделие, рваную одежду и т.п., — вместо одних привязанностей получил другие и радуется этому.

Мудрец же радуется отсутствию привязанностей. Можно ходить в хорошей одежде или в наихудшей, но не следует специально искать самую хорошую или самую плохую одежду. Также можно питаться, например, бесплатно обнаруживаемыми арбузами или шашлыками, но не стоит сосредотачиваться на том, чтобы есть только арбузы или только шашлыки, или именно бесплатно.

Вам будет проще, если вы не будете курить и не будете употреблять алкоголь. Не имейте привязанности к вещам, которые у вас в рюкзаке: если вы почувствуете, что не смогли бы продолжать путешествие без какой-то вещи — значит, зря вы её потащили с собой. Если вы утратили вещи либо деньги — возрадуйтесь за того, кто нашёл их.

Если вы попали в трудное положение и не знаете, что делать — не делайте ничего. Поставьте палатку, или найдите иной ночлег, или просто подождите минуту, час, день. Мы не на гонках.

Если кончаются деньги и еда — уничтожьте остатки, не оставляя никаких «неприкосновенных» запасов, и продолжайте путь по вашему усмотрению — домой, например. Объедками не питайтесь. Человек может голодать 40 дней, но вам не придётся это делать. Мир добр и изобилен, и умереть с голоду вам не дадут.

q? Сколько же, по минимуму, брать с собой денег?

Многие, путешествуя автостопом — как по СНГ, так и по странам всего мира, тратят на всё про всё столько же, сколько они тратят и дома. Человек, живущий скромно, тратит в дороге мало; привыкший к буржуйской жизни — много. Если у вас нет денег, можно поехать в путешествие вообще без них — ведь мир изобилен, и «минимально необходимой суммы» не существует. Но также не существует и максимального предела денег, которые человек способен потратить в дороге. Большие деньги расслабляют, и оба путешественника — и богатый, и бедный — вернутся домой, вероятно, одинаково счастливые, но с одинаково пустым кошельком.

Не экономьте. Если деньги есть — смело тратьте. Деньги экономить — что воздух экономить. Никаких «НЗ» вам не потребуется.

Не беспокойтесь ни о чём. Если вам кажется, что происходит какая-то ерунда — подождите, чем она закончится. Помните, что любая последо­вательность событий всегда правильна. Если нам кажется, что что-то не так — значит, последовательность событий ещё не закончилась.

Не создавайте себе проблем предварительными размышлениями о них, не думайте: что будем есть и где будем спать завтра, послезавтра и т.д.. Ближе к делу и разберёмся.

Если вы простудились или приболели иным образом — поголодайте некоторое время, употребляя только кипячёную воду. Пусть дорога вылечит вас. Кстати, полное голодание, в течение 1-2-3-4 суток, оздоровляет организм и увеличивает физические силы оного, в чём вы можете сами на опыте убедиться.

 

Время – деньги, во всех смыслах. Если у вас мало денег, но много времени, вы можете ездить автостопом и совершать невероятные путешествия и получать куда больше впечатлений, чем туристы, пролетающие над континентами на самолёте. Если у вас совсем нет денег, но очень много времени, вы можете объехать не только Россию, но и весь мир. При этом вы будете регулярно и сытно питаться, ночевать в интересных местах, ходить по любой стране без копейки в кармане, а при желании находить деньги на визу и перебираться в другую страну. Чем больше вы имеете времени, тем меньше вы можете истратить денег, и наоборот: чем больше вы можете потратить денег, тем быстрее будете передвигаться. Берите по максимуму оба ресурса (временной и денежный) и тратьте то, что имеете в достатке.

