Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. И.С.Тургенев «Отцы и дети»




В феврале 1862 года И. С. Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обще­ству трагический характер нараставших конфликтов. Чита­телю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение ве­ковых связей крестьянина с землей. Бестолковость и бес­помощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основ­ные части русской интеллигенции.                                                                                                                                                         Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении.                                                                                                                                                                                                                                       Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за дру­гой по принципу «за» и «против».                                                                                      Конфликтной основой является спор Базарова и Павла Петро­вича Кирсанова (демократы — либералы).                                                                                                                                             Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Арка­дий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произве­дении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Базаров — Одинцова, Базаров — Ар­кадий, Базаров — Ситников — Кукшина. Но основной является линия: Базаров — Павел Петрович.                                                                                                                                                                  В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано не­сколько точек зрения. Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Пет­рович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл. Нигилист — это человек, не признающий авторитетов, не скло­няющийся перед ними.                                                                                                               Далее рассказывается о героях. Чтобы составить более ясное представление о Павле Петровиче, Тургенев вводит предысто­рию его жизни, рассказ о княгине Р.

В VI главе продолжаются споры между Базаровым и Кирсано­вым, и теперь они затрагивают науку и искусство. Базаров высту­пает как сторонник науки, но такой, которая приносит практи­ческую пользу и ценность. Конфликт постепенно обостряется и кульминацией идейного спора станет десятая глава.                                                                                                                              Основным пунктом их расхождений является вопрос об отно­шении к существующей действительности. Базаров отрицает не только ее, но и строй, в котором они живут. Но Тургенев показал и слабые стороны этой программы. Дело в том, что Базаров и разночинцы предлагают программу-минимум: разрушить все, «место расчистить», а программы-максимума у них нет.                                                                                                           Второй вопрос — о народе, о русском мужике. Павел Петро­вич и Базаров сходятся в том, что русский народ патриархаль­ный, религиозный, женственный и забитый. Но если Павел Пет­рович умиляется этими чертами, считает их исконными, то Ба­заров протестует против такого отношения к мужику. Он считает, что ему надо дать образование, сделать его просвещенным.

Третьим пунктом разногласий является отношение к существу­ющим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это от­рицает. Их спор носит идейный характер и отражает два противопо­ложных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.

После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой — поцелуй Фе­нечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека — антагонисты. Вся сцена дуэли дана в пародийном плане.

Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию. Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтичес­ком ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной сто­роны, показывает его благородство. В последней главе все сюжетные линии приходят к развязке. Николай Петрович и Аркадий в один и тот же день женятся, первый — на Фенечке, второй — на Кате Одинцовой. Кроме того, в эпилоге рассказывается о судьбе Павла Петровича Кирсанова. Автор показывает его не физическую, но нравственную смерть. Он живет в Дрездене, и единственное, что связывает Павла Пет­ровича с Россией, — это пепельница в виде мужского лаптя. Мы видим, что он не нужен России.                                                                          Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая со­держит философские размышления автора. Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходя­щие и уходящие. Такой вечной истиной для него является приро­да, а человек — временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем серд­це Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности.                                                                                                     «Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош? »                                                                                                                                             Тургенев верил, что его роман послужит делу сплоче­ния общественных сил России, что русское общество при­слушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбы­лась.

3. Ф. И. Тютчев «Silentium! ”

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя:
Другому как понять тебя:
Поймёт ли он, чем ты живёшь:
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..

