Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочные материалы для решения задач

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Программа курса и методические указания

По выполнению контрольной работы

Для студентов, обучающихся

по направлению 260500 – «Технология

продовольственных продуктов специального назначения

и общественного питания»

(специальность 260501 – «Технология продуктов

общественного питания»),

заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ


УДК 574(075.8)

 

Основы рационального питания [Текст]: программа курса и методические указания по выполнению контрольной работы / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. Н. Н. Попова. – Воронеж: ВГТА, 2010. – 24 с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ООП подготовки специалистов по направлению 260500 – «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания» (специальность260501 – «Технология продуктов общественного питания»). Они предназначены для закрепления теоретических знаний дисциплин цикла СД.

Библиогр.: 9 назв.

 

 

Составитель доцент Н. Н. ПОПОВА

 

Научный редактор профессор Н. С. РОДИОНОВА

 

 

Рецензент доцент, Е.Е. КУРЧАЕВА

(Воронежский государственный аграрный университет)

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежской государственной технологической академии

 

  © Попова Н.Н., 2010
  © ГОУВПО «Воронеж. гос. технол. акад.», 2010

 

Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.

ПРОГРАММА КУРСА

 

1. Эколого-медицинские аспекты современного питания человека

Роль питания в жизни человека. Понятие здоровья. Государственная политика в области здорового питания населения России. Современное состояние обеспечения населения продуктами питания. Состав и структура питания современного человека. Поиск причин развития «болезней цивилизации». Проблемы питания и пути их решения.

2. Пища и ее основные компоненты. Нормы потребления, последствия избытка и недостатка потребления пищевых компонентов

Макронутриенты – белки, жиры, углеводы; микронутриенты – витамины, минеральные вещества, вода. Определение, функции в организме, источники, классификация, нормы потребления, последствия избытка и недостатка потребления.

3. Характеристика пищевых продуктов с точки зрения их лечебно-профилактического действия на организм человека

Классификация пищевых продуктов, их пищевая ценность. Лечебно-профилактическое действие основных групп пищевых продуктов на организм человека: мясо и мясные продукты; гидробионты; яйца; молоко и молочные продукты; зерновые продукты; пищевые жиры; кондитерские, мучные кондитерские, хлебо-булочные изделия; овощи; фрукты и ягоды; сахаристые продукты и заменители сахара; напитки, пряности и приправы.

4. Физиология пищеварения, пищеварительные ферменты

Пищеварение. Типы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости; желудке; панкреатическое, кишечное. Пищеварительные ферменты человека. Всасывание компонентов пищи. Причины возникновения расстройств пищеварения.

5. Современные концепции и правила организации рационального питания

Классические теории питания: античная; теории сбалансированного и адекватного питания. Концепция рационального питания. Основные правила организации рационального питания. Пищевой рацион, основы его построения.

6. Альтернативные теории питания. Их характеристика с позиций рационального питания

Теория позитивного питания и функциональные продукты, теория раздельного питания, вегетарианство, теория естественного питания, учение макробиотиков, ведическая кулинария. Характеристика альтернативных теорий питания с позиций рационального питания. Преимущества, недостатки.

7. Физиология пищеварения и особенности организации питания детей грудного и дошкольного возраста

Ферментативная активность желудочно-кишечного тракта у новорожденного. Роль и развитие слюнных желез у ребенка. Механизмы всасывательной функции в кишечнике ребенка. Потребность в пищевых веществах и энергии. Техника естественного, смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика смесей детского питания. Потребность в пищевых веществах и энергии детей от года до 6 лет. Организация питания в детских дошкольных учреждениях (ДОУ).

8. Основные требования и рекомендации по организации питания школьников

Потребность в пищевых веществах и энергии. Организация питания школьников в общеобразовательных учреждениях с разным режимом обучения; в детских лагерях. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организационных коллективах.

9. Рациональное и лечебное питание беременных, рожениц и кормящих женщин.

Потребность в пищевых веществах и энергии беременных,


рожениц и кормящих женщин. Действие основных микро- и макронутриентов на здоровье. Особенности составления рационов питания. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых при составлении рациона. Режим питания.