 

НОЧЛЕГ В НЕЗНАКОМОМ ГОРОДЕ

Одна из проблем, возникающих в процессе путешествия, — это проблема вписки (ночлега). Конечно, можно заранее найти друзей во всех городах по пути своего следования и останавливаться у них, — более того, можно ездить только специально по тем городам, в которых есть где переночевать. Однако такое передвижение отличается большой скованностью, зависимостью от наличия знакомых в разных городах и от их желания (и возможности) вписать нас. Поэтому не помешает нам приобщиться к опыту мудрецов, находящих себе ночлег в различных регионах России и мира.

Можно заранее обзавестись палаткой, которая избавит от многих проблем, связанных с ночлегом. Движение с палаткою быстрее, ибо вы не тратите время на посещение городов и поиск ночлега в них. Но палатка не может всегда полностью заменить настоящее жильё, с возможностью поесть, помыться, обсохнуть и отдохнуть в долгом пути. Ночлег и организация отдыха с палаткой могут быть сопряжены с трудностями, особенно если весь день лил холодный дождь и мы промокли и замёрзли, а куда идти — неясно. Ночёвка же при помощи описанных ниже научных методов прибавит вам много новых знакомств, друзей, информации и впечатлений.

Во-первых, Интернет сделал за последние годы поиск вписки и друзей куда более простым, чем в 1990-х. Сейчас есть несколько сайтов, через которые можно найти друзей и/или пристанище на ночь в любом крупном городе мира. Сайты www.couchsurfing.org и www.hospitalityclub.org содержат базу данных по всем странам мира (в России и СНГ – все областные центры и крупные города). Зарегистрируйтесь на обоих этих сайтах, научитесь ими пользоваться, и безграничные возможности откроются перед вами. Сами постарайтесь принимать побольше гостей, когда вы дома.

Второй способ – турклуб. Найдите его телефон заранее по Интернету, или узнайте в городской справочной, или в Администрации города (посёлка) в Комитете по туризму, семье, молодёжи и т.п. Ещё чаще в городе есть Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТур), их в России около 500. Адрес сего госучреждения также можно узнать через городскую справочную. В ЦДЮТуре вы найдёте людей, увлекающихся туризмом, подружитесь с ними — и дело в шляпе. Полезными могут оказаться и взрослый турклуб, а также альпклуб, велоклуб, лыжная база... Почему бы и не попробовать? Главное, делать это пораньше, до 18-19 часов, или ещё раньше, а то потом оттуда разбегутся, останется только сторож, или и его не будет.

…При попытке вписаться (или просто посетить кого-либо) надо точно сообщать, сколько нас, откуда, и как надолго. Вписка большого контингента людей — скажем, 20 человек — в одном месте затруднительна. Группы более 4-5 человек при поисках ночлега обычно раздробляются с перспективой встретиться назавтра в каком-либо условном месте. При удалении от местожительства шансы переночевать увеличиваются, так как дальние путешествия вызывают уважение. Вписка на одну ночь почти всегда легко осуществима, тогда как зависание на длительный срок (неделя, месяц, навсегда) возбуждают неприязнь.

Помните, что вписывать нас (так же, как и подвозить по трассе автостопом) никто не обязан, поэтому не будьте излишне настойчивым. Не надо унижаться и клянчить: о, я так страдаю, последний телефон, есть нечего, замёрз, грязный, две недели как из дома, денег нет и т.д... НИКОМУ НЕ НУЖНЫ НЕСЧАСТНЫЕ! Если ты такой несчастный, сидел бы ты дома. Говоря по телефону, думайте про себя так: «В любом случае я заночую в этом городе. Этот человек — не захочет ли он составить мне компанию? Он не пожалеет об этом!»

(Так же и при автостопе: никому не нужны несчастные! «Помогите, опаздываю в Читу, я замёрз, несчастный, голодный, возьмите меня, о, о,..., гад, опять не взял!!» Это неверно. С такими мыслями — не достигнете успеха. «Я еду в Читу, можете составить мне компанию!» — с такими мыслями голосуя, достигнете большего.)

