Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками




Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как прави­ло, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для последующей работы, психологу требуется прило­жить довольно много уеилий, которые могут оказаться бесплод­ными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова.

Контактное взаимодействие — это модель поведения инициа­тора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказыва­ниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как дове­рительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие психолога с девиантным подростком развора­чивается в шести стадиях (табл. на с. 342).

На каждой из них используется специфическая тактика взаи­модействия и решаются конкретные задачи. Методику можно ис­пользовать в диагностических целях и для налаживания постоян­ных отношений с девиантными подростками.

Методика контактного взаимодействия с девиантными подростками

Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат
1. Расположение к общению Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости Одобрение, согла­сие, безусловное принятие Принятие согласия
2. Поиск общего интереса Поиск нейтрального интереса. Внимательное отношение к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности дичности. От общух суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уни­кальности личности Положительный эмоциональный фон, согласие
3. Выяснение пред­полагаемых поло­жительных качеств Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение* к отрицательным качествам других. Поиск тех или иных качеств у себя* Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием Создание ситуации безопасности, без­условное принятие личности
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах Принятие позитив­ного без обсужде­ния, сомнения, возражения Ситуация доверия, открытости
5. Адаптивное поведение партнеров Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того,, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого    
6. Установление оптимальных отношений Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению Общие намерения Согласие на выпол­нение принятого 1 плана /

IV,2,4. Диагностика девиантного поведения

В практике школьной работы диагностика девиантного поведе­ния чаще всего носит симгтоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиадий, используя этимологический под­ход. Расширение области диагностики (объекты, предметы) вле­чет за собой определенные трудности при создании универсаль­ных методик, способных отвечать сразу на все вопросы: имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения диагностиру­ется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли онэ ситуативный характер или уже явля­ется личностной характеристикой подростка? И др.

Набор психодиагностического инструментария по рассматрива­емой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических це­лей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их различные сочетания в виде батареи тестов. Предлага­ются и разнообразные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное вы­деление групп риска и последующую дифференциальную диагно­стику этих групп с привлечением специалистов-смежников для уточ­нения этиологии отклонений (И.В.Кузнецова, Г.К.Сергеев).

В диагностической работе с подростками и старшеклассника­ми психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р.Кеттела, патохарактерологического опросника А. Е.Личко и проективного теста М.Лютера.

Признаки нарушений поведения " ' Диагностируемые показатели у подростков

Опросник Р.Кеттела (симптомокомплексы)

I+ D + C + Аффективное поведение
Е + Склонность к агрессии
G- Асоциальное, аморальное поведение
J + Склонность к правонаруше­ниям группового характера
O+Q +C-F- Склонность к алкоголизации

ПДО А. Е. Личсо (акцентуации характера)

Неустойчивая Истероидная Эпилептоидная Гипертимная Склонность к риску, кон­такту с асоциальными лич­ностями, прогулкам; склон­ность к групповым на­рушениям, бродяжничеству
Лабильная Эпилептоидная Истероидная Вероятность демонстратив­ного суицида  
Отношение к спиртным напиткам У+2 Склонность к алкоголиза­ции  
Циклоидная Сенситивная Психастеническая Вероятность суицидального поведения  
Истероидная Вероятность демонстратив­ного суицида  
Эпилептоидная Склонность к агрессии  
       

Тест М.Люшера (сочетание цветов)

Сочетания 1,2, 3,4 с 7,0 Патохарактерологическос развитие личности, психо­патические черты, ведущие к социальной дезадаптации
5-й цвет на 1-м месте Дезадаптивное, аффектив­ное поведение
Сочетания 5,2 и 2,5 Черты паранойяльного сти­ля переживаний, поведения, крайнее упрямство
Сочетания 1,7 Агрессивное поведение, про-тестные реакции
Сочетания 2,6 и 6,2 Аффективное, взрывчатое поведение
Сочетания 7,4 Экстремальное поведение, дезадаптация
Сочетания 2,7 и 7,2 Негативизм, недоверие
Сочетания 4,3,2; 4,3,7 или 4,3,0 • Вспышки поведенческих ре­акций в стрессовых ситуациях
Сочетания 2,0 и 0,2 Конфликтность
Сочетания 5,4 Демонстративное, истероид-ное поведение
Сочетания 3,5,7; 3,7,5 и 7,5,3 Антисоциальные тенденции поведения
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...