Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты второго этапа исследования.

Опрос женщин-пользователей Интернета

Для изучения психологических особенностей женщин-пользователей Интернета был разработан специальный опросник, состоящий из 21 пункта. Каждый пункт представлял собой утверждение, с которым респондент соглашался или не соглашался, выбирая в меню ответ "да" или "нет";вдобавок имелась свободная строка для пояснений к ответу.

Часть пунктов носили общий характер и выясняли глобальное отношение пользователей к Интернету (например, "Работа в Интеpнете делает обыденную жизнь более интересной и разнообразной"). Некоторые пункты специально предназначались для женщин и были направлены на изучение отношения к женщинам других пользователей,влияние половой принадлежности на статус женщины-пользователя и мнение самих женщин по этой проблеме (например, "Тот факт, что я женщина, определяет отношение других пользователей ко мне").

Поскольку в опросе приняли участие 13 женщин, его результаты носят предварительный пилотажный характер. Основные тенденции, полученные в результате анализа данных, нуждаются в дополнительной проверке на широкой выборке. Выводы и не могут быть распространены на все сообщество пользователей Интернета в России без дополнительного исследования.

В результате проведенного пилотажного исследования получены следующие результаты.

Все респонденты считают, что "Работа в Интернете делает обыденную жизнь более интересной и разнообразной". Это происходит за счет обилия новой информации, возможности найти новых друзей, высокой скорости общения, возможности выбраться за рамки домашних проблем, новых впечатлений и знакомств. Многие респонденты отмечают, что по бытовым причинам (маленький ребенок, домашние обязанности) у них нет возможности путешествовать, встречаться со своими знакомыми. Работа в Интернете позволяет общаться с интересными людьми, получать новую информацию, не выходя из дома и не теряя времени на дорогу и суету.

12 из 13 опрошенных считают, что "Интернет позволяет женщине более полно реализовать свой творческий и личностный потенциал". По мнению части респондентов, загруженность женщины в быту препятствует ее самореализации в других сферах (например, профессиональной, творческой). Интернет дает возможность, не жертвуя интересами семьи, "найти себя" во внешнем общении. Интернет в этом случае выступает как "аналог курсов кройки и шитья". Другая точка зрения состоит в том, что Интернет - удобное и современное средство самореализации любого человека, независимо от его половой принадлежности и связанных с нею обязанностей и ролей. Интернет дает возможность обсудить свои творческие результаты и планы в компетентной и значимой аудитории, что одинаково существенно и для женщин, и для мужчин.

С утверждением "Интернет дает женщине шанс найти новые знакомства и устроить свою личную жизнь" согласились 9 опрошенных. Двое не согласились с утверждением и еще двое не ответили на вопрос. Одна из опрошенных подтвердила правильность утверждения собственным примером, т.к. познакомилась со своим мужем посредством Интернета.

Практически все опрошенные женщины высказали положительное отношение к такой возможности. Они считают, что Интернет дает возможность познакомиться с близкими по духу и интересам людьми. Лишь двое из опрошенных высказали скептическое отношение к Интернету как способу личных знакомств. Отметим, что ответы этих респондентов в целом были крайне немногословны, в них отсутствовали развернутые комментарии.

Все опрошенные единодушны во мнении о том, что "Работа в Интернете помогает женщине в профессиональном и социальном росте". Как считают респонденты, это возможно за счет новых знаний и навыков, общения с компетентными людьми. Умение пользоваться Интернетом выделяет женщину на фоне коллег, делает более компетентной, повышает ее авторитет. Некоторые особо подчеркивают, что Интернет выдвигает человека "на фоне общей отсталости и забитости".

Большинство респондентов (11 из 13) считают, что было бы интересно лично увидеться с партнерами по Интернету.

Целью таких встреч является поиск понимания, гармоничное общение в широком кругу, желание стать друзьями. Согласно высказыванию однй из респондентов, "чтобы стать настоящими друзьями, людям необходимо встретиться, увидеть друг друга". Некоторые респонденты уже встречались с партнерами по Интернету, и только одна из них считает этот опыт негативным.

