Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные материалы для учителя




16 февраля 2007 г. Государственная дума приняла закон о восстановлении памятной даты — Дня Героев Отечества. Согласно поправкам в закон «О днях воинской славы и памятных днях России» этот праздник будет отмечаться 9 декабря.

26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1769 г. императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской империи — орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость» (в 2000 г. орден восстановлен как высшая военная награда России). Награду получали воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. В этот же день в России широко отмечался праздник Георгиевских кавалеров, когда чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий — от таких прославленных людей, как Александр Суворов, Григорий Потемкин, Михаил Кутузов, до простых солдат, матросов и казаков, награжденных Георгиевскими крестами и медалями. Эта традиция сохранялась до Октябрьской революции.


Урок 48. МЫ ПОМНИМ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ

Задачи урока: познакомить детей с формами увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека.

Планируемые достижения учащихся: знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе), умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести.

Оборудование. У учителя — стенд с картой населенного пункта и фотографиями памятных улиц, площадей, парков, памятников и тех людей, чью память они увековечивают (если возможно, ксерокопии фотографий памятников населенного пункта по количеству учащихся); Георгиевская ленточка; запись классической музыки, вальса и песни военных лет, магнитофон; портрет А. А. Фета. У учащихся — клей.

Предварительная работа. Договоритесь о встрече с ветераном Великой Отечественной войны, приготовьте для него букет. Подготовьте детей к встрече с ветераном, чтобы создать положительный эмоциональный фон, щадящий чувства пожилого человека. Оформите стенд. Сделайте ксерокопии изображения памятника по количеству учащихся.

Ход урока

Учитель: «Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень серьезный, взрослый разговор. Скажите, знаете ли вы имена тех ваших родственников, кто скончался? Этих людей уже нет с вами. Вы не можете их увидеть, поговорить с ними, но часто слышите о них в разговорах взрослых. И так вы знакомитесь с ними. Добрая семейная память сохраняет имена этих людей, их привычки, мудрые или веселые слова, события их жизни. Благодаря этому их земная жизнь продолжается. Она продлится до тех пор, пока в близких им людях будет жива память о них. Кто из вас мог бы рассказать о таком человеке, который живет в памяти вашей семьи? (Дети рассказывают.) Как вы думаете, почему нужно помнить о наших предшественниках? Что будет, если лишить нас этой памяти? Кого называют «Иваном, не помнящим родства»? В этом прозвании похвала или осуждение?» Проходит обсуждение значения фразеологизма.

Учитель включает запись классической музыки, постепенно убавляет звук и читает стихотворение А. А. Фета. Задает детям вопросы со с. 34 учебника. Показывает портрет поэта, просит рассмотреть его в учебнике. Кратко рассказывает о нем учащимся и поясняет, что в деревне Клейменово навечно сохранена память о нашем великом поэте, нашем общем земляке-соотечественнике.
Учитель читает текст учебника (с. 34, вверху): «Очень благодарны мы тем людям, которые создавали наше культурное богатство» — и задает вопрос: «А что значит “культурное богатство”?» (Это все то прекрасное и необходимое для жизни, что создают люди.)

Учитель продолжает: «Память может жить в сердце одного человека. Может передаваться в рассказах от человека к человеку. А может превратиться в камень или металл и стать такой же крепкой и видимой всем. Кто знает, когда так случается? (Дети высказывают свои предположения.) Так случается, когда человеку ставят памятник. Какое слово родственно слову «памятник»? Память становится крепкой и видимой для многих людей, когда именем замечательного человека называют улицы, площади, парки. Давайте вслед за нашим волшебным клубочком мысленно пройдемся по улицам нашего города и вспомним, кому поставлены памятники в нашем городе (селе), чьи имена живут в названиях наших улиц, площадей, парков». Учитель подходит к стенду с картой населенного пункта, от которой в форме флажков отходят увеличенные фотографии памятных улиц и памятников. Учитель произносит название улицы, площади или имя того, кому посвящен памятник. Спрашивает у детей, что им известно об этом человеке, чем он прославился. Дополняет ответы детей или рассказывает сам.