10. Физиология пищеварения и особенности организации питания людей среднего и пожилого возраста

Особенности физиологии пищеварения, принципы составления рациона, рекомендуемые способы кулинарной обработки, режим питания.

11. Физиология аэробных и анаэробных физических нагрузок. Потребность спортсменов в основных питательных веществах и энергии

Накопление энергии. Роль АТФ в энергетическом обмене. Передача энергии. Метаболизм энергии углеводов, жиров, белков. Типы мышечных волокон. Белки, жиры, углеводы в рационе спортсменов и физическая работоспособность. Витамины и минеральные вещества. Терморегуляция и водно-солевой баланс.

12. Пути повышения работоспособности спортсменов с помощью факторов питания

Глицерин, холин, фосфаты, коэнзим Q10, L-карнитин, глутамин, аминокислоты и др. Продукты повышенной биологической ценности, их назначение. Спортивные диеты.

13. Составление рационов питания спортсменов

Фенотипы людей занимающихся спортом. Расчет калорийности рациона. Коррекция массы тела. Питание спортсменов в зависимости от вида спорта и периода соревновательной деятельности.

14. Организация рационального питания детей-спортсменов

Влияние физических нагрузок и питания на рост и половое созревание детей. Физиологические особенности юных спортсменов. Потребность в пищевых веществах и энергии. Организация питания.

15. Функциональное питание

Классификация продуктов функционального питания. Ингредиенты, используемые в производстве продуктов функционального питания. Вторичные сырьевые ресурсы и безотходные технологии их переработки. Витаминизация пищевых продуктов. Требования к экологической безопасности продуктов функционального питания.

16. Организация питания в туристских походах

Виды туризма, их классификация по категории сложности. Продукты питания рекомендуемые для туристов. Энергозатраты в походе и их восполнение. Водно-солевой обмен. Основы составления рациона питания. Раскладка продуктов, плавающая раскладка. Питание на маршруте. Приготовление пищи в походных условиях. Контроль за физическим состоянием участников похода.

17. Питание организованных коллективов

Организация питания студентов, сельскохозяйственных работников, военнослужащих, работников производств (в том числе с вредными условиями труда) и др.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

В межсессионный период студенты самостоятельно изучают дисциплину «Основы рационального питания» по рекомендованным литературным источникам и выполняют контрольную работу, которая состоит из 4-х заданий, выбираемых согласно варианту. Номер варианта контрольной работы определяется по трем последним цифрам шифра зачетной книжки и располагается на пересечении строки и столбца (табл. 1). Сумме первых двух цифр соответствует номер строки, последней цифре – номер столбца. Например, шифру зачетной книжки 21-624 соответствует вариант 8 (номер строки равен 6 + 2 = 8, номер столбца – 4).

Контрольная работа выполняется в тетраде с полями или в печатном виде. Титульный лист (обложка тетради) подписывается с указанием: фамилии, имени, отчества, курса, специальности, наименования дисциплины, номера контрольной работы (исправления не допускаются). На оборотной стороне обложки записывается полный почтовый адрес с указанием телефона.

При оформлении контрольной работы в печатном виде необходимо соблюдать следующие правила:

шрифт – Times New Roman;

размер шрифта – 12 или 14 пунктов;

поля: слева – 30 мм; справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм;

отступ (красная строка) – 1,25 см;

междустрочный интервал 1,5 или 1,0;

выравнивание – по ширине.

При изложении материала студент должен творчески переработать литературу, рекомендуемую к изучению дисциплины, а также дополнить свои ответы на поставленные вопросы из периодических изданий (отраслевые журналы).

В конце контрольной работы приводится список использованных источников согласно ГОСТ 7.1-2003. При оформлении списка литературы обязательно должны быть приведены ссылки на цитируемую литературу.

Работы, оформленные не правилам, не имеющие ссылок на литературу, а также представляющие собой переписанный текст (без переработки материалов) будут возвращены с пометкой «не выполнено».

Выполненная контрольная работа представляется для рецензирования на кафедру. Контрольная работа, выполненная в полном объеме, подлежит защите до начала экзаменационной сессии. Студенты, не выполнившие и не защитившие контрольные работы, не допускаются к итоговой аттестации.