Мнения по поводу утверждения "Тот факт, что я женщина, определяет отношение других пользователей ко мне" разделились: с утверждением согласились 8 опрошенных, не согласились 5 опрошенных.

Респонденты, давшие положительный ответ, считают, что при общении с женщиной другие пользователи:

становятся гораздо терпимее к ее ошибкам;

иногда относятся недостаточно серьезно, но зато чутко и вежливо;

мужчины более охотно вступают в переписку с женщинами, поскольку "это пока редкость" в российском Интернете;

мужчины-пользователи не прочь пофлиртовать.

Среди несогласных с утверждением был лишь один комментарий: "А какая, собственно, разница?".

Утверждение "Мне не раз приходилось сталкиваться в Интернете с грубым, невежливым отношением к моим высказываниям" получило лишь один утвердительный ответ.

Респондент написала, что ее высказывание в телеконференции "relcom.politics" вызвало реплики "что с женщин взять, они все дуры". Однако другие пользователи своим позитивным отношением попытались сгладить неприятный осадок.

С утверждением "Работа за компьютером - не лучшее занятие для женщины" согласились лишь двое опрошенных.Несогласные с утверждением дали следующие комментарии:

есть вещи и повреднее;

это такая же работа, как и все другие;

компьютер дает удобство, а это то, что и нужно женщине.

Большинство респондентов подчеркивают, что в этом вопросе пол не имеет решающего значения.

Те, кто считают работу за компьютером неподходящим для женщины занятием, говорят о теоретически возможном вреде для здоровья. Практически же отмечают полное отсутствие вредных последствий лично для себя.

По поводу утверждения "Женщина пользуется в Интернете большим вниманием и вызывает больший интерес, чем мужчина" мнения ответивших разделились. Согласие с высказыванием выразили 7 опрошенных, несогласие - 5. Одна опрошенная не ответила на этот вопрос. По мнению респондентов, согласных с утверждением, мужчины-пользователи проявляют по отношению к женщинам заботу, поддержку, помощь, охотно поддерживают переписку, делают комплименты. Одна респондентка написала, что это внимание в последнее время уже перестало встречаться, хотя раньше действительно было распространено.

Отмечается также, что этот интерес носит особый характер - на женщину за компьютером смотрят как на невиданное животное, своеобразную экзотику.

Лишь половине опрошенных (6) было бы "интересно пообщаться с другими женщинами-пользователями Интернета". Часть опрошенных подчеркивают, что их интересует не "специфически женское" общение. Характер этого общения не зависит от пола собеседника.

Другие, напротив, говорят о дефиците именно "чисто женского" общения, среди тем называются дети, семья, секс, хобби.

Разделились мнения и по поводу утверждения "Легкий флирт делает работу в Интернете более интересной". Согласны с утверждением 7 человек, не согласны - 5. Первые считают, что флирт - это тоже вид творчества, он дает возможность совмещать приятное с полезным, является источником "нестандартных" эмоций, повышает настроение, делает жизнь более интересной.

Среди отрицательно настроенных по отношению к флирту в Интернете pеспондентов есть такой комментарий: "Иногда флирт перестает быть легким". В целом их ответы менее развернутые, респонденты не дают комментариев, ограничиваясь ответами "нет".

10 опрошенных не согласились с утверждением, что в "Интернете нивелируются различия между полами, и это мешает женщине проявлять свою индивидуальность". По мнению ответивших, индивидуальность женщины проявляется не только во внешнем облике, поэтому Интернет дает достаточно возможностей для индивидуализации. Основой такой индивидуальности являются умственные, интеллектуальные качества. Кроме того, по мнению респондентов, женщина в любой ситуации найдет способ проявить свою индивидуальность.

Согласные с утверждением считают, что нивелирование половых различий имеет как положительные последствия (нормальное общение без жеманства), так и отрицательные (неудовлетворенность общением).