Искать ночлег лучше начинать днём, и договориться заранее о времени прибытия, а приходить ночевать — в 21-22 часа, чтобы не обременять раньше времени народ своим присутствием, но никого и не разбудить. Ещё раз повторяю — не следует «радовать» хозяев своим визитом в 1-2 часа ночи! И не пытайтесь оправдаться, свалив свою вину на медленный КАМАЗ, доставивший вас в город только к трём часам ночи, а также на отсутствие у вас телефонной карточки, палатки и мозгов!

Четвёртый способ. Если вы приехали ночью – к вашим услугам любое учреждение, где ещё горит свет. Сторожа на автостаницях, на стройках и в колхозах, охраняя свои заржавленные механизмы и инструменты, страдают от скуки, от отсутствия свежих людей. Развейте их тоску – но не пьянствуйте с ними! Пьянствовать с малознакомыми людьми опасно и вредно!

Пятый способ – монастырь. При необходимости можно поесть, переночевать и даже остановиться на несколько дней в христианском монастыре — как в мужском, так и в женском, и не только в России, но и в других странах, кроме Эфиопии.

Остановиться в монастыре может любой человек, имеющий паспорт, верующий в Бога и выполняющий основные правила поведения в монастыре. Загляните в Интернет, спросите местных жителей, загляните в церковь и выясните там.

Итак, вы оказались в монастыре. После окончания вечерней службы (примерно в 20 часов) обратитесь к любому священнику или монаху (монахине) и попроситесь переночевать. Вам объяснят, к кому обратиться (в каждом монастыре есть человек, занимающийся впиской паломников).

— Здравствуйте! Мы из Москвы сюда приехали, скажите, можно одну ночь переночевать?

При этом важно, как вы выглядите. Для мужского пола длинные волосы, борода, длинные штаны одобряются, а ирокез, серьга в ухе, шорты не рекомендуются. Для женского пола косынки, длинные одежды одобряются, а брюки, косметика, эротическая одежда, татуировки не рекомендуются.

Как известно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поэтому следите за внешним видом (одежда и поведение!), смотрите на других и делайте так, как другие. Попроситесь работать, если вы более чем на одну ночь. Работа может быть такой: пилить и колоть дрова, копать поле, сажать (выкапывать) картошку, другие работы на поле, мытьё полов, посуды, работа на кухне и др. Какая работа попалась, ту делайте. Поучаствуйте не только в работах, но и в молитвах — это ведь монастырь, а не кемпинг.

В монастырях ночевать могут лица обоего пола.

В некоторых городах нет монастыря, но есть церковь. Тогда вы можете заночевать в церкви, обратившись к батюшке. Наличие паспорта, внешний вид, поведение — всё так же, как и в монастыре.

Святые обители и храмы полезны не только в России, но и во многих других странах мира. Коптские православные церкви и монастыри могут приютить автостопщика на ближнем Востоке и в странах Африки. Обладают свойством принимать на ночлег не только православные, но и католики (примечательно, что католические миссии распространены во множестве стран мира), англикане, лютеране, протестанты и разнообразные сектанты. Если обращение к пастору (священиику) не привело вас к успеху, подойдите к его пастве, выходящей из церкви после вечерней службы, и сообщите о своих желаниях. Вероятно, вам помогут. Буддийские монастыри принимают на ночлег путников в странах Юго-Восточной Азии.

В мусульманских странах можно обратиться в мечеть, в Индии и восточной Африке — в храм сикхов... Однако, детальное изучение религиозных общин, распространённых в разных регионах, и ночлегов в них превратит сию книгу в трактат на тему «Как пользоваться религиями», чего бы не хотелось.

 

...Часто местами ночлега вольных путешественников оказываются студенческие общежития. Узнав, есть ли в городе ВУЗ и общаги, подойдите к ним вечером, и вы увидите студентов, сползающихся туда для ночлега. Некоторые выходят вечером покурить и пообщаться — к ним и подойдите. Если студенты смущаются, ссылаясь на злое начальство — можно обратиться напрямую к сторожу, коменданту, преподавателю или другим официальным лицам.

