Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция. Проведение камеральной проверки налоговой отчетности и оформление ее результатов




1. Сущность и цели проведения камеральной проверки

2. Этапы проведения камеральной проверки

3. Выявление нарушений и оформление результатов проверки.

1. Сущность и цели проведения камеральной проверки

 

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля. При ее проведении нало­говые органы руководствуются ст. 88 НК РФ. По­мимо НК РФ инспекции используют и внутренний Регламент проведения таких проверок. Этот документ предназначен для служебного пользования сотрудников налоговых инспекций. По результатам каме­ральной проверки организацию могут оштрафовать. Кроме того, после ее завершения предприятие могут включить в список кандидатов на выездную провер­ку.

Камеральная проверка налоговых деклараций - это важнейший техноло­гический участок работы налоговой инспекции с позиций:

- объема получаемой и вводимой в БД налоговой инспекции информа­ции;

- фискальной ценности информации (на ее основе рассчитываются сум­мы налогов, подлежащие уплате в бюджет);

- взаимодействия с другими участками работы налоговой инспекции (ин­формация используется и при ведении лицевых счетов, и при выборе объектов для проверок, и при взыскании недоимок, и при составлении отчетности о работе инспекции).

Статья 88 НК РФ устанавливает общие правила проведения камеральных налоговых проверок. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ не содержит официального определения камеральной налоговой проверки, однако из содержания ст. 88 НК РФ можно сформулировать ее определение.

Камеральная налоговая проверка - это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на осно­ве налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других доку­ментов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К основным особенностям камеральной проверки относятся:

1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько, бухгалтерская отчетность (3 - 5 форм).

2. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при запол­нении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к каме­ральным доначислениям на весьма значительные суммы, и, соответственно, применению налоговых и административных санк­ций по результатам камеральных проверок.

3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов "по данным плательщика" (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). Кроме того, срок проведения камеральной провер­ки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налого­плательщиком.

4. Отсутствие взаимосвязи показателей форм на­логовых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.

5. Необходимость представления целого ряда дополнительных расче­тов к декларациям.

6. Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заяв­ленные в декларации первичными документами (договорами, пла­тежными поручениями, выписками банков и т.д.).

Налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку, в том числе, в автоматизированном режиме с использованием программного средства.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта) в отношении всех налогоплательщиков (юридических и физических лиц).

Налоговые органы обязаны проводить камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган.

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством о налогах и сборах периодичности представления в налоговый орган налоговой отчетности.

Организация работы налоговых органов по камеральной проверке нало­говых деклараций определяется тем, что объектом проверки являются пред­ставленная налогоплательщиком налоговая отчетность, а также другие имеющиеся у налогового органа документы о деятельности данного платель­щика.

Целью камеральной проверки является:

- контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

- выявление и предотвращение налоговых правонарушений и взыска­ние не уплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявлен­ным нарушениям;

- привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налого­вых правонарушений;

- подготовка необходимой информации для эффективного отбора нало­гоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная проверка делится на 3 вида (приёма, метода)

1. Формальная проверка – проведение внешнего осмотра документа, в ходе которого проверяется наличие в нём всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок. Эту проверку нередко относят к визуальной проверке.

2. Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчёта итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

3. Нормативная проверка – это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, правильности применения расценок, ставок налога и т.д.

Именно с помощью указанных приёмов и методов исследования отдельного документа можно выявить ошибки в определении объекта налогообложении и расчёте сумм налога.

К приёмам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка – это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах, - накладных, счетов-фактур и т.п. Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и то же содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного контроля представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определённые хозяйственные операции. Учёт на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.

2. Этапы проведения камеральной проверки

Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:

1) Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. На данной стадии работник налогового органа устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков.

2) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (четкости заполнения). Инспектор должен проверить на­личие в ней всех необходимых реквизитов: наиме­нования фирмы, ИНН, подписей, периода, за кото­рый представляются документы, и т.д. Четкости заполнения реквизитов форм отчетности: отсутствия сим­волов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т.п.

Обязанность налогоплательщика по представлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при нали­чии хотя бы одного из оснований, не позволяющих идентифицировать пред­ставленный документ, как документ отчетности. К таким основаниям относятся:

1. Отсутствие в представленном документе какого-либо из обязатель­ных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов.

2. Нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом.

3. Наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководите­ля организации-налогоплательщика) исправлений.

4. Составление отчетности на иных языках, кроме русского.

3) Проверка своевременности представления налоговой отчетности.

По истечении шести дней после установленного срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности отдел камеральных проверок осуществляет с использованием автоматизированных информационных систем сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении. По результатам сверки могут вызывать на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с не исполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности, предусмотренной статьей 23 Налогового кодекса, а также указывается на необходимость их представления.

По результатам такой сверки предприятие может быть оштрафовано за несдачу налоговых дек­лараций или других документов (например, бухгал­терской отчетности).

По истечении двух недель после установленного срока представления в налоговой орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности отдел камеральных, проверок в течение трех рабочих дней осуществляет с использованием автоматизированных информационных систем сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и по результатам указанной сверки в отношении налогоплательщиков, не представивших налоговую декларацию в течение указанного срока, а также отказавшихся представить налоговую декларацию в налоговый орган, принимает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Указанное решение направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика посредством вручения под расписку или направления заказным письмом по почте.

При представлении налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган не позднее одного операционного дня, следующего за днем ее представления, принимает решение об отмене приостановления операций по его счетам в банке в соответствии с вышеуказанным приказом, которое направляется в банк.