Четверо опрошенных признали, что "Иногда приходилось получать не вполне приличные предложения посредством Интернета". На вопрос о том, какова была их реакция на эти предложения, получены такие ответы: "игнорирую", "не реагирую", "пропускаю мимо". Остальные не встречались с такими предложениями при общении в Интернете.

8 опрошенных женщин согласны с утверждением "Тот факт, что в Интернете мало женщин, делает наше положение немного привилегированным".

Это выражается в следующем: помощь, забота, внимание со стороны мужчин, охотнее общаются, скорее пришлют нужное, легче завоевать внимание партнера, ни одна женщина не остается без мужского внимания, а это приятно. Таким образом, привилегированное положение женщин в Интернете выражается как в чисто практических результатах (получение нужной информации), так и в особом эмоциональном отношении к женщинам, в основе которого лежат принятые в обществе отношения между людьми разного пола.

12 респондентов считают очень важным то, что Интернет "сближает людей по их интересам вне зависимости от возраста, внешности, пола и социальной принадлежности". На их взгляд, это дает людям возможность более свободно общаться без ограничивающих их социальных рамок; защищает от предрассудков. Интернет является открытой и демократичной средой общения.

Как считают опрошенные, в реальной жизни многие люди закомплексованы и не имеют подходящего круга общения, живя в замкнутой системе "работа-дом". А Интернет выравнивает всех людей по статусу, возрасту. Очень важно, что исчезает такой фактор, как "внешность". Правда, по мнению респондентов, внешность партнера по общению легко угадывается за его высказываниями. В качестве доказательства одна из них привела пример из собственного опыта, когда она предложила своему собеседнику в Интернете описать ее портрет. К ее удивлению, портрет оказался довольно сходен с оригиналом.

Лишь 4 из 13 опрошенных сообщили, что при переписке посредством электронной почты дают собеседнику понять, что они женщины. Это вызвано тем, что они:

гордятся своим полом;

не хотят быть бесполым существом в общении.

Другие считают, что делать это незачем; либо не придают этому значения; либо хотят быть на равных с мужчинами.

10 опрошенных не считают, что мужчины в Интернете более галантны, чем в жизни. "Они такие же, как в жизни. Однако за счет того, что в российском Интернете представлены более интеллектуальные социальные слои, общение в нем более прогрессивно". "Галантность в письменном виде ни к чему не обязывает. Поэтому она чаще встречается в Интернете". Другая респондент согласна с этим: "Мужчинам легко быть галантным только на словах. Поэтому они более галантно говорят в Интернете, чем в жизни". Таким образом, оценка вежливости мужчин в Интернете является не слишком высокой, по мнению ответивших, за ней стоит поверхностная мотивация.

Лишь одна опрошенная отметила, что ее "раздражает, что отношение к ней в Интернете определяется тем, что она женщина". Остальные либо ничего подобного не замечают, либо удовлетворены этим фактом.

Одна из опрошенных отмечает: "Если я женщина - ко мне и отношение должно быть как к женщине, а не как к бесполому товарищу. Я не поддерживаю американские перегибы в вопросе о равенстве полов. Мужчины и женщины неравны от природы, и бессмысленно их уравнивать".

Отметим, что этот ответ перекликается с комментариями к вопросу 16 ("не хочу быть бесполым существом"), данным другой опрошенной. Единственная опрошенная, которую раздражает, что отношение к ней других пользователей определяется ее полом, дала следующий комментарий: "Мужчины и в Интернете, и в жизни считают, что если собеседник - женщина, то значит, они умнее".

Лишь половине (6 из 13) опрошенных известны специальные информационные ресурсы в Интернете, предназначенные для женщин. Одной из опрошенных было бы интересно туда заглянуть, другие жалуются на нехватку времени. Лишь одна из респондентов сообщила, что она пользуется этими источниками информации.