Поиск ночлега в общежитиях нередко приводил нас к успеху не только в России, но и в странах СНГ, Азии и Африки.

Во многих районах, например, на Кавказе и в странах с развитым гостеприимством, имеется и другой способ переночевать. Желая ночлега, незадолго до захода солнца выйдите на трассу и езжайте автостопом в любом направлении. Последний водитель из числа подвозивших вас предложит вам переночевать у него — так и сделайте. Если таких предложений не будет, вы сами легко напроситесь ночевать в любой дом в сельской местности, о чём отдельно написано ниже.

В Иране, Пакистане, Судане, Сирии и других странах с ещё более развитым гостеприимством поесть и переночевать ещё проще. Вы садитесь в любом населённом пункте и ждёте. Любопытные местные жители, увидев иностранца, будут пытаться общаться с вами, предлагать чай, еду, приглашать в гости и на ночлег. Впрочем, подробное рассмотрение сего вопроса выведет нас далеко от тем этой главы, посвящённой, в основном, ночлегу в нашем Отечестве.

НОЧЛЕГ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Часто, особенно при передвижении автостопом, вечер застаёт нас в сельской местности, где нет возможности переночевать описанными выше способами, — но спать хочется (а палатка может отсутствовать). Тут, двигаясь по трассе, можно найти населённый пункт — посёлок или деревню и стучаться там во все дома, просясь переночевать. Этот метод нужно использовать в ещё светлое время суток (человек, будящий всех жителей деревни в три часа ночи, возбуждает негативные эмоции, а вовсе не желание пустить доспать). Населённый пункт должен быть провинциальным, — в городах лучше применить 6 способов, объяснённых выше.

Чем дальше от мегаполисов, чем провинциальнее городок и глухоманнее деревушка, — тем легче путнику найти ночлег. В провинции люди доверчивее, приветливее и проще, тут ещё сохранилось старинное хлебосольство и гостеприимство, одним словом, пропасть не дадут. Поэтому, если вы, двигаясь по трассе, застряли вечером (но ещё засветло) близ какой-нибудь деревни или села, можно вполне ходить и проситься переночевать, ожидая успеха. На Кавказе и в Средней Азии пускают переночевать ещё охотнее, чем в центральной России.

Напротив, ночлег в Москве, в дачных посёлках, в крупных городах, в курортных поселениях потребует от вас терпения и настойчивости (возможно, придётся обойти много домов).

Ночлег и питание в сельской местности требует наблюдательности: один двор большой и огород велик — значит, пара картофелин для вас найдётся; другой дом бедный — там проще переночевать, но лучше прийти со своей едой, хотя бы к чаю что-то принести.

На всякий случай полезно возить с собой спальник, когда отправляешься в дальний путь, чтобы не волноваться о ночлеге, — а в случае, если всё же позовут на ночлег — не утруждать хозяев заботой о кровати, одеяле, тем паче иногда для вас таковых и не оказывается.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ

Несколько слов следует сказать относительно поведения на вписке, безотносительно к тому, имели ли вы этот адрес заранее, или вас кто-то привёл к незнакомым людям.

Придя к кому-нибудь в гости — пообщаться, помыться, на чай, — никогда не умалчивайте о том, как вы собираетесь ночевать. Выясните этот вопрос с хозяином как можно раньше. Хитрость типа «Я приду на чай, а вот в 24 часа тактично замечу, что метро уже закрылось, и им ничего не останется, как оставить меня ночевать» — вредна!

