Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика написания письменных работ (докладов, рефератов)




Выбор темы письменной работы осуществляется самостоятельно, с учетом рекомендаций преподавателя. При этом тема может быть избрана из приведенного в данном пособии списка или сформулирована самим студентом. Определившись с темой, необходимо ознакомится с соответствующими главами в учебных пособиях (см.: «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины»), где содержится характеристика эпохи, в рамках которой находится предмет будущего исследования. Это позволит не только яснее представить научную значимость темы, ее место в истории России, но и даст возможность составить предварительный план работы. Не нужно сразу формулировать названия глав и параграфов доклада. Лучше зафиксировать несколько ключевых вопросов (в рамках общей проблематики), по которым будет вестись исследование.

Поиск и отбор литературы нужно начать с исследований и источников, указанных в пособии. Для этого можно воспользоваться фондами Зональной научной библиотеки СГУ. Кроме того, некоторые из приведенных в списке изданий размещены в электронном виде на различных Интернет-сайтах (см.: «Список Интернет-ресурсов»). Использование других электронных ресурсов, не рекомендованных данным методическим пособием, должно быть предварительно согласовано с преподавателем!

Помимо использования рекомендованной литературы можно и нужно вести самостоятельный поиск. Основные пути: 1) использование тематического каталога научной библиотеки СГУ, 2) проработка исследований, поскольку они содержат ссылки на другие издания, 3) применение поисковых систем сети Интернет (Yandex, Google, Rambler и др.). Все найденные наименования должны заноситься в отдельный список, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия публикации, места и года издания. Если полный текст книги размещен в Интернете, обязательно фиксируется и адрес сайта.

Главной целью библиографического поиска является отбор исследований и источников, которые послужат информационной базой для написания доклада. При этом необходимо четко представлять себе разницу между историческими исследованиями и источниками. К исследованиям относятся работы, созданные профессиональными историками на основе документов и оформленные, согласно основным критериям написания научных работ. Чисто внешне, исследования по истории, как правило, выделяются наличием научно-справочного аппарата (введение, ссылки на источники, комментарии и т. п.). Учебники и учебные пособия не должны быть использованы в качестве «исследований» при работе над докладом. Исторические источники – это документы эпохи, тексты, возникшие в процессе истории, и отражающие различные аспекты исторических событий. К историческим источникам относятся законодательные акты разных эпох, воспоминания и переписка, делопроизводственная документация, программы политических организаций, периодическая печать и публицистика.

Анализ исследований и источников должен сопровождаться накоплением материала для письменной работы. Информация заимствуется в виде выписок, оформляющихся по тем же правилам, что и выписки для практических занятий. Допускается делать ксерокопии из литературы, но в этом случае важно не забыть фиксировать на полях полные выходные данные копируемой работы.

При работе с исследованиями главная задача – постараться зафиксировать принципиальные авторские выводы, касающиеся изучаемой темы. В самой работе, на основе этих данных, необходимо представить общие и различные взгляды других исследователей на одни и те же проблемы. Из источников стоит выбирать и фиксировать фактические данные, на основе которых будет вестись изучение главных вопросов.

Когда накоплено достаточное (в зависимости от объема будущей работы и сложности рассматриваемых вопросов) количество материала, можно приступать к написанию основной части доклада. Приступая к написанию, нужно определиться с внутренней структурой (количество и тематика глав и параграфов). Уже на этой стадии необходимо делать сноски (правила оформления см. ниже). Письменная работа (доклад, реферат) – самостоятельное, творческое сочинение, поэтому высокой оценки удостоятся те студенты, которые не просто ограничатся пересказом исторических фактов, а продемонстрируют умение сопоставлять концепции разных авторов между собой, анализировать данные исторических источников и на этой основе делать собственные выводы. Только после окончания основной части, создаются введение и заключение.

Оформление письменной работы должно соответствовать приведенным ниже критериям. Сам текст сдается преподавателю в указанные им сроки в распечатанном виде на листах формата А4, вложенных в один прозрачный файл.

 

Структура и оформление

Научный доклад включает следующие обязательные структурные части: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и исследований. Кроме того, после списка использованных источников и исследований, по желанию студента, может быть помещена необязательная часть – «Приложение» (карты, схемы, таблицы, иллюстрации).

Титульный лист является первой страницей работы, хотя номер на ней не ставится.

 

 

Образец титульного листа:

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

АГРАРНАЯ РЕФОРМА П. А. СТОЛЫПИНА

 

 

Доклад (реферат) студента (тки) 131 группы

дневного отделения Института химии

Сидоровой Анны Михайловны

 

Проверил: к.и.н.,

доцент В.И. Иванов

 

Саратов – 2012

 

 

 

 

Оглавление содержит наименование всех разделов письменной работы, с указанием страниц, на которых они начинаются. Оно занимает вторую страницу, номер на которой также не ставится. Нумерация страниц начинается с третьей.