Только трое из опрошенных считают, что их имидж в Интернете "не совпадает с реальным обликом". Отмечается, что "собеседники в Интернете видят какую-нибудь одну сторону человека. А реальный облик складывается из множества сторон". "Я пытаюсь соответствовать тому, что обо мне думают те, с кем я общаюсь. Я им кажусь не такой, как я есть".

Вообще этот вопрос у многих вызвал затруднения, что выразилось в пропуске ответа на него. А одна из опрошенных ответила, что у нее "в Интернете нет имиджа".

В последнем пункте анкеты спрашивалось: "Как выглядит типичная российская женщина-пользователь Интернета? Чем она отличается от зарубежных коллег?" Получены следующие ответы.

"Понятия не имею, разве что жена крутого или специалист сама".

"Зарубежные коллеги раньше научились пользоваться компьютером и раньше получили доступ в Интернет. А типичная российская женщина пользуется Интернетом за компанию со своим мужчиной, который первым приволок это чудо домой".

"Ничем не отличается. А выглядит она нормально, современно, т.к. всегда в курсе всех событий".

"С россиянками я не встречалась. А типичная иностранка сидит дома, воспитывает детей, между делом работает на компьютере. Пишет или переводит. Иностранка при этом не становится в обществе белой вороной, как россиянка. У нас таких женщин мало и они оторваны от жизни. Мне трудно общаться с "живыми" женщинами, не работающими с компьютером, часто не о чем говорить".

"У нас доступ к Интернету имеют либо профессионалы-электронщики, либо богатые дамы, которые могут это оплатить, либо учащаяся молодежь".

"Российская женщина-пользователь скромна и счастлива от ерунды".

"Она хорошо образованна, достаточно независима, следит за собой, стремится к личному самосовершенствованию. Отличается низкой зарплатой и худшими условиями жизни".

" Женщина не может быть типичной, каждая женщина неповторима, а женщина-пользователь тем более".

"Умная, немного закомплексованная женщина, которая не всегда имеет возможность быть услышанной вне Интернета, но все же женщина, которая хочет быть привлекательной, но не знает как. Женщина, которая ищет внимания. Простая советская женщина во всех проявлениях".

Обсуждение результатов

Отношение опрошенных российских женщин-пользователей к Интернету является единодушно позитивным. Они признают развивающее значение Интернета в различных сферах жизни: профессиональной карьере, познании, личностном общении, творчестве. Женщины-пользователи Интернета считают, что Интернет является универсальным средством общения - от сферы бизнеса до поиска будущего супруга.

Женщины-пользователи не считают работу с компьютером чисто мужским занятием, большинство из них полагает, что пол не является существенным фактором, влияющим на взаимодействие с информационными технологиями, Интернет, по мнению опрошенных, является средой общения "на равных", нивелирует внешние, социальные, половые и возрастные различия.

В своих ответах респонденты отмечают, что женщина в российском Интернете - все еще явление редкое, вызывающее повышенный интерес со стороны других пользователей. Хотя в общем отмечается тенденция к увеличению количества пользователей-женщин в Интернете и как следствие, соответствующее изменение отношения к ним. Если раньше наблюдался повышенный интерес к женщине в Интернете как к экзотическому явлению, то постепенно этот интерес становится менее выраженным, и отношение все меньше определяется полом пользователей.

С другой стороны, говорить о том, что половая принадлежность не влияет на взаимодействие людей в Интернете, пока нельзя. Кроме того, неоднозначно и отношение самих женщин к этой тенденции. Часть из них не только не стремится к "равноправному" партнерству с мужчинами, но и специально подчеркивает, что они являются женщинами и, следовательно, требуют особого отношения - более внимательного, вежливого, осторожного. Другие, напротив, строят свое общение так, чтобы ничем не отличаться от других пользователей. Эта тенденция более типична для женщин-пользователей, занимающихся бизнесом.

