Русские и украинцы в Крыму
В Крым русские, белорусы и украинцы переселялись со всех областей. Со временем все воронежские, курские, полтавские, гомельские особенности в проведении обрядов и праздников обрели крымскую окраску, и уже к концу XIX века можно было наблюдать шедевры проявления слившейся воедино крымской восточнославянской культуры. В обрядах и праздниках восточных славян Крыма вплоть до 30-х годов ХХ века сохранились следы древнейших культов, связанных с почитанием солнца, растительности, предко в. Всё это было направлено на обеспечение благополучия крестьянской семьи, которое зависело, прежде всего, от урожая. Сельскохозяйственные обряды (а их было немного) распределялись по временам года: весной первый выгон скота "на Егория"; начало и окончание сева; летом - начало и окончание жатвы; осенью - "возовицы". Основные циклы зимних обрядов были приурочены к зимнему солнцевороту - святкам, длившимся от Рождества до Крещения. Отсюда магические действия с хлебом, зерном, колядование, ряжение, гадание. Зимние праздники были особенно любимы. Цепочка весёлых и долгожданных зимних праздников начиналась с Рождества. В названии его церковный праздник рождения Иисуса Христа слился с языческим праздником солнечного божества Коляды, знаменовавшим возрождение силы небесного светила после самого короткого дня в году. Отсюда и "колядки" - стихотворные пожелания хозяевам дома счастья, здоровья и хорошего урожая. Празднование Рождества начиналось накануне - 6 января). В этот день ничего нельзя было есть "до звезды", т.е. до появления на небе звёзд, одна из которых оповестила когда-то о рождении Христа. К тому же, это был последний день зимнего поста, и на ужин хозяйки готовили только постные блюда. Не считая хлеба, их на столе должно быть двенадцать, по количеству месяцев в году. Но самая главная еда в этот вечер, который носил название " Сочельник", "Святвечiр", - кутья - ритуальная пшеничная каша с мёдом и взвар -компот из сухофруктов. У украинцев существовал обряд ставить "кутью на покуття" (т.е. в красный угол). Под горшок с кутьёй из соломы крутили "перевесло" (типа гнезда) и ставили его на возвышение под горящую лампадку. Перед ужином хозяин брал немного каши в ложку и подкидывал её вверх: по количеству зёрен, оставшихся на потолке, семья загадывала на будущий урожай. Вообще с кануна Рождества начиналась пора святочных гаданий, продолжавшаяся до Крещения. После "святого ужина" ("вечері") можно было колядовать и употреблять в пищу "скоромное" (т.е. продукты животного происхождения).
Дети утром носили кутью крёстным родителям, родственникам и пели величальные песни- колядки. Иногда разыгрывался целый спектакль с участием религиозных, исторических, мифологических персонажей.У украинцев такой народный театр носил название "вертеп". Главной его целью было - поздравить всех собравшихся с Рождеством и рассказать о рождении Христа. Такие представления устраиваются и по сей день в сёлах, где проживает большинство украинцев (Пожарское, Водное Симферопольского района). Следующее звено Рождественских Святок - канун Нового года, или Щедрый вечер, Багата Кутя, "Маланка", "на Василя" (по старому стилю с Новым годом совпадал день Святого Василя). Столы в этот вечер были полны яств (в отличие от предрождественского постного): пекли много пирогов (чтоб за горою их "батька не увидать" - тогда и хлеба будут так высоки в новом году), подавали жареного поросёнка, обязательно рыбу (чаще щуку) и опять ритуальные блюда - кутью и взвар. Под окнами соседей в Щедрый вечер пели шуточные песни - " щедрiвки " (по-украински). Щедрующих обязательно одаривали, чтобы их пожелания сбылись.
Весь день Нового года нужно было веселиться, чтобы все следующие дни были радостными. Мальчики с утра ходили по соседям с "засевками", т.е. прямо с порога раскидывали по дому зерно и приговаривали: "Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю". У украинцев "засiвки" могли звучать так: "Ходе Iлля от Василя, носе кугу жита лугу. Куди махне, там жито росте. Сiю, вiю, повiваю, з Новим роком поздравляю". Завершались Святки Крещением (богоявлением, Водосвятием, Орданью - так по-разному мог называться этот праздник). Канун Крещения чаще именовали по-украински - "Голодна Кутя. На Крещение обычно наступали холода - "крещенские морозы". Весенний цикл обрядов у восточных славян начинался с приближением весны, когда нужно было готовиться к полевым работам. По христианскому календарю за семь недель до Пасхи начинался Великий пост, запрещавший всевозможные увеселения, игры, обильную пищу. Поэтому проводы зимы, а у русских они назывались " Масленица", выпадали на последнюю неделю перед постом (по солнечному календарю на конец февраля - начало марта). "Масленица потому так и названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста, употребляют конопляное кушание. В сёлах иногда мастерили из соломы куклу - чучело Масленицы, одевали его в женский костюм, а потом сжигали или топили - это были символические похороны зимы. Одним из самых важных и больших христианских праздников является Пасха. Важное место на Пасху занимает ритуальная еда: пасха, кулич, крашеные яйца. Куличи (у украинцев и белорусов они назывались пасхи) "сажали" в особые металлические формы, которые использовались только раз в году; перед посадкою в печь хлеб крестили и загадывали, если пасха будет высокой, значит, будет хороший урожай. К самым большим летним восточнославянским праздникам, отмечаемым в Крыму, можно отнести Троицу и Ивана Купала. Традиционный свадебный ритуал восточных славян (рус. свадьба, укр. весiлля, белорус. вясилле) - одно из самых ярких проявлений народной культуры.
