Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Учетная политика организации




НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

 

Введение

 

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятия доходов в пользу государственного бюджета.

Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет. Иначе налоговые органы могут предпринимать любые санкции вплоть до предъявления требований о банкротстве юридического лица.

Налоговая политика большинства суверенных государств, исторически сложившихся по национальному признаку, включает в себя три основные цели:

1) формирование доходной части бюджета;

2) содействие устойчивому развитию экономики;

3) обеспечение социальной справедливости.

Налоговый учет вести необходимо, даже если данных бухгалтерского учета вполне достаточно для исчисления налога на прибыль.

Ошибочным является подход, когда налоговый учет заменяет бухгалтерский. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов.

Действительно, к числу основных претензий к главе 25 НК РФ, в первую очередь, относится налоговый учет. Здесь и сложность, и трудоемкость его ведения, и проблемы, связанные с дублированием учетного процесса, и необходимость затрат на приобретение программных продуктов и на привлечение дополнительных работников.

Поправки приведут к сближению бухгалтерского и налогового учетов, что повысит прозрачность последнего, а за счет этого увеличит и эффективность налоговых проверок. Ведь не секрет, что налоговый учет является проблемой и для инспекторов, которые, изучая документацию, зачастую не укладываются в срок, отведенный Налоговый кодексом на проверку. Теперь контролировать ситуацию на предприятиях будет проще.

Следует отметить, что существует значительный разрыв между требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, и положениями налогового законодательства. В связи с этим специалистами разработаны как методологические, так и организационные основы, обеспечивающие возможность с наименьшими временными и финансовыми затратами вести налоговый учет.

Таким образом, полностью сблизить бухгалтерский и налоговый учет практически невозможно. Прежде всего, потому, что одинаковые правила учета вряд ли будут одобрены государством.

В настоящее время выделено три модели ведения налогового учета. Рассмотрим каждую из них.

Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Первичные
 
учетные
 
документы
 
Аналитические
 
регистры
 
налогового
 
учета
 
Аналитические
 
регистры
 
бухгалтерского
 
учета
 
Синтетические
 
регистры
 
бухгалтерского
 
учета
 
Налоговые
 
расчеты
 
Налоговая
 
декларация
 
Бухгалтерская
 
отчетность
 

 

Рис. 1. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

 

Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комбинированные
 
регистры
 
налогового
 
учета
 
 
Аналитические
 
регистры
 
бухгалтерского
 
учета
 
Синтетические
 
регистры
 
бухгалтерского
 
учета
 
Налоговая
 
декларация
 
Бухгалтерская
 
отчетность
 
Первичные
 
учетные
 
документы
 

 

Рис. 2. Схема заполнения налоговой декларации (модель 2)

 

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета (рис. 3).

 

 
 
 
 
 
Аналитические
 
регистры
 
налогового
 
учета
 
Аналитические
 
регистры
 
бухгал
-
терского
 
учета
 
Синтетические
 
регистры
 
бухгалтер
-
ского
 
учета
 
Налоговая
 
декла
р
ация
 
Бухгалтерская
 
отчетность
 
Первичные
 
учетные
 
док
у
менты
 
Бухгалтерские
 
справки
 

 

Рис. 3. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

 

Тема 1. Учетная политика организации

В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «учетная политика для целей налогообложения», а подходы к ее формированию представлены достаточно разрозненно (п.12 ст.167, статьи 313 и 314 НК РФ).

Учетная политика для целей налогообложения должна обеспечивать получение данных налогового учета, которые отражают (ст.313 НК РФ):

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухучета, и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Понятие, цели и задачи учетной политики для налогообложения.

2. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения.

3. Перечень и формы аналитических регистров.

Тема 2. Основные средства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...