Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правда, честность и справедливость




Тема1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

Сколько существует человеческое общество, столько оно старается регулировать, оказывать воздействие, влиять на поступки и поведение отдельной личности. Формы регулирования поведения человека различны. К ним относятся:

· правовые нормы;

· нормы морали, нравственности.

· традиции, обычаи, привычки;

 

Правовые нормы находят свое выражение:

а) в законах, различных правовых актах (например, указ президента страны) - на уровне государства или его субъекта;

б) в международных законах и подзаконных актах - в том случае, если государство входит в тот альянс, который издал соответствующий регламентирующий акт;

в) в различных регламентирующих документах более узкой направленности, например, правила пожарной безопасности, правила уличного движения и т.п.;

г) в ведомственных инструкциях (должностных и прочих), информационных письмах, письмах-разъяснениях, методических указаниях и других, имеющих силу в рамках ведомства.

Нарушение правовых норм на уровне государства (законов) влечет за собой наказание нарушителя, которым может быть и лицо юридическое, и лицо физическое. Виды наказаний зафиксированы в текстах законов.

Нарушение норм на уровне ведомства также влечет за собой вполне определенные меры, например, неуплата в положенные сроки подоходного налога наказывается штрафом, который также следует уплатить в строго назначенные сроки и в определенной сумме.

Нарушение обязательных норм, указанных в инструкциях организации, может привести к выговору или замечанию, штрафу, депремированию или увольнению с занимаемой должности.

Итак, нарушение норм приводит к нормируемому же наказанию. Однако правовые нормы касаются только некоторых форм жизни человека. Не менее важную роль в регулировании поведения личности играют традиции, обычаи, привычки и, конечно же, моральные нормы.

 

Моральные нормы являются результатом многовекового опыта человеческого общества, которое всегда стремилось к тому, чтобы каждый человек и общество в целом могли гармонично сосуществовать. Само слово «мораль» восходит к культуре ранней Античности и происходит от латинского «mores», что значит «нравы». Термин «нравственность», имеющийся в некоторых европейских языках и в русском, можно рассматривать как прямой перевод этого латинского слова, а потому синоним «морали». Нравы – это массовое, реально практикуемое людьми поведение (образ жизни определенной общности), оценивающееся с точки зрения добра и зла («добрые нравы» и «преступные нравы»). Другое исходное смысловое значение латинского слова «mos» - закон, правило, предписание – высвечивает аспект морали как области нормативной регуляции поведения людей (должное поведение).

Человечество постоянно преследовало, как одну из важнейших целей, гармонию в совместном проживании людей. Нормы морали возникли как результат усилий человека разграничить добро и зло, определить, что же такое добродетель.

Функции морали

1. Оценочная. Оценка реальности производится через призму понятий морального сознания: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честность, ответственность и др. Реально существующее сопоставляется с моральным эталоном – с должным. Моральные оценки имеют универсальный характер и распространяются на большую часть поступков человека. Чего нельзя сказать о правовых оценках или политических. Моральные оценки опираются на моральные убеждения оценивающего индивида и авторитет общественного мнения, то есть существующие социальные стереотипы.

2. Познавательная. Связана с оценочной. В процессе оценки с моральной точки зрения тех или иных поступков индивид получает представление о нравственном содержании внутреннего мира других людей и своего собственного, о соответствии между официальной идеологией государства, моралью общества и индивидуальной моралью.

3. Мировоззренческая. Моральные нормы в их взаимодействии с жизненной практикой являются одним из важнейших элементов картины мира, формирующейся в сознании человека. Мир в нашем представлении может быть устроен справедливо или нет, быть воплощением добра или зла, или ареной их борьбы и пр.

4. Воспитательная. Воспитание, как формирование нравственного базиса личности, – естественная и необходимая часть всего процесса воспитания.

5. Регулятивная. Задача нравственности в руководстве действиями людей через формирование таких критериев оценки поступков, которые соответствуют надличностной морали. Мораль регулирует практически все сферы жизни людей (в отличие, например, от права и политики), предъявляя человеку максимальные требования и осуществляясь через авторитет общественного мнения и внутренние механизмы морального самоконтроля (совесть).

Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных стандартов влечет за собой не такие наказания, как нарушение правовых норм; чаще всего нарушение моральных устоев наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, порицания, отказа в общении. Главное отличие морали как социального регулятора – сознательный выбор человеком ориентиров должного поведения в обществе, в соответствие с чем он и старается поступать в различных жизненных ситуациях. Общество через механизм моральной регуляции воздействует на человека не непосредственно, напрямую (открыто принуждая к выполнению норм), а через формирование общих представлений о добре и зле, благе и справедливости и т.д. – о подлинной человеческой жизни.