Крымские татары Большое влияние на обычаи и обряды крымских татар оказала религия. Всвязи с этим культура имеет много общего с мусульманскими странами: схожие одежда, праздники и т.д. Хотя существуют и чисто национальные особенности. «Наврез» -о тмечается 20 марта (21 марта в високосный год) как начало нового хозяйственного года, весны и первый день года восточного календаря. «Хыдырлез». Название праздника Хыдырлез включает два мусульманских имени святых (Хыдыр и Ильяс) с которыми связаны многочисленные легенды. Накануне хозяйки затевают тщательную уборку по всему дому, хозяйки выпекают круглые хлебцы (къалакай), кобете. Годовой календарный цикл обычаев и обрядов продолжают религиозные праздники. Это «Ораза байрам» и «Къурбан байрам». Ораза байрам - праздник окончания поста в месяц Рамадан. В день праздника после праздничной молитвы в мечети все посещают своих соседей, родственников, друзей и поздравляют с праздником, говоря: «Поздравляю Вас со священным праздником». При этом младший по возрасту целует руку, старшему. «Курбан байрам» Является одним из главных праздников мусульман – праздник Жертвоприношения. Каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу, козу, быка или верблюда, смотря по средствам. Мясо раздает беднякам, сиротам, одиноким старикам, желая замолить свои грехи и получить от Бога благословение в своих деяниях. Крымские татары очень гостеприимны. В любом доме вас ждет у гощение. По обычаю крымских татар гостям подаётся кофе со сладостями. Крымские греки Учёные, изучающие историю греков в Крыму, подразделяют их на четыре разные группы (др. греки. ср-век. греки, греки прибывш. в Крым в 18 в. и греки прибывшие в Крым после депортации.) Несмотря на превратности судьбы, греки сохранили свою самобытную культуру, обряды, обычаи, язык - всё, что несет на себе отпечаток легендарной истории эллинов. На Рождество был распространён ритуал «хождение со звездой», склеенной из серебряной бумаги и насаженной на высокую палку.
Рождество, как и Новый год ознаменовывались исполнением ритуальных песен-каланд. На Рождество был распространён ритуал «хождение со звездой», склеенной из серебряной бумаги и насаженной на высокую палку. Кульминацией праздника (и Рождества, и Нового года) было семейное застолье. Утром в день Рождества (румейск. Христупаска, татарск. барь-ям), вернувшись из церкви, семья усаживалась за стол. Прежде чем начать трапезу, зажигали лампады и читали молитву. Было принято, чтобы дети целовали руки родителям. Потом принимались за еду. Обычные угощения - холодец, мясо (баранина, свинина, котлеты), хаймах - взбитые охлажденные вершки слегка топленого молока, слоеный сдобный пирог флуто ш, слоёныйи специальное угощение только на новогоднем столе - шуму пирог, начиненный тыквой и мясным фаршем, и многое другое. . Например, грек никогда не осмелится похвалить чью-то элегантность и красоту, особенно детей, без того, чтобы трижды не сплюнуть и не постучать по дереву. Делается это, чтобы отвести зависть богов, когда вы кого-то хвалите. У греков считается плохой приметой (и дурными манерами) не предложить чего-нибудь выпить любому, кто придет к ним в дом, независимо от времени суток и непродолжительности визита. Армяне Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол. Праздники Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него. Так отмечается приход весны. Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник обливания водой «Вардавар». КАРАИМЫ В период средневековья в Таврике появляется немногочисленная тюркская народность — караимы. У караимов существовал свой фольклор — сказки, легенды. В своей религии они опираются на древнее вероучение без каких бы то ни было позднейших дополнений, на основе Священного писания. Ценную информацию о мировоззрении и прежнем укладе жизни содержат дошедшие до нашего времени отголоски язычества. Даже Бога караи называют именем древнетюркского небесного божества - Тенгри.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|