Основная часть опрошенных российских женщин не стремятся к созданию в рамках Интернета "женского клуба по интересам". По-видимому, в обычной жизни эти женщины испытывают дефицит скорее в общении с единомышленниками, друзьями, интересными людьми. Их интересы более широки по сравнению с типично "женскими" проблемами.

Полученные результаты позволяют наметить некоторые подходы к выделению "типов" женщин-пользователей Интернета в России. К первому типу принадлежат женщины, для которых основной сферой интересов в Интернете является бизнес. Эти женщины в своих ответах демонстрируют несколько феминистские позиции, озабоченность проблемами равенства мужчины и женщины. Они выступают против низкой оценки мужчинами деловых и профессиональных качеств пользователей-женщин.

Диаметрально противоположный тип составляют женщины, основной сферой своей деятельности считающие семью и воспитание детей. Интернет при этом рассматривается как удобная возможность "быть в курсе жизни", "отвлечься от домашних дел", "сочетать работу с комфортом". Для этой группы пользователей характерно иное отношение к проблеме половой принадлежности пользователя Интернета. Они считают, что общение строится по-разному в зависимости от пола партнера. Поэтому при работе в Интернете они информируют своих партнеров о том, что являются женщинами. При этом ожидается, что партнер проявит более внимательное, чуткое, вежливое отношение к ним.

Выводы

Результаты пилотажного опроса позволяют отметить следующие основные тенденции проявления половых различий при работе российских пользователей в Интернете.

Контингент женщин и мужчин пользователей Интернета в России существенно различаются. Различия касаются профессии (среди женщин больше преподавателей и научных сотрудников и меньше сетевиков, электронщиков, бизнесменов). Контингент женщин оказался несколько старше по возрасту и гораздо малочисленнее мужского.

Имеются и психологические различия. Женщин-пользователей меньше интересует информация по науке, вычислительной технике, информатике, коммерческая информация. Их больше, чем мужчин, интересует информация по образованию, искусству, литературе, культуре, религии.

Среди мотивов деятельности в Интернете женщины чаще, чем мужчины, отмечают:

мотив интеллектуальной и творческой самореализации,

мотив рекреации;

мотив преодоления коммуникативного дефицита.

Менее ярко, чем у мужчин, выражена мотивация самоутверждения и аффилиации. Мотивация женщин имеет сильный компенсаторный коммуникативный компонент, то есть важными являются восполнение в Интернете развитого и компетентного общения, которого им, возможно, не достает в реальной жизни.

Для женщин в Интернете интересны импровизация и игра, получение новых знаний и личностный рост, возможности которого предоставляются Интернетом. По сравнению с мужчинами женщины проявляют более позитивное отношение к коммуникации в Интернете, они более терпимы к назойливым и необязательным контактами, возникающим м Интернете.

Тенденции развития деятельности российских женщин-пользователей в Интернете

Начав свое развитие в России как обособленная сфера общения высококвалифицированных программистов, практически полностью состоящая из мужчин, Интернет в настоящее время претерпевает глубокие изменения. На начальных стадиях своего развития сообщество пользователей глобальных компьютерных сетей в нашей стране обладало всеми свойствами изолированного моногендерного образования. Это и специальный этикет, и элементы своеобразного снобизма, и закрытость сообщества для "посторонних". Такие особенности определяли и специфику отношения членов сообщества пользователей глобальных компьютерных сетей к женщинам, затесавшимся в их ряды. Это отношение проявлялось, с одной стороны, в повышенном интересе к женщинам-пользователям, носящим почти "естествоиспытательский" характер. С другой стороны, в более внимательном, снисходительном и вежливом "гусарском" отношении к дамам-пользователям, помощи и внимании к их проблемам.

По мере расширения женского контингента пользователей Интернета в России этот интерес утрачивает свою остроту. Постепенно теряя закрытый характер, российский Интернет становится все более точной моделью общества, воспроизводя в своих взаимодействиях и отношениях характерное для России состояние проблемы половых различий.

Список литературы

Арестова О.Н., Войскунский А.Е.

Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...