Примером глубокой философии может служить стихотворение « Silentium », что в переводе с латинского означает «Молчание». Произведение относится к философской лирике, стиль его – романтический, открывающий многозначность смысла. Жанр – лирическое стихотворение. Оно воспринимается как пророчество человеческой души, обрекающее её на вечное одиночество. Каждого человека Тютчев воспринимал как космос, безграничный, бездонный мир, которому нельзя ужиться с другими мирами, т. е. душами. Название стихотворения звучит очень таинственно. В нём отражено мнение автора о существовании человека в этом мире, о его бытие. Человек очень глубок и непознаваем, как для других, так и для самого себя. Поэтому поэт обрекает его на вечное молчание. Стихотворение построено как своеобразное обращение к читателю, которое можно принять за совет или за поучение. Оно состоит из трёх шестистрочных строф. Каждая состоит из четверостишия с параллельной рифмовкой и двустишия. Начало стихотворения звучит как поучение. Автор советует читателю молчать и скрываться, ибо он всё равно обречён на духовное одиночество. В стихотворении « Silentium» автор рисует картину человеческой души, изображая её в виде вселенной, наполненной мириадами звёзд. В роли них выступают чувства и мысли человека, без которых он не может существовать. Контрастность стиха достигается при помощи различных художественных средств. Это эпитеты: «в душевной глубине», «волшебных дум» и т. д., метафоры: «чувства и мечты … встают и заходят», «жить в себе самом», «возмутишь ключи». Есть и сравнение: «безмолвно, как звёзды в ночи». Лирическим героем этого стихотворения является человек, к которому и обращается автор. Его внутренний мир очень сложен и непостижим. Герой находится в состоянии раздумий о себе. Он задаётся вопросами: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? … » Его волнует и то, как его принимают окружающие, и то, как ему понять самого себя. Поэтическая мысль в стихотворении движется поэтапно. Вначале автор говорит о человеческих чувствах и мечтах, потом о взаимоотношениях, а потом, в третьей строфе, он даёт объяснение: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » Человек в стихотворении ассоциируется с космосом, и это помогает читателю понять безнадёжность понимания человека человеком и самим собой.                                             Поэтическая мысль достигает кульминации в третьей строфе: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » При этом употребляется развёрнутая метафора «жить в себе самом». Каждая строфа представляет собой законченную мысль, лирическое высказывание. Строфы заканчиваются одним и тем же словом - «молчи». Это своеобразное заключение, к которому приходит автор в результате своего размышления. В конце стихотворения после слова «молчи» стоит многоточие, которое указывает на незавершённость мысли. Стихотворение « Silentium » построено так, что в нём отсутствуют лишние мысли, оно полностью соответствует своей теме. В этом состоит мастерство автора.

4. Анализ стихотворения А. А. Фета " Я пришел к тебе с приветом... "