Основные категории морали

Основными категориями морали являются добро и зло, долг, стыд, совесть, вина, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

Свобода и ответственность

Эти категории морали находятся в неразрывной связи друг с другом. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное перед собой и перед людьми.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать на своем месте, поступать согласно логике событий, осознавая последствия своих действий для себя и для других. Это значит предвидеть последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственность невозможно реализовать, если не понимать или игнорировать потребности других людей и не уметь прогнозировать их поведение и реакции. Весьма затруднительно также проявлять ответственность, если смутно представлять собственные цели и возможности. Говоря об ответственности за других, мы имеем в виду уважительное отношение к личности другого человека, стремление помочь, поддержать, в ситуациях, когда это необходимо. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда способствуем их развитию, их моральному и психологическому благополучию. Равнодушие к другому, как и попытка насильно навязать собственные представления о наилучшем – это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе.

Долг.

С понятиями свободы и ответственности связаны этические категории, выражающие реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них - долг.

Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная. Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.

Совесть.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, проверяя, выполняется ли долг. Это своего рода внутренний контролер, сверяющий реальное поведение человека с его нравственными установками и реагирующий на появление диссонанса. Эти реакции проявляются через эмоциональную сферу переживанием недовольства собой, чувством вины. Совестливый человек – это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Часто с совестью путают стыд. Но следует помнить, что стыд – это переживание своего несоответствия моральным требованиям других, а совесть обличает человека перед лицом его собственных идеалов. Через переживание стыда на человека воздействует общество, его окружение. Стыд, в отличие от вины, не более чем форма общественного воздействия.

Вина и раскаяние

Винаэто переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга. Вина тяготит его, парализует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других.

Правда, честность и справедливость

Среди высших нравственных ценностей важное значение имеют правда и справедливость.

Правда - это соответствие наших представлений объективному положению дел.Правдивость - это освещение событий или высказывание своих взглядов без подмены, недомолвок и искажений. Она делает индивидов доступными друг другу, облегчает сосуществование индивидов. Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит, а не только из страха разоблачения. Тот же, кто охотно лжет, - не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

Дело в том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а единожды солгавший потом вызывает у окружающих устойчивое недоверие. Лжеца не уважают, его презирают или опасаются, от общения с ним стараются уклониться. Ему не приходится рассчитывать на искренность окружающих.

Вот почему обвинение во лжи считается глубоким оскорблением, посягательством на нашу честь. Для честного человека подобные подозрения оскорбительны и обидны. Впрочем, обидно и досадно бывает и уличенному лжецу. Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью. Разоблачение демонстрирует им степень их собственного падения, указывает на резкое расхождение с общепринятыми нормами нравственности.

Впрочем, вопрос о необходимости правды не так прост. А всегда ли уместна правда? А всегда ли говорящий правду совершает безусловно благое дело? Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он - инвалид, твердить старику, что дни его сочтены, а некрасивой женщине, что она некрасива? Эта правда становится разрушительной для людей. Более того, следует задуматься, всегда ли то, что мы считаем правдивым – соответствующим реальности, является таковым? Не есть ли наше желание «резать правду» в глаза не более чем потребностью утвердиться за счет других, поднять собственную пошатнувшуюся самооценку, унизив достоинство другого человека? Таким образом, оказывается важным не только то, что мы делаем (в данном случае говорим правду), но и то, для чего мы это делаем. Если цели и/или результаты безнравственны, то и использование благих средств (правды в данном случае) не становится нравственным поступком.

Честность

Первый смысл слова «честность» - «правдивость» - тот, кто не лжет, не обманывает, говорит правду, является правдивым. Однако в русском языке честность имеет и ряд других, не менее значимых смыслов.

Прежде всего, честный – это не вор, то есть, это человек, который никогда не присвоит чужого, будь то вещь или идея. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это практическая добродетель, без которой невозможно даже элементарное совместное действие.

Честность означает также верность. Честный человек — не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, если они ему известны, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: при возникновении проблем у партнера (не важно деловое это партнерство или личное) верный дружбе или договоренностям сделает все, чтобы помочь ему. Честностью мы также называем последовательное выполнение взятого на себя долга.

Честность как деловое, практическое качество выражается в необходимой открытости наших мыслей, чувств и намерений для других людей.

Наконец, честность нередко выступает как справедливость – это положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. При честном поведении каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил, и это считается справедливым. Справедливость исключает субъективизм, произвол, фаворитизм, сговор. Она входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...