Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Повседневная Культура античного мира




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Российский государственный университет имени Иммануила Канта

Исторический факультет

 

«Согласовано»«Утверждаю»

Декан исторического факультета Начальник учебного управления

к.и.н., доц.________В.И. Гальцов к. пед. н., доцент Т.А. Кузнецова

«___»__________________2010 г. «___»__________________2010 г.

Культура повседневности

Рабочая учебная программа для студентов

3-4 курсов специальности: 020600 «Культурология»

Программа составлена на основе типовой доц.

докт. искусствоведения, проф. кафедры философии Шамардиной Н.В.

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры

философии (протокол № ­­ 1 от «» 2010 г.)

Зав. кафедрой______________________ проф. Брюшинкин В.Н.

 

Программа одобрена методическим советом исторического факультета

Протокол №__

От «___»___________2010 г.

Председатель методического совета

к.и.н., доцент Забоенкова А.С.

 

Менеджер ООП

к.и.н., доцент Маслов В.Н.

 

Пояснительная записка

 

Шамардина Наталья Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, стаж работы в системе высшего образования 17 лет. Основное место работы – кафедра философии и культурологии КГТУ. Область научных интересов: история и теория культуры и искусства, художественная жизнь позднесредневекового и современного города, формирование личности и образование художника. По данным проблемам опубликовано более 100 научных и 8 учебно-методических работ.

1. Шамардина Н.В. Художественное образование в Кёнигсберге: заметки об Академии и академизме. - Образование и сервис: Теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей, исследований, материалов конференции. Калининград, 2008. (С. 56-62)

2. Шамардина Н.В. Художественная жизнь Калининграда: российский контекст. - Калининград: история в искусстве. Арт-факт: 1946-2006. Калининград: Пикторика, 2008. (С. 10-38)

3. Шамардина Н.В. Федор Сенькович – художник переходной эпохи. Монография. Калининград: Изд-во КГТУ, 2008.

 

Статус дисциплины в основной образовательной программе.

«Культура повседневности» относится к числу обязательных общепрофессиональных дисциплин федерального компонента (ОПД.Ф.02), изучение которых предусмотрено основной образовательной программой подготовки культуролога. «Культура повседневности» читается студентам очного отделения специальности 020600 «Культурология» исторического факультета два семестра в процессе обучения на III и IV курсах.

 

Место и роль дисциплины в системе других дисциплин учебного плана.

Курс «Культура повседневности» дает теоретическую основу и значительный эмпирический материал для освоения дисциплин, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности «Культурология». Новый концептуально-методологический ракурс представлений о культуре находит параллели в новейших исследованиях философов («жизненный мир» в феноменологии), историков (микроистория XX века) и социологов, и должен способствовать формированию современного представления о бытии культуры.

При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, социологов, историков и др.

Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного изучения дисциплины.

Дисциплина «Культура повседневности» опирается на знания, полученные студентами при изучении школьных курсов истории, литературы и мировой художественной культуры.

У спешное освоение курса «Культура повседневности» предполагает знание студентами материала дисциплин и курсов, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности 020600 «Культурология» (история, культурология, культурная антропология, теория культуры, теория и история искусств, социология, философия).

 

Цель курса:

  • представить основные методы изучения культуры повседневности
  • изучить проблемы культуры повседневности в историческом аспекте;
  • ознакомить с основными тенденциями культуры повседневности современного мира.

·

· Задачи курса состоят в том, чтобы:

· дать представление об объеме и специфике предмета культуры повседневности

· ознакомить с концепциями предмета культуры повседневности;

· раскрыть диалогические отношения культуры повседневности со специализированными разновидностями культуры (религией, философией, наукой, искусством, политикой, моралью и т. д.);

· показать различие культуры повседневности в разных типах культур;

· дать представление о типологических особенностях отечественной культуры повседневности;

· представить особенности работы с источниками при изучении культуры повседневности;

·

При преподавании дисциплины учитываются современные требования к гуманитарной подготовке специалиста.

Перечень профессиональных компетенций, которые должен получить студент в результате обучения

1. Концептуальные (теоретические) компетенции:

    • иметь представление об особенностях культуры повседневности в различных исторических и региональных типах культуры;
    • владеть современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости;

2. Технологические (практические):

· уметь использовать специальные знания для анализа современных процессов в культуре повседневности;

· сформировать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия повседневной культуры и человека.

· способность использовать в исследовательской и практической деятельности современных технологий.

 

При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, искусствоведов, историков и др.

