Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности производства и реализации продукции




Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.

Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:

Рпр = (Птптп)100%,

где Птп – прибыль от производства товарной продукции;

Стп – себестоимость товарной продукции;

Птп = Втп – Стп,

где Втп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Для анализа рентабельности производства составим таблицу 2.1.

Таблица 2.1 - Рентабельность производства продукции

  № п/п   Наименование показателей Годы Отклонение (+;-)
      2009 к 2008 2010 к 2009
  Товарная продукция в оптовых ценах, млн. руб.          
  Полная себестоимость, млн. руб.          
  Прибыль от производства товарной продукции, млн. р.          
  Рентабельность производства, % 9,8 8,3 6,8 1,5 11,5

 

 

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства за исследуемый период снизился на 13 % с 19,8 % в 2008г. до 6,8 % в 2009г. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло снижение прибыли и повышение затрат на 1 рубль товарной продукции.

Анализируя изменение показателя рентабельности производства продукции за 3 года мы видим, что наивысший результат приходится на 2008г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем, формирующим знаменатель (темп роста себестоимости), а наименьший результат приходится на 2010г.

На рентабельность реализованной продукции в 2010г. повлияли непроизводительные потери, в результате чего не дополучено 186 млн. прибыли, в том числе:

- потери от простоев составили – 161 млн. р.;

- потери от порчи материальных ценностей при хранении на складах – 2 млн. руб.;

- потери от брака 7 млн. р.;

- прочие непроизводственные расходы – 16 млн. р.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое.

Анализ рентабельности продаж должен также проводится по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (таблицы 2.2).

Таблица 2.2 - Рентабельность продаж

№ п/п Наименование показателей Годы Отклонение (+, -)
      2009 к 2008 2010 к 2009
1. Выручка от реализации за вычетом НДС (В), млн. р.         -5737
2. Производственная себестоимость (С), млн. р.         -2756
3. Коммерческие расходы (КР), млн. р.       -23  
4. Управленческие расходы(УР), млн. р.         -160
5. Прибыль от реализации (Пр), млн. р.         -2857
6. Рентабельность продаж, % 22,6 20,0 8,3 -2,6 -11,7

 

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В100% = Пр/В100%.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

Проводя факторный анализ, проанализируем 2009 и 2010 гг. по сравнению с 2008г., т.е. 2008г. будет базисным, а 2009 и 2010 гг. будут отчетными.

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

пв = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1

(Во – Со – КРо – УРо/Во)]100%.

2009 год к 2008 году

пв = ;

2010 год к 2008 году

пв = .

В связи с ростом выручки от реализации в 2009г. рентабельность выросла на 28,6 %, а в 2008 г. по сравнению с 2008г. - на 9,5 %.

2. Влияние изменения себестоимости продукции:

пс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1

1 – Со – КРо – УРо)/В1]100%.

2009 год к 2008 году

пс = ;

2009 год к 2008 году

пс = .

Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж в 2009г. на 28 %, а в 2010г. по сравнению с 2008г. - на 20,1 %.

3. Влияние изменения коммерческих расходов:

пкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1

1 – С1 – КРо – УРо)/В1]100%.

2007 год к 2006 году

пкр = ;

2010 год к 2008 году

пкр = .

За счет роста снижения коммерческих расходов на единицу продукции в 2009г. рентабельность продаж увеличилась на 0,1 %, а в 2010г. за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,1 %.

4. Влияние изменения управленческих расходов:

пур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1

1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]100%.

2009 год к 2008 году

пур = ;

2010 год к 2008 году

пур = .

В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась в 2009г. на 3,3 %, а в 2010г. по сравнению с 2008г. - на 3,6%.

Общее влияние всех факторов составит:

2009 год к 2008 году

побщ = ;

2010 год к 2008 году

побщ = .

В 2008г. прослеживается еще большее снижение рентабельности, которое связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов, которые снизили рентабельность на 20,1% на 3,6 % соответственно. Данное увеличение протекало более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность только на 9,5 %. В конечном счете данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельность продаж на 14,3 %.

Подводя итого проделанного расчета можно сделать вывод, что в 2009 г. снижение рентабельности на 2,6 % связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции на 28 % и управленческих расходов на 3,3 % более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность на 28,6 %. Данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат и в итоге предприятие и снизило рентабельность продаж на 2,6 %.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...