Таблица 1

Задания к контрольной работе по вариантам

Сумма 2-х цифр шифра зачетной книжки Последняя цифра шифра зачетной книжки
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Вариант № 1

1. Особенности питания современного человека с эколого-медицинской точки зрения.

2. Требования к режиму и рациону питания спортсменов.

3. Организация питания на туристском маршруте.

4. Какое количество белков растительного происхождения (г) должно входить в рацион питания, общая энергетическая ценность которого составляет 1824,6 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 2

1. Понятие «болезни цивилизации». Причины их возникновения и развития.

2. Что такое продукты повышенной биологической ценности. Их применение.

3. Организация питания детей в путешествии.

4. Найдите массу жиров растительного происхождения (г) в рационе питания общей энергетической ценностью 15950 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 3

1. Теории сбалансированного и адекватного питания. История развития, особенности, принципиальные различия.

2. Задачи питания и составление рационов в зависимости от периодов тренировочной деятельности спортсменов.

3. Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

4. Найдите массу усвояемых полисахаридов в рационе питания общей энергетической ценностью 14000 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 4

1. Альтернативные теории питания. История развития вегетарианства. Достоинства и недостатки различных направлений вегетарианства с позиций рационального питания.

2. Основные положения организации рационального питания юных спортсменов в школах-интернатах.

3. Белки – основные компоненты рациона питания. Определение, классификация, функции в организме, источники, калорийность, суточная потребность, последствия избыточного и недостаточного их употребления.

4. Какое количество жиров животного происхождения (г) должно входить в рацион питания общей энергетической ценностью 15062 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 5

1. Альтернативные теории питания. История развития теории раздельного питания, достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Организация питания учащихся общеобразовательных школ.

3. Биохимия мышечной работы. Ее роль при формировании рационов для спортсменов.

4. Какое количество моно- и дисахаридов должно входить в рацион питания общей энергетической ценностью 8284 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 6

1. Альтернативные теории питания. История развития системы питания макробиотиков. Достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Базовые рационы питания для юных спортсменов.

3. Совершенствование организации производства и управления школьным питанием.

4. Найдите массу белков животного происхождения (г) в рационе питания общей энергетической ценностью 13388 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 7

1. Альтернативные теории питания. История развития концепции питания предков. Достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Особенности организации питания юных спортсменов с учетом специфики тренировочного процесса.

3. Осуществление контроля за организацией питания в школьных столовых.

4. Сколько требуется углеводов (г), если содержание белков растительного происхождения в рационе питания составляет 25 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 8

1. Альтернативные теории питания. История развития концепции индексов пищевой ценности. Достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Особенности организации питания юных спортсменов в дни соревнований.

3. Нормы физиологической потребности детей в возрасте до 1 года в пищевых веществах и энергии. Особенности организации питания.

4. Какова потребность в белках растительного происхождения (г), если содержание жиров растительного происхождения в рационе питания составляет 15 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 9

1. Альтернативные теории питания: концепция "живой энергии". Суть теории, достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Принципы организации питьевого режима у детей-спортсменов.

3. Потребность в пищевых веществах и энергии школьников. Организация питания школьников с различными режимами обучения.

4. Определите потребность в жирах растительного происхождения (г), если содержание полисахаридов в рационе питания составляет 350 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 10

1. Альтернативные теории питания: концепция главного пищевого фактора. Суть концепции, достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Потребность в основных пищевых веществах и энергии детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Особенности составления рациона питания.

3. Организация обслуживания учащихся общеобразовательных школ горячим питанием.

4. Определите потребность в жирах животного происхождения (г), если содержание полисахаридов в рационе питания составляет 420 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 11

1. Альтернативные теории питания. Суть теории "мнимых" лекарств. Достоинства и недостатки с позиций рационального питания.

2. Жиры – основные компоненты рациона питания. Определение, классификация, функции в организме, источники, калорийность, суточная потребность, последствия избыточного и недостаточного их потребления.

3. Потребность в основных пищевых веществах и энергии здоровых беременных женщин. Основы составления рациона питания.