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом;
По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Это стихотворение было написано в 1843 году и представляет собой обращение к возлюбленной, а также своеобразный поэтический манифест А. Фета. Бессмертные строки этого романтического и возвышенного стихотворения вышли из - под пера 23 - летнего автора. Возраст, который идеально подходит для любви, не омраченной условностями и общественными предрассудками. Это стихотворение - одно из ранних у Фета и одно из самых популярных. Впервые оно напечатано в журнале " Отечественные записки" в 1843 году. Стихотворением журнал открывался - оно оказывается как бы заглавием
 Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизной. При помощи простых и образных фраз Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра, безмятежного и окрашенного в радужные тона благодаря тому, что именно в этот момент происходит встреча автора с возлюбленной. Он пришел не на свидание, а лишь для того, чтобы пожелать своей избраннице доброго утра и " рассказать, что солнце встало" . Очарование девушкой, к которой поэт испытывает самые нежные чувства, смешивается с восхищением красотой окружающего мира, который неторопливо пробуждается, готовится к предстоящему дню и " весенней полон жаждой".
Именно созвучие чувств и ощущений приводит поэта в столь благодушное расположение духа, он готов рассказать о своей любви не только избраннице, но и всему миру, который, как кажется автору, обещает стать весьма благодарным слушателем.
3. В этом стихотворении три поэтических предмета - природа, любовь и песня. Они тесно сплетены и образуют фетовскую вселенную красоты.
- природа: " Рассказать, что лес проснулся/ Весь проснулся, веткой каждой, /Каждой птицей встрепенулся... "
- любовь: " Рассказать, что с той же страстью, / Как вчера, пришел я снова, / Что душа все так же счастью / И тебе служить готова. "
- песня: " Что не знаю сам, что буду/ Петь - но только песня зреет".
Опорными слова данного стихотворения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев, счастье, песня. По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании - радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.
4. Фет - поэт любви, ему удалось передать удивительное состояние лирического героя, настроение передается и читателю. Чувства лирического героя самые возвышенные. Внутреннее состояние находится в гармонии с природой и окружающим миром в целом. Пришла весна: " лес весенней полон жаждой" , яркое солнце " по листам затрепетало" , и в душе лирического героя - пробуждение: в каждом звуке, в каждой ветке он находит что - то радостно - томное, ему " отовсюду... весельем веет". И вот он пришел к своей возлюбленной, чтобы рассказать о том, что переполняет его, чтобы поделиться своим счастьем.
Для лирического героя это весеннее утро - праздник, рождение чего - то нового, светлого, - ожидание счастья. Ликование природы - ликование в душе. Кажется, что слышишь пение птиц, шелест весенней листвы, ощущаешь теплое прикосновение солнечных лучей и дуновение ласкового ветерка. Фету удалось передать настроение лирического героя, его герой в полной гармонии с природой, он ощущает себя частью прекрасного светлого мира, в его сердце - любовь. Лирический герой счастлив от того, что может подарить своей возлюбленной не только свою любовь, но и утро, тепло яркого солнца, свежесть проснувшегося леса.
5. В стихотворении 4 строфы: первые две - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу - этот прием называется психологическим параллелизмом.
1 четверостишие - о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет " горячий" придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка " по листам затрепетало" вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света.
2 четверостишие. Энергия солнечного света разбудила лес, который весь проснулся. Это пробуждение передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные весенним настроением. Эти не пейзажная зарисовка, а впечатление лирического героя.
3 четверостишие. Энергия света, радости, полученной от энергии солнца, переливаются в энергию чувств лирического героя: " Что душа все так же счастью/ И тебе служить готова"
4 четверостишие. Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье. Когда душа поет - ум молчит.
концовка стихотворения " Я пришел к тебе с приветом... " завершает лирический сюжет: любовь и радость заканчивается песней. Песня - это высший взлет, высшая точка радости. Для песни нет слов, но она уже есть и просится наружу.                                                                Фет - тончайший лирик, он способен уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. Все языковые средства помогают создать образную систему стихотворения, передать настроение. Эпитеты ( " весенней жаждой", " горячий свет" ), олицетворения ( " лес проснулся", " солнце по листам затрепетало" ), метафоры ( " песня зреет", " душа счастью служит готова" ) создают праздничное настроение счастья, рождения новой жизни, рождения любви. Благодаря приему аллитерации ( повторения звуков - с -, - в- ) читатель не только представляет яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышит шелест весеннего леса, почувствовать прикосновение ветерка. Лексика стихотворения поддерживает весеннее радостное настроение: " затрепетало", " встрепенулось", " весельем веет".
Все стихотворение - одно предложение. Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувства человека. Стихотворение " Я пришел к тебе с приветом... " без преувеличения можно назвать гимном любви, который наполнен удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой. Чувства поэта ничем не омрачены и настолько возвышенны, что заставляют по - настоящему восхищаться каждой строкой этого произведения. При этом порывистый и динамичный ритм стихотворения, контрастирующий с его содержанием, создает ощущение стремительности мгновения, которое постарался запечатлеть автор, и подчеркивает его скоротечность. Однако этот короткий миг жизни, наполненный счастьем, навсегда останется в русской поэзии как символ искренности и душевной красоты, которыми обладал А. А. Фет.

5. Гончаров «Обломов»                                                                                                                           Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др. , которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция. книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги. 5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины». Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной. Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной.  

Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...