Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль культуры в жизни общества. (функции культуры).

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

 

ТЕМА 1.6 КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СТРУКТУРА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КУЛЬТУР.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.

4. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. (функции культуры).

5. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВОСТОК И ЗАПАД. ЕВРАЗИЙСТВО.

 

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СТРУКТУРА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КУЛЬТУР.

«Культура» (лат.) – «возделывание почвы, ее культивирование». Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека.

Культура – всё, созданное человеком.

М атериальная Нематериальная (духовная)

- жильё и производственные здания; – орудия труда; – религиозные храмы; – предметы быта; – книги и т.д.   - знания и идеи; – законы и моральные нормы; – правила поведения; – обычаи, традиции; – язык и т.д.
Всё то, в чём материализуются знания, умения, верования. Всё то, что составляет духовную сторону общества.
       

Материальная и духовная культура взаимосвязаны и переплетены. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими. Существует более 250 определений понятия «культура».

В широком смысле слова:

Культура – совокупность средств, способов, форм и образцов взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В узком смысле слова:

Культура – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура помогает людям жить в своей среде, сохранять целостность сообщества.

Общие элементы культуры – культурные универсалии. Американский ученый Д. Мердок выделил более 60 универсалий: разделение и кооперация труда, приготовление пищи, право собственности, домашнее хозяйство, торговля, язык, закон, образование, ухаживание, брак, семья, личное имя, приветствие, религия, изготовление орудий труда, спорт, календарь и т.д.

Как люди одной культуры оценивают другую культуру? Часто люди оценивают другие культуры через призму своей собственной (этноцентризм).

Этноцентризм– взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной и все другие группы соизмеряются с ней.

Этноцентризм делает какую-либо культуру эталоном, с которой соизмеряются другие культуры. Проявления этноцентризма: попытка насадить свою религию коренным народам в период колонизации.

Культурный релятивизм – подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять ценности других групп, если они анализируют их в свете собственной культуры.

 

Тенденции (подходы) Условный лейтмотив Может служить основанием для:
Культурный этноцентризм     Культурный релятивизм     Культурная интеграция «Никто не должен никого учить» «Мы несём миру цивилизацию» «Важно брать всё хорошее отовсюду» Воинствующего национализма Защитного национализма Интернационализации общественной жизни

О. Шпенглер «Закат Европы»: на расцвет приходится зарождение культуры, ее упадок приводит к гибели цивилизации.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.

Основными элементами культуры являются:

1. Язык-система знаков и символов, наделенных определенным значением, выступающий как средство общения, обеспечивает социальное поведение человека и распространение культуры.

2. Социальные ценности- это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того к чему человек должен стремиться: патриотизм, законопослушность, частная собственность, трудолюбие, дружба и др.

3. Социальные нормы - правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие людей в соответствии с ценностями определенной культуры

3.1. Неформальные социальные нормы- естественно сложившиеся образцы поведения: моральные нормы.

3.2. Формальные социальные нормы- специально установленные правила поведения: правовые нормы.

4. Обычаи, традиции и обряды- восприятие из прошлого формы социальной регуляции и поведения людей. Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. С ними тесно связаны церемонии- последовательные символические действия по поводу торжественного события и ритуалы- символические действия по отношению к сверхъестественному и священному. Традиции- это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Обряд- это совокупность символических коллективных действий, обусловленным обычаями, традициями и воплощением в себе определенных норм и ценностей.

Привычки, манеры, этикет, мода также являются элементами культуры.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.

Уровни культуры Разновидности культуры
Элитарная- сложна для содержания и трудна для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках элитарной культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей. Создатели элитарных произведений стремятся к новаторству, самовыражению и художественному воплощению своих идей. Доминирующая культура – господствующая в данном обществе.    
Народная- золотой фонд культуры. Она составляет культурное наследие. Субкультура – совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающаяся от нее по каким-либо признакам (профессиональная, конфессиональная, молодежная).  
Массовая- сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления, коммерческая. При ее потреблении действует механизм «внушения и заражения». Человек становится частью массы, сливаясь с ней. Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов (хиппи, бандитская шайка и т.п.).  

М.Белл: «Эта культура демократична. Она адресована всем, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства».

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. (функции культуры).

Функции культуры:

1. образовательно-воспитательная – культура делает человека членом общества, личностью по мере социализации. Это достигается с помощью воспитания и образования;

2. интегративная – культура сплачивает людей, обеспечивает целостность сообщества;

3. дезинтеграция – культура, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, противопоставляет их другим, разъединяет все более широкие сообщества и общности. Внутри этих сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты;.

4. регулирующая – культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве и т.д. Культура содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

5.ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВОСТОК И ЗАПАД. ЕВРАЗИЙСТВО.

Цивилизация от латинского слова civilis- гражданский, государственный- это тот или иной тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

Восток- цивилизация развивается плавно и медленно, приспосабливаясь к изменениям, следует вековым традициям, сохраняя созерцательность, дух коллективизма, отсутствие полноценной частной собственности, господство государства, порождающее произвол.

Запад - двигается стремительно, преобразуя действительность, отбрасывая все отжившее и ненужное, поддерживая дух индивидуализма, узаконенная частная собственность, государство выступает в качестве закона.

Это - два типа цивилизаций.

В 19 веке в России сложились два течения, определяющие путь развития России- западники и славянофилы.

В 20-30 годы 20 века появляется понятие евразийства, то есть культура России особое срединное положение между культурой Востока и Запада.

При формационном подходе выделяются типы культуры:

 

формационный   социально-классовый   политической ориентации   социально-групповые

 

рабовладельческая феодальная буржуазная социалистическая   дворянская буржуазная пролетарская   патриархальная подданническая активистская   этнические конфессиональные региональные

Домашнее задание:

1. Проработка конспекта.

2. Презентация работы в форме сравнительной характеристики различных типов культуры, обоснования роли культурных универсалий, творческого портрета представителей элитарной культуры, участия в дискуссии и.т.п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...