4. Определите потребность в белках животного происхождения (г), если содержание жиров растительного происхождения в рационе питания составляет 20 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 12

1. Углеводы – основные компоненты рациона питания. Определение, классификация, функции в организме, источники, калорийность, суточная потребность, последствия избыточного и недостаточного их потребления.

2. Диеты для спортсменов. Характеристика, назначение.

3. Принципы рационального питания детей в ДОУ.

4. Рассчитайте (в граммах) содержание животных белков, растительных жиров и энергетическую ценность рациона, общее количество белка в котором составляет 79 г, жиров – 88 г, углеводов – 304 г.

Вариант № 13

1. Минеральные вещества – необходимые компоненты рациона питания. Классификация, источники, суточная потребность, функции в организме, последствия избыточного и недостаточного их потребления.

2. Организация питания спортсменов, занимающихся сложнокоординационными видами спорта (гимнастика, фигурное катание).

3. Ограничения по использованию в ДОУ пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки.

4. Рассчитайте (в граммах) содержание растительных белков, животных жиров, усвояемых полисахаридов и энергетическую ценность рациона, общее количество белка в котором составляет 79 г, жиров – 88 г, углеводов – 304 г.

Вариант № 14

1. Витамины – необходимые компоненты рациона питания. Классификация, источники, суточная потребность, функции в организме, последствия избыточного и недостаточного их потребления.

2. Организация питания спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой и спортивными единоборствами.

3. Методика формирования рационов питания в ДОУ с использованием единого типового рациона питания.

4. Рассчитайте (в граммах) потребность в белках, жирах животного и растительного происхождения, усвояемых и неусвояемых полисахаридах, а также моно- и дисахаридов (в сумме), если энергетическая ценность суточного рациона составляет 8159 кДж.

Вариант № 15

1. Нормы физиологической потребности детей в возрасте до 1 года в пищевых веществах и энергии. Особенности организации питания.

2. Организация питания спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (хоккей, теннис, волейбол и др.).

3. Методика разработки индивидуальных типовых рационов питания в ДОУ и формирования повседневных рационов питания на их основе.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления белков, составляет 1088 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество жиров растительного происхождения (г).

Вариант № 16

1. Технология приготовления кулинарной продукции в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Роль воды в организме человека. Суточная потребность. Водно-солевой баланс.

3. Теория функционального питания. История развития, сущность, классификация продуктов функционального питания.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления растительных жиров, составляет 904 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество белков растительного происхождения (г).

 

Вариант № 17

1. Физиологические потребности детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Режим и техника естественного вскармливания. Организация прикорма при естественном вскармливании.

2. Принципы рационального питания. Правила составления рациона.

3. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей в ДОУ.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления крахмала, составляет 5000 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество белков растительного происхождения (г).

Вариант № 18

1. Принципы обогащения рациона питания детей незаменимыми микронутриентами.

2. Пути повышения работоспособности спортсменов с помощью факторов питания (креатин, аминокислоты и др.).

3. Функциональные продукты питания. Пребиотики, пробиотики, симбиотики.

4. Рассчитайте (в граммах) содержание животных белков, растительных жиров и энергетическую ценность рациона, общее количество белка в котором составляет 121 г, жиров – 129 г, углеводов – 401 г.

Вариант № 19

1. Какие функции организма человека, позитивное воздействие на которые, позволяют относить продукты к категории продуктов функционального назначения.

2. Роль углеводов и углеводных продуктов в питании спортсменов.

3. Принципы организации питьевого режима в ДОУ.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления белков, составляет 1172 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество жиров растительного происхождения (г).

 

Вариант № 20

1. Классификация типов пищеварения.

2. Роль белков и белковых продуктов в питании спортсменов.

3. Производственный контроль при организации питания в ДОУ.

4. Какова потребность в крахмале (г), если содержание жиров растительного происхождения в рационе питания составляет 15 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

Вариант № 21

1. Роль жиров в питании спортсменов. Рационы с высоким содержанием жира и адаптация к ним.

