Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следующее отличие Праздника от «не праздника» - это застолье.




Режиссёру праздника об игре

Игровое действо в драматургии праздника

 

«Но если мы, современные люди, желаем принести какую-то пользу потомкам, мы все должны добавить к этим существующим формам передачи какие-нибудь новые способы, полученные из практики нашей современной жизни на Земле и из многовекового опыта предыдущих поколений, в согласии с дошедшей до нас информацией…

… Поэтому если мы введём полезную информацию и истинное, приобретённое нами знание в те ритуалы и обычаи, которые порождают эти импульсы и их внешнее проявление… то сможем быть уверены, что это знание достигнет наших отдалённых потомков».

(Георгий Гурджиев «Беседы Вельзевула со своим внуком».)

Москва, 20007г.

 

Автор: Панфилов Владислав Владимирович,

доцент кафедры социально-культурной деятельности,

Академии переподготовки работников искусства, культуры и

туризма.

Художественный руководитель Театра Охочих комедиантов

 

 

Панфилов В. В.

«Праздник и Игра. Режиссёру праздника об игре. Игровое действо в драматургии праздника».

Москва. 2007г.

 

Эта книга для людей, которые создают – в силу своего умения, своих

навыков и своего таланта – большие и маленькие праздники.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

От автора……………………………………………………. 6 стр.

 

Праздник и его основы …..…………………………... 7 стр.

 

Праздничное общение.

Радость……………………………………………………… 20 стр.

 

Праздник и Чувство……………………………………….. 21 стр.

 

З. Гиппиус «Игра»…………………………………………. 28 стр.

 

Игра и игровые принципы…………………………….. 29 стр.

Игра

Посиделочные игры………………………………………... 34 стр.

Дворовые игры……………………………………………... 50 стр.

Р. Рождественский «Игра в замри»……………………….. 76 стр.

 

Конкурс……………………………………………………. 78 стр.

 

Аттракцион……………………………………………….. 87 стр.

Межпространственные аттракционы…………………….. 88 стр.

Напольные аттракционы…………………………………... 91 стр.

Настенные аттракционы…………………………………... 93 стр.

Потолочные аттракционы…………………………………. 95 стр.

 

Аукцион................................................................................ 97 стр.

 

Викторина............................................................................ 101 стр.

Викторина

Шарада……………………………………………………… 104 стр.

Кроссворд

Чайнворд……………………………………………………. 107 стр.

Тест………………………………………………………….. 109 стр.

Анаграмма………………………………………………….. 121 стр.

Загадка………………………………………………………. 123 стр.

 

Лотерея…………………………………………………… 136 стр.

 

Забава и потеха................................................................ 141 стр.

Забава

Потеха

Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке»…………….. 169 стр.

«Лошадь и зеркало» (игра)………………………………. 173 стр.

 

Розыгрыш и прикол…………………………………... 176 стр.

Розыгрыш

Прикол

 

Затея………………………………………………………. 183 стр.

 

Состязания………………………………………………. 188 стр.

 

Фанты…………………………………………………….. 197 стр.

 

Хороводные игры и игры в кругу…………………… 201 стр.

Хороводные игры

Игры в кругу

 

Игро-танцы и танцевальные игры…………………… 208 стр.

Игро-танцы

Танцевальные игры

А. Твардовский «Гармонь»……………………………….. 223 стр.

 

Песня и игро-песня……………………………………… 226 стр.

Песня

Игро-песня

 

Комикс-игра (игровое представление)……………… 237 стр.

 

Занятие……………………………………………………... 240 стр.

 

Развлечение……………………………………………….. 243 стр.

 

Праздник для каждого. Подходы…………………….. 246 стр.

Первый подход: гадальный

Второй подход: условный

Третий подход: смеховой

 

Манок и провокация……………………………………. 253 стр.

Манок

Провокация

 

Поворот игры…………………………………………… 261 стр.

 

Этика ведущего………………………………………… 267 стр.

 

Как написать сценарий

игрового представления……………………………… 269 стр.

 

Заключение……………………………………………… 