Учитель: «Ребята, давайте и мы увековечим имена наших земляков. Создадим памятники, которые нам уже по силам сделать своими руками. Запишем имена наших земляков в рабочей тетради на с. 26 (задание № 1). А самое главное — запишем их в наших сердцах». Учитель записывает на доске имена. Ученики вслед за ним выполняют задание № 1 в рабочей тетради. Учитель раздает ксерокопии фотографий памятников. Дети вклеивают их в рабочие тетради, выполняя задание № 3 на с. 27.

Учитель включает запись песни военных лет, постепенно убавляет звук, сохраняя как фон для ведения беседы, и говорит: «Существуют в году особенные дни, не похожие на другие. И связаны они с памятью. Как они называются? (Дни памяти.) Вот таким днем для всей нашей страны, для всех наших сограждан-земляков является День Победы. Когда он отмечается? Что в этот день мы вспоминаем? Можно ли этот день назвать праздником? Почему его называют «праздником со слезами на глазах»? Как отмечаются памятные дни?» (В знак памяти принято зажигать у памятника вечный огонь, у памятника стоит почетный караул. К памятнику возлагают венки, приносят цветы.) Учитель предлагает вернуться к с. 30 учебника, еще раз рассмотреть ленточку на наградной серебряной Георгиевской трубе. Затем рассказывает еще об одной форме увековечения памяти: «Недавно в России возник добрый обычай: в знак памяти о победе наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек в Великой Отечественной войне молодые люди раздают на улице прохожим в канун 9 мая Георгиевские ленточки. И каждый, кто получил такую ленточку, прикрепляет ее на груди, привязывает к антенне своего автомобиля. Так люди словно говорят друг другу: «Мы помним наших защитников, наших героических дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Мы помним наших земляков!» Какими они были в годы войны?»

Учитель обсуждает с учащимися фотографии на с. 35 учебника. Обращает внимание детей на фронтовые фотографии слева и говорит: «Какими молодыми и красивыми были те, кто защищал Родину! И самая главная награда для тех, кто воевал, — это любовь и уважение их потомков. Недаром так светится счастливой улыбкой лицо славного воина на фотографии внизу справа. Он счастлив, что его любит и обнимает внук — такой же молодой и красивый, каким был дед в годы войны.

Мы благодарны тем, кто защищал нашу жизнь в военные годы. К счастью, у нас еще есть возможность поблагодарить тех, кто сохранил для нас нашу жизнь». Учитель представляет приглашенного на урок ветерана Великой Отечественной войны. В конце беседы предлагает детям хором сказать гостю «спасибо». Просит уточнить детей, за что они благодарят ветерана. Ученики преподносят фронтовику цветы. Если встреча с ветераном невозможна, то учитель рассказывает детям о героях-фронтовиках своего края.

В заключительной части урока учитель говорит: «Память живет не только в словах, памятниках, памятных названиях. Она бывает и в молчании. Во всем мире принято в знак благодарности тем, кто отдал жизнь за людей, прекращать на несколько мгновений работу и стоять в полной тишине. Такие мгновения называют минутой молчания. Давайте и мы сейчас отдадим долг памяти нашим героям».

Национально-региональный компонент. Почтите память земляков-героев. Расскажите детям о деятелях искусства, науки, промышленности, сельского хозяйства вашего региона.

Физкультминутки. Дети выполняют возле своего стола под музыкальную запись простейшие вальсовые движения (шаг вперед — два шага на месте, шаг назад — два на месте, шаг в сторону с наклоном корпуса — шаги на месте и обратное движение).

Рекомендации для занятий в семье. Выполните с ребенком задание № 2 в рабочей тетради (с. 26). Приготовьте фотографии из семейного альбома, краткие рассказы о них для классной выставки «Мы помним!».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...