2. Характеристика продуктов для смешанного и искусственного вскармливания детей грудного возраста. Организация смешанного и искусственного вскармливания.

3. Геродиетическое питание, потребность в основных пищевых веществах и энергии людей пожилого и старого возраста. Особенности составления рационов.

4. Какое количество белков и жиров животного происхождения (г) должно входить в рацион питания общей энергетической ценностью 18828 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 22

1. Витамины и минеральные вещества в питании спортсменов.

2. Основные принципы оценки состояния питания детей.

3. Организация питания туристов в условиях жаркого климата.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления углеводов, составляет 7029 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество белков животного происхождения (г).

 

Вариант № 23

1. Температурная регуляция и баланс жидкости в организме людей занимающихся спортом.

2. Особенности организации питания в горных путешествиях.

3. Потребность в пищевых веществах и энергии рожениц и кормящих матерей. Организация рационального питания.

4. Рассчитайте (в граммах) содержание растительных белков, растительных жиров и энергетическую ценность рациона, общее количество белка в котором составляет 111 г, жиров – 119 г, углеводов – 355 г.

Вариант № 24

1. Подбор продуктов при подготовке к путешествию. Энергетические затраты в туристском путешествии.

2. Физиология пищеварения.

3. Питание и коррекция массы тела в спорте.

4. Какое количество усвояемых полисахаридов должно входить в рацион питания общей энергетической ценностью 15272 кДж. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

Вариант № 25

1. Состав суточного рациона туриста. Применение сублимационных продуктов, пищевых концентратов.

2. Расстройства пищеварения. Причины.

3. Белки – основные компоненты рациона питания. Определение, классификация, функции в организме, источники, калорийность, суточная потребность, последствия избыточного и недостаточного их употребления.

4. Количество энергии, получаемой в результате биологического окисления белков растительного происхождения, составляет 402 кДж. Рассчитайте калорийность рациона, а также количество жиров растительного происхождения (г).

Вариант № 26

1. Хранение, транспортировка и учет продуктов в туристских походах.

2. Характеристика продуктов для смешанного и искусственного вскармливания детей грудного возраста. Организация смешанного и искусственного вскармливания.

3. Функциональные продукты питания. Пребиотики, пробиотики, симбиотики.

4. Рассчитайте (в граммах) потребность в жирах животно-го и растительного происхождения, а также усвояемых полисахаридах, если энергетическая ценность суточного рациона составляет 11652 кДж.

Вариант № 27

1. Питание туристской группы в экстремальных условиях.

2. Теория функционального питания. История развития, сущность, классификация продуктов функционального питания.

3. Принципы организации питьевого режима в ДОУ.

4. Рассчитайте (в граммах) потребность в углеводах, жирах и белках, если калорийность суточного рациона составляет 9832 кДж.

 

Вариант № 28

1. Питание сухим пайком в туристских походах.

2. Принципы рационального питания. Правила составления рациона.

3. Технология приготовления кулинарной продукции в ДОУ.

4. Рассчитайте (в граммах) потребность в углеводах, жирах и белках, если количество энергии, получаемое при окислении белков животного происхождения, составляет 502 кДж.

 

Вариант № 29

1. Калорийность питания в туристском походе.

2. Витамины – необходимые компоненты рациона питания. Классификация, источники, суточная потребность, функции в организме, последствия избыточного и недостаточного их потребления.

3. Нормы физиологической потребности детей в возрасте до 1 года в пищевых веществах и энергии. Особенности организации питания.

4. Какое суммарное количество моно- и дисахаров (г) должно входить в рацион питания, если содержание жиров растительного происхождения составляет 40 г. Рацион предназначен для жителя центральной части России.

 

 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Для решения задач студентам необходимо владеть материалом курса дисциплины, в частности: знать баланс белков, жиров, углеводов в рационе питания; уметь пользоваться формулой сбалансированного питания; знать какое количество энергии высвобождается при биологическом окислении в организме человека 1 г основных пищевых веществ (коэффициент энергетической ценности) и какая часть энергетической потребности организма обеспечивается за счет них.

При решении задач рекомендуется пользоваться справочными материалами (табл. 2 – 5).

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...