Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КУЛЬТУРА 20-30 - х ГОДОВ XX в.




После октябрьского переворота 1917 года вопросы культурного строительства илк культурной революции занимают в работах Ленина и партийных документах очень значительное место. Термин «культурная революция» впоследствии прочно вошёл в научную и политическую лексику, но смысл в него вкладывался различный. Сам Ленин неоднократно выдвигал тезис о двух культурах буржуазной и социалистической, хотя культура - это общемировое явление. Несмотря на декларативные призывы о преемственности культуры, шло активное разрушение отдельных звеньев культуры прошедшего времени. Если не выдавать желаемое за действительное, то нет оснований и до сих пор говорить о завершении формирования отдельных моментов новой культуры, например, не видно реальных сдвигов в процессе формирования всесторонне развитой личности. Дело культурного строительства на первом этапе советской власти возглавлял Пролеткульт, деятели которого совершенно отрицали классическое наследие и предлагали строительство новой культуры с чистого листа лабораторным искусственным способом. Вопросы культурного строительства занимали большое место на всех партийных съездах и конференциях, но речь на них шла в первую очередь о широкой пропаганде коммунистических идей всеми средствами государственной власти. Первыми декретами в области культуры были: отделение церкви от государства, объединение театрального дела, национализация художественных собраний и ценностей, охрана памятников искусства, создание рабочих факультетов и преподавание общественных дисциплин в вузах.

В декабре 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности», но выполнить эти мероприятия не удалось - помешала гражданская война. Переход к мирному строительству потребовал ускорить ликвидацию безграмотности. Для этого в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия. Но тяжёлое материальное положение страны во время НЭПа заставило сократить расходы на просвещение. Этот план также остался нереализованным, так как большинство школ с государственного бюджета были переведены на местный ограниченный бюджет. Устанавливалась плата за обучение в зависимости от обеспеченности семьи. С улучшением экономического положения страны, с 1923 года начинается перелом в школьном строительстве - переход к всеобщему начальному обучению.

Повышение образовательного уровня народных масс оказало влияние и на процесс демократизации высшей школы, то есть каждый достигший 16-летнего возраста независимо от пола, вероисповедания и национальности принимался в вузы без экзаменов, но предпочтение при зачислении

отдавалось детям рабочих и беднейшему крестьянству. Однако новые правила приёма не устранили главного препятствия на пути к образованию - отсутствия необходимых знаний средней школы. Для подготовки к поступлению в вузы для рабочей молодёжи были открыты рабфаки.

Для культурно-политической работы в массах использовались все средства массовой информации, например, радиовещание (начала работать радиостанция имени Коминтерна), агитационный плакат, массовые тиражи газет, агитбригады, агитпоезда. Если в городских условиях люди как-то были приобщены к культуре - концертные залы, кино, библиотеки, музеи, то в деревне состояние культуры было очень низким, более того, в слепой фанатичной борьбе с религией, одной из Форм духовной культуры, была разрушена здоровая народная обрядность и искусство. Шефство города над деревней не приносило ожидаемых результатов, так как оно было бессистемным и носило разовый характер.

Установление диктатуры пролетариата не могло не сказаться на процессах, происходящих в художественной жизни России. Искусство становилось всё более зависимым от идеологической и политической борьбы, в обществе. По разным причинам часть русской художественной интеллигенции оказалась в эмиграции, часть её обновилась за счёт студий Пролеткульта. Здесь начинали свою творческую деятельность Эйзенштейн, Пырьев, Александров, Афиногенов, Штраух. В писательской среде выделились имена Каверина, Тихонова, Сейфуллиной, Жарова, Леонова, Шолохова, Фадеева. Продолжали свою творческую деятельность Маяковский, Есенин, Д.Бедный, Вс. Мейерхольд, Таиров, Горький, Серафимович, Кустодиев, Петров-Водкин, Коненков и другие.