Тематический план

 

№ п/п Темы Лекц/ час Семин /час Самост.
  3 курс 2 семестр      
1. Введение в историю культуры повседневности      
2. Материальная культура ранних цивилизаций      
3. Повседневная культура античного мира      
4. Материальная культура восточного средневековья.        
5. Культура повседневности европейского средневековья      
  Возрождение: быт и нравы      
  Форма контроля - зачет      
  Всего за 2 семестр      
  4 курс 1 семестр      
7. Повседневная культура Византии и Древней Руси      
8. Русская культура повседневности императорского периода.          
  Культура повседневности Европы Нового времени.        
  Культура повседневности ХХ в.        
  Форма контроля – экзамен      
  Всего за 7 семестр      
  Итого по дисциплине      

Семестры

 

Общая трудоёмкость дисциплины 300 6, 7

Аудиторные занятия 136

Лекции 68

Семинары 68

Самостоятельная работа 150

Содержание дисциплины

I. Введение в культуру повседневности

Понятие культуры повседневности и его составляющих. Объем и специфика предмета культуры повседневности.Современные представления о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости.Роль культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов.

Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры.Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока, в античном мире, в европейском средневековье, Новое и Новейшее время. Особенности частной жизни и быта в различные культурно-исторические эпохи.Гендерные аспекты культуры повседневности.Многообразие и специфика номенклатуры предметов повседневной культуры в локально-историческом контексте.Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной культурой и массовой культурой.Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов.

Структуры повседневности — материальные феномены бытия. (Бродель). Повседневная жизнь — категория историко-психологическая, система знаков, текст. (Лотман). Культура повседневности как вариант социальной истории. Способы существования человека в различной экологической среде.

Источники изучения культуры повседневности. Подходы и методы изучения культуры повседневности и микроистории.

Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности.

Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности.

Дом и поселение как пространства повседневности. Геометрия социального пространства. Тело человекав контексте социокультурного пространства. Культурно-семиотическая значимость человеческой телесности. Время повседневности, егоуровни: природно-космический, природно-биологический, культурный (календарный).

Вещь в повседневной жизни. Прагматическая и непрагматическая функции вещи. Семиотика вещи. Костюм. Интерьер. Вещь в пространстве города.

Тенденция ускорения темпоритма повседневности и ее социокультурные последствия.

 

II. МАТЕРИАЛЬНАЯ Культура ранних цивилизаций.

Материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения в археологии.Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока.

Египет: дома; производство продуктов питания, предметов быта. Женщины и семейная жизнь.Костюм египтян эпох Древнего, Среднего и Нового царства. Парики. Туалетные принадлежности и косметика. Ювелирные украшения. Приемы, музыка и танцы. Игры. Игрушки. Домашние и экзотические животные.

Сходство и различия в культуре повседневности Древнего Египта и Месопотамии.

Китай: труд и церемонии. Праздники.

III. Повседневная Культура античного мира

Периодизация культуры Древней Греции. Полис, как система восприятия пространства.

Олимпийские игры и другие состязания в жизни Древней Греции. Театр как зрелище. Дома, одежда, быт древних греков.

Научные открытия и изобретения эпохи эллинизма.

Римская цивилизация и культура повседневности. Быт и нравы римлян. Инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепо­сти) как архитектурные объекты. Особенности быта и нравов позднего Рима.

 

IV. Материальная культура восточного средневековья.

Основные черты средневековой культуры стран Востока.

Китай: технические изобретения. Традиционные китайские праздники. Обычаи и обряды в Китае. Китайская кухня - важный компонент китайской цивилизации. Фарфор. Лаковые изделия.

Японский дом. Татами, фусума, такэнома - структурные элементы национального японского жилища. Мебель японского дома. Значение икебаны в жизни японцев. Японский сад. Этикет чайной церемонии. Традиционная одежда японцев. Сён-Сенагон о придворной жизни императора. Традиционная японская архитектура. Искусство пейзажного сада. Этика самураев.

 

Особенности мусульманской бытовой культуры. Шариат и нормы повседневной жизни. Музыка в исламе. Мавританский стиль.

 

V. Культура повседневности европейского средневековья

Периодизация средневековой культуры. Рыцарство как культурный феномен. Куртуазная рыцарская культуры. Средневековый город. Особенности цеховой организации ремесла и торговли. Одежда, стол и быт горожан. Культура труда и развлечений. Суеверия. Алхимия. Устройство университетов, повседневная жизнь студентов. Влияние крестовых походов на особенности быта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...