На вписке не рекомендуется: 1) спрашивать, где кровать (если будет свободная кровать, её укажут вам, но обычно спать следует на полу), 2) расстилаться, когда люди ещё не настроены спать, 3) пытаться спать, когда все уже встают, 4) звонить по межгороду без разрешения, 5) спрашивать о наличии еды (когда будут есть, предложат и вам, а лучше не дожидаться этого момента и предложить свою еду, если таковая имеется), 6) вещать всем свои слова, не заботясь о том, кого они интересуют, и задерживать отход ко сну своими речами (задерживать сон — привилегия хозяев, а не гостей), 7) приводить левых людей, 8) приходить без предупреждения, 9) выносить из дома чужие вещи без согласия хозяев. Жизнь на вписке может вас удивить, но в любом случае — внешне не удивляйтесь и пытайтесь своим поведением и видом не особо отличаться от других людей в помещении.

На вписке можно выяснить, можно ли там: 1) если есть плита — приготовить какую-либо еду (если на вписке есть др. еда, её вам предложат, если нет — ваша каша приведёт в радость всех жителей), 2) если есть телефон — позвонить по городу, 3) если есть ванная комната — помыться. Не забудьте, находясь на вписке, помыть находящуюся там в мойке грязную посуду.

На вписке полезно познакомиться со всеми обитателями и узнавать у них особенности маршрутов и методы путешествий. Вписываясь, полезно сообщить свои координаты для дальнейших контактов. Информация, полученная у людей, тоже сведущих в перемещениях, может иметь для вас большое значение.

После вашего визита квартира должна остаться в лучшем состоянии, чем была до этого. Если есть возможность, оставьте там излишки еды (не объедки, конечно!) Ещё раз помойте за собой посуду, подметите полы и вообще уберите за собой следы своего пребывания. Спросите у хозяев, не надо ли помочь в чём-либо. Подарите жителям книгу «ПВП».

Ну и наконец, самое важное. Многие, отправляясь в пути впервые, спрашивают: «А где мы там будем ночевать? Кто же нас пустит? Где мы будем мыться, питаться, стираться?..» и прочее. А решение просто. Начните с себя. Сами принимайте гостей. Увидев на улице вашего города человека с рюкзаком, узнайте, нужно ли ему сегодня место для ночлега. Пригласите его в гости, накормите, предложите вымыться (постираться, поинтерне­титься, позвонить…) Зарегистрируйтесь на сайтах www.hospitalityclub.org и www.couchsurfing.com, подружитесь с другими людьми на этих сайтах, сообщайте свой адрес другим людям, принимайте гостей. У кого нет такой возможности (например, дома живут пугливые родители) – привыкайте хоть понемногу делать добро другим людям, угощайте их, ну и при возможности отделяйтесь и живите сами, и принимайте гостей.

Увидев на улице жителя другой страны, даже не нуждающегося в ночлеге – улыбнитесь ему, и мысленно пожелайте ему добра и удачи. Помните, что все люди одна большая семья, и все мы – и россияне, и таджики, и арабы, и африканцы, и афганцы, и китайцы – братья друг другу. Поехав в их страны, вы убедитесь в этом, как убедился и я, путешествуя по свету.

Чем чаще вы сами делаете добро другим людям, тем меньше будет у вас сомнений и смущений в том случае, когда вы сами приедете в другие города и страны мира и окажетесь там в качестве гостя.


КОНТАКТЫ

Вольное путешествие не обходится без контактов с людьми. От того, как вы относитесь к людям, к случаям жизни, как ведёте себя, — несомненно, зависит успех вашего путешествия. Особое значение для нас имеют способы контакта с местными жителями, с представителями власти и с родителями. Их-то и изучим.

ОБЩЕНИЕ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ

Часто приходится слышать, что в отдалённых городах проживают так называемые гопники, стремящиеся вас побить, отнять деньги и ценные вещи. На это следует заметить, что даже если гопники и существуют, не надо быть приманкой для них: необычные причёски, чрезвычайно разодранные или, наоборот, слишком броские одеяния, значки и изображения различных музыкантов и певцов, политические символы, — всё это может вызвать большие неприятности в пути. Берите с с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...