Если в результате принятых налоговым органом мер налоговая отчетность налогоплательщиком не была представлена и при этом место нахождения налогоплательщика-организации налоговому органу известно, отдел камеральных проверок подготавливает заключение о необходимости включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок и направляет в отдел, ответственный за проведение выездных налоговых проверок.

4) арифметический контроль данных налоговой отчетности. Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных налоговой отчетности (протоколы ошибок, содержащиеся в автоматизированных информационных системах), используется отделом камеральных проверок при проведении камеральных налоговых проверок;

5) проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;

6) проверка правильности исчисления налоговой базы. На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы в обязательном порядке проводит:

а) проверку сопоставимости отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

б) сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

в) оценку достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученной: в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах или на основании соглашений по обмену информацией с правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления, и.т.д. либо полученной от банков, других организаций по запросам, а также из иных источников (информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.д.), средств массовой информации и сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о возможной реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами, и т.д.);

г) анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров, с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

Для получения информации об объемах потребления налогоплательщиком энергетических, водных, сырьевых и иных материальных ресурсов налоговый орган направляет запросы в организации энерго- и теплосбыта (о потреблении электро- и теплоэнергии), организации водоканала (о потреблении воды) и т.д.

д) анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе их сравнительный анализ со средними показателями финансово-хозяйственной деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков. Указанный анализ проводится в отношении крупнейших и основных налогоплательщиков не реже одного раза в квартал, в отношении остальных налогоплательщиков не реже одного раза в год.

На практике инспекторы часто ограничива­ются одной проверкой арифметики. На анализ от­четности у них просто не остается времени.

3. Выявление нарушений и оформление результатов проверки.

 

По окончании камеральной налоговой проверки налоговая декларация подписывается на титульном листе уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую проверку, с указанием даты ее проведения.

Допускается по налоговым декларациям налогоплательщиков, не относящихся к категории основных или крупнейших, в случаях, если при камеральной налоговой проверке не установлено налоговое правонарушение, сформировать список проверенных налоговых деклараций, подписать его уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим, камеральную налоговую проверку, указать дату проведения проверки и завизировать данный список у начальника отдела камеральных проверок. Указанный список хранится в делах отдела камеральных проверок.

Если налоговая декларация представлена в электронном виде и при камеральной налоговой проверке установлено налоговое правонарушение, то налоговая декларация распечатывается и подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую проверку, с указанием даты проведения проверки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений и документов налогоплательщика налоговый орган установит факт нарушения налогового законодательства, должностные лица налогового органа обязаны составить акт налоговой проверки в соответствие с НК РФ.

По результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, либо установления фактов, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела камеральных проверок.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточнённая налоговая декларация (расчёт) в порядке, установленном НК РФ, проверка раннее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточнённой налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращённой камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В докладной записке указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, а также предложения о принятии решения:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения,

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В докладной записке, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, также должно быть указано какие мероприятия налогового контроля проведены, чем вызвана необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и каких, предполагаемая сумма налога к доначислению либо уменьшению, в случае если сумма налога к возмещению (уменьшению) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.

Решение по результатам камеральной налоговой проверки и докладной записки, должно быть вынесено руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока проведения проверки.

В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной налоговой проверки излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность; указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, неуплаченного налога, суммы пени, начисленных на дату вынесения решения за несвоевременную уплату налога, предложения об уменьшении исчисленной в завышенных размерах суммы налога к возмещению (уменьшению), а также к доплате (уплате).

В решении налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются выявленные в ходе проверки обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; указание на пункт статьи 109 Налогового кодекса, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; предложения об уплате неуплаченной (не полностью уплаченной) суммы налога, суммы пени, начисленных на дату вынесения решения, за несвоевременную уплату налога; предложения об уплате исчисленной в заниженном размере суммы налога, установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты по которому не наступил; предложения об уменьшении исчисленной в завышенных размерах суммы налога к возмещению (уменьшению), а также к доплате (уплате).

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов камеральной налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В указанном решении указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается исключительно на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для получения настоящего разрешения налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, не позднее десяти дней до окончания срока проведения камеральной проверки, направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте письмо за подписью руководителя налогового органа с мотивированным обоснованием необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля с указанием сведений о проведенных мероприятиях налогового контроля, обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (с указанием конкретно каких) и предполагаемой суммы налога к доначислению либо уменьшению, в случае если сумма налога к возмещению (уменьшению) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере. Указанное письмо подготавливается отделом камеральных проверок и визируется в юридическом отделе.

Материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, приобщаются к имеющимся материалам камеральной налоговой проверки. Результаты проведенных дополнительных мероприятий подлежат отражению в описательной части решения, принятого по окончании названных мероприятий.

Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки направляет по реестру указанные решения в отдел ввода для отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, пени и налоговых санкций, а копии данных решений в отдел, в функции которого отнесена работа по урегулированию задолженности.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом. Если указанными выше способами данное решение налогового органа вручить налогоплательщику либо его представителю невозможно, решение отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с даты вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган направляет требование об уплате налога, пени, сумм налоговых санкций.

При установлении в ходе проверки фактов нарушения сроков представления налоговой декларации; непредставления сведений, либо отказа от представления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; неисполнения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности отдел камеральных проверок в установленный законодательством срок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, для ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, и физическим лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении может быть вручена физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе. Протокол об административном правонарушении с приложением необходимых документов не позднее следующего дня после его составления передается в юридический отдел для обеспечения производства по делам об административных нарушениях.

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...