Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системная модель семейного функционирования (В. Биверс): проблемные и патологичные семьи




Модель В. Биверса делает больший акцент на способности семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям. В практическом применении модели на первом месте стоит оценка, диагностика и прогнозирование. Оценка проводится относительно следующих критериев: компетентность семьи и семейный стиль. Биверс предлагает две оси оценки: горизонтальная ось обозначает компетентность семьи как способность семьи менять свою структуру, для того, чтобы соответствовать внутренним и внешним требованиям; вертикальная ось обозначает семейный стиль как качество семейных интеракций. Зона здорового функционирования семьи находится между противоположными полюсами: центростремительным и центробежным.

Центростремительный стиль отношений в семье характеризуется коммуникацией, которая сосредоточена на общении членов семьи друг с другом, где отношения в семье важнее отношений за её пределами. Семьи с крайне центростремительным стилем в отношениях отличаются плохими границами и запутанными коммуникациями.

Центробежный стиль отношений в семье отличается стремлением общения с окружающими, особенно в ситуации стресса. В крайней степени проявления центробежного стиля семья не рассматривается её членами в качестве безопасной среды. Для удовлетворения личных потребностей выбираются друзья и знакомые, поскольку члены семьи не особенно лояльны друг другу.

Модель Биверса обозначает, что для адаптации к требованиям возрастного развития семьям необходимо постоянно менять свой стиль. Например, в ситуации с маленькими детьми наиболее адекватным является центростремительный стиль. Когда речь идёт о семье с детьми подростками – стиль должен смениться на центробежный. На основе клинических наблюдений, Биверс обозначает четыре типа проблемных и патологически функционирующих семей: умеренно-центростремительный, умеренно-центробежный, глубоко нарушенный центростремительный и глубоко нарушенный центробежный.

Умеренно-центростремительный тип характеризуется тем, что интерперсональные границы в этих семьях поддерживаются условно. Соперничество за власть может быть явным или скрытым. Один родитель может доминировать и пытаться контролировать поведение других членов семьи. Часто семья обращается к третьим лицам-«рефери» (например, религия), чтобы найти «правых и виноватых». Чувство вины используется для контроля поведения, дети ограничены в своих эмоциональных проявлениях и пытаются обрести чувство идентичности за пределами семьи. Поскольку у них сильная эмоциональная связь с семьёй, то они часто проявляют защиту в виде проекции, обвиняя родителей в жизненных неудачах. У них формируется паттерн невротического поведения.

Умеренно-центробежный тип представляется трудностью решать конфликты через переговоры. Обычно один из родителей доминирует над другим. Родители проявляют непоследовательность воспитательных методов. Семьи данного типа иногда обращаются к независимому эксперту, чтобы выяснить кто прав и кто виноват. Часто члены семьи ищут воспитывающих отношений за пределами семьи.

Глубоко нарушенный центростремительный тип выражается в том, что семья «сражается» с любой индивидуализацией. Для них близость – это когда все члены семьи думают и чувствуют одинаково. Семья избегает конфликтов, или же они существуют в скрытой форме. Сердечность и доверие абсолютно отсутствуют. Ребёнок в этих семьях может страдать шизофренией, пограничным личностным расстройством и др. У него могут быть сиблинги, которые конфликтуют с родителями за право личной автономии.

Глубоко нарушенный центробежный тип семьи с отсутствием всякого согласия. Конфликты не заканчиваются и выражаются в открытой форме. Родителям не хватает навыков эффективного воспитания, поскольку они заняты выяснением отношений. В семье присутствует открытое чувство разъединённости. Дети в данных семьях могут проявлять асоциальное поведение, обусловленное эмоциональной пустотой и яростью, направленной вовне.

Семейный подход (Л. Макмастер): система паттернов семейного взаимодействия

Модель Макмастера опирается на оценку семейных отношений по целому ряду параметров. Практическое применение модели предполагает изменение паттернов в нутрии каждого параметра в совокупности. Макмастер выделяет шесть параметров:

Решение проблем. Различия во взглядах на решения проблем являются неизбежными для любой семьи. Неэффективное решение проблем часто отмечается в семьях, которые испытывают длительные трудности.

Коммуникация. Вербальные коммуникации в семье могут быть эффективными с учётом четырёх переменных: 1) инструментальные (способность решать повседневные проблемы); 2) аффективные (способность выражать эмоции); 3) открытые или маскированные (степень искажения информации); 4) прямые или косвенные (чёткость обозначения адресанта при отправлении информационного сообщения).

Роли. Определение конкретных обязанностей членов семьи.

Аффективная реактивность. Эмоциональные реакции варьируют на диапазоне от гнева до проявления нежных чувств. Семьи, порой, не имеют навыка эмоционального самовыражения.

Аффективная вовлечённость. Это степень проявления интереса к личности, интересам и увлечениям других членов семьи.

Контроль поведения. Контроль поведения связан со стандартами и нормами поведения, которые установлены в семье.

Нарушение по одному или более из перечисленных параметров считается дисфункциональным транзактным паттерном, защитными реакциями, снижающими уровень тревоги в семье в ущерб общему функционированию. Например, ребёнок маскирует гнев на родителя через пассивно-агрессивное поведение и «забывает» вымыть посуду за собой, при этом опасаясь гнева авторитарной матери и др. Отсюда, дисфункциональные транзактные паттерны связаны с различными нарушениями в семье и для улучшения семейного функционирования необходимо, изменить эти паттерны. Для каждой конкретной семьи дисфункциональные паттерны могут быть сугубо индивидуальны.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...