 

Образец оглавления:

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Исторические предпосылки аграрной реформы 1906–1911 гг.............6

§ 1. Крестьянский вопрос в России в начале ХХ в. …….………………………6

§ 2. П.А. Столыпин и его взгляды на пути решения аграрной проблемы …...10

Глава II. Содержание реформы …………………………………………………14

§ 1. Указ 9 ноября 1906 г. и его результаты...………………………………….14

§ 2. Закон о землеустройстве ……………………………………………………19

§ 3. Переселенческая политика правительства ………………………………...22

Глава III. Итоги аграрной реформы …………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………….29

Список использованных источников и исследований ………………………...31

Приложение ……………………………………………………………………....34

 

 

 

Введение – очень важная и, как правило, наиболее сложная часть работы, поскольку в ней со всей полнотой проявляется научный уровень исследования. Не случайно оно пишется только тогда, когда уже создана основная часть. В начале введения необходимо сформулировать актуальность темы, то есть обосновать ее научную значимость, объяснить какое место данная проблема занимает в истории России соответствующего периода, постараться выявить связь изучаемого вопроса с проблемами современной жизни. Далее идет характеристика использованных исследований (историографический обзор), в которой важно не просто перечислить научные труды, использованные для написания доклада, а дать им квалифицированную оценку, кратко объяснить почему и как именно было использовано каждое сочинение, какое отношение оно имеет к теме. При первом упоминании в тексте того или иного исследования делается ссылка с указанием его полных выходных данных (вплоть до места и года издания). Аналогичным образом делается обзор источников. В характеристике источников важно рассматривать сами документы, а не сборники в которых они опубликованы. Например, в тексте нужно вести речь о «Положении о землеустройстве», а в ссылке указать публикацию этого документа (Образец: ¹ Из закона о землеустройстве 29 мая 1911 г. // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Период империализма. М., 1977. С. 77–83). В конце введения формулируются цели и задачи работы, таким путем определяются конкретные направления исследования в рамках общей темы.

Основная часть работы[1] делится на главы, оптимальное количество которых 2–3. Каждая глава должна быть посвящена изучению отдельного вопроса в пределах общей проблематики, в конце ее формулируются краткие самостоятельные выводы. Главы могут делиться на параграфы, что оставляется на усмотрение студента.

Заключение содержит обобщенные выводы автора, в соответствии с целями и задачами, сформулированными во введении. Не стоит в этой части приводить какие-то дополнительные факты, касающиеся изучаемого предмета. Подведение итогов должно продемонстрировать высокий уровень проведенного анализа и умение грамотно выражать полученные исследовательские результаты.

Список использованных источников и исследований делится на две части (соответственно «Источники» и «Исследования»), в каждой из которых в алфавитном порядке, без нумерации, перечисляются все задействованные публикации с полными выходными данными (фамилия и инициалы автора, полное название, место и год издания).

Приложения не являются обязательной частью работы, но если автор счел нужным их поместить, то соблюдаются следующие принципы. Во-первых, в Приложения помещаются портреты исторических лиц, изображения, касающиеся различных событий, карты и схемы, статистические таблицы, пространные цитаты из источников и т. п., если они находятся в связи с тем или иным сюжетом работы. Во-вторых, каждое приложение должно иметь собственный заголовок и указание источника, откуда оно заимствовано.

Текст письменной работы должен быть набран на компьютере, в программе Word. Шрифт Times New Roman, размер – 14, междустрочный интервал – 1,5 (для сносок размер шрифта – 12, междустрочный интервал – 1). Поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см. Нумерация страниц – внизу, по центру.

Примерный объем письменной работы: 20–25 страниц (при этом объем приложений не учитывается).

Все разделы работы начинаются на новой странице (второй и последующие параграфы главы начинаются на той же странице, где заканчивается предыдущий). Названия разделов выделяются полужирным шрифтом.

Очень важно правильно оформить сноски (ссылки), поскольку письменная работа, даже хорошая по содержанию, не заслужит зачета без этого необходимого компонента, выполненного надлежащим образом.

 

Сноски на монографии и другие отдельные издания выполняются так:

¹ Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002. С. 38.

² Кризис самодержавия в России. 1895–1917. Л., 1984. С. 21–36.

 

Место и год издания указываются только в первой сноске на эту публикацию. Если в докладе используется лишь одна работа какого-либо автора, то в последующих сносках не нужно указывать ее название, а следует употреблять сокращение «Указ. соч.» (указанное сочинение):

¹ Троицкий Н.А. Указ. соч. С. 16.

 

В случае если используется несколько работ одного исследователя, то в последующих ссылках дается сокращенное название каждой работы:

¹ Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. С. 38–40.

² Троицкий Н.А. Царизм под судом… С. 76.

 

Когда ссылки на одну и ту же работу идут подряд, не нужно повторять выходные данные:

¹ Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. С. 38–40.

² Там же.

³ Там же. С. 44.

 

Сноски на статьи, документы в сборниках и другие материалы, опубликованные в составе каких-либо изданий, оформляются несколько иначе:

¹ Чемерисская М.И. Петр Яковлевич Чаадаев // Вопросы истории. 1994. № 10. С. 18.

² Особый журнал Совета министров. Заседания 7 и 8 июня 1906 года // Родина. 1989. № 12. С. 72–73.

³ Чемерисская М.И. Указ. соч. С. 22.

 

Сноски на Интернет-ресурсы:

¹ Городовое положение 11 июня 1892 г. // URL: www.hist.msu.ru/ER/Etext/grd1892.htm (дата обращения – 20.10.2012 г.)

 

Нумерация сносок – сквозная во всей работе. Важно запомнить, что сноски делаются только на те издания, которые были использованы непосредственно автором доклада! Это непременный критерий самостоятельности работы. Исключение составляют только случаи, когда цитируется выдержка, приведенная в использованном исследовании. Цитирование «из вторых рук» оформляется следующим образом:

В тексте доклада:

В одном из писем Александра II к великому князю Константину говорилось: «Реформы…»¹.

В сноске:

¹Цит. по: Татищев С.С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 1911. Т. 1. С. 165.

 


Тематика письменных работ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...