Популярными стали новые журналы «Новый мир», «Октябрь», «Звезда». В театральном искусстве 20-е годы связаны с появлением новой советской драматургии «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» Тренёва, «Разлом» Лавренёва, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

В области изобразительного искусства большую роль играли различные художественные группировки, такие как АХРР (ассоциация художников революционной России). Инициаторы образования АХРР исходили из того, что реализм прежнего искусства, в том числе и критический реализм передвижников, соответствовал определённым историческим условиям. В силу коренного изменения этих условий искусство начинает нуждаться в реализме нового типа, названного в декларации АХРР «стилем героического реализма». Они предлагали начинать творчество с принципа художественного документализма, то есть внимательного изучения новой действительности и достоверного отображения познанного материала. Основное ядро АХРР составили молодые мастера, получившие образование до революции, но сложившиеся как художники в 20-е годы. Это Кацман, Шухмин, Бродский, Чепцов, Герасимов, Греков, Иогансон, а также передвижники, вынесшие решение о слиянии с АХРР.

Другой влиятельной художественной организацией было общество художников-станковистов (ОСТ), возникшее в 1925 году. В него входили Дейнека, Пименов, Вильямс, Лучишкин, Волков, Шифрин и другие. Они объявили себя сторонниками нового искусства по содержанию, но по Форме не соглашались с традициями передвижничества, опираясь на экспрессионизм, с его форсированным цветом, преувеличением форм, сложными ракурсными построениями. Остовцы стремились передать в творчестве индустриальные достижения страны, которое и занимали главное - место в их творчестве.

В области историко-революционной живописи выступал И. Бродский, который создал большое полотно «Расстрел 26 бакинских комиссаров», для чего провёл большую исследовательскую работу от ознакомления с тюремными паспортами, до посещения места расстрела.

В области батальной живописи работал М.Греков. Окончив Академию, он был участником первой мировой войны, а затем поступает добровольцем в Первую конную армию. Избегая в своих произведениях трескучей парадности, обращался к будничным военным сюжетам - «В отряд к Будённому», «Тачанка», «Трубачи Первой конной», «На Кубань». Греков руководил студией военных художников, откуда вышли такие мастера как Вучетич, Кривоногов, Неменский, Жуков.

Как автор портретных композиций, вошёл в художественную жизнь 20-х годов Г.Ряжский с картинами «Делегатка», «Председательница», в которых передано не только содержание модели, но и материальность фона и одежда. В области портретной живописи выступал Малютин - портрет Фурманова. Наиболее талантливыми представителями ОСТа были Дейнека и Пименов, которые чаще всего отражали в своих произведениях тему индустриализации или гражданской войны. Это «На стройке новых цехов», «Перед спуском в шахту», «Оборона Петрограда», «Даёшь тяжёлую индустрию».

Петров-Водкин вошёл в историю русского искусства, с картиной «Купание красного коня», выполненной в манере экспрессионизма, которая несла предчувствие перемен, ожидавших Россию в XX веке. После революции обращался к теме гражданской войны.

Группы «4 искусства» и ОМХ (общество московских художников) объединяло мастеров старшего поколения. Среди членов ГРУППЫ «4 искусства» были Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Фаворский. В группу ОМХ входили Кончаловский, Машков, Лентулов, Куприн, Фальк. Они входили до революции в разные организации, а затем порвали с ними. Эти художники работала в разных жанрах: Кончаневский - в области натюрморта, Кузнецов - пейзажной и жанровой живописи, Куприн и Крымов - также пейзажисты.

 

Главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала классика. Единственной удачей в области сценической музыки и в отражении современной темы стала постановка балета «Красный мак» в Большом театре в 1927 году. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАШ) и Ассоциация современной музыки (АСМ) стояли на позициях отрицания классического наследия и даже композиторского мастерства, отдавая предпочтение упрощённым Формам музыки, ориентируясь на западноевропейское современное музыкальное искусство.

В 20-е годы значительное развитие получило искусство кино, особенно документальное направление, а также и игровое в творчестве Эйзенштейна.

Терминология:

Ракурс - в изобразительном искусстве перспективное сокращение удалённых от зрителя частей изображённого на плоскости предмета.

Натюрморт - изображение в живописи неодушевлённых предметов.

Батальная живопись - изображение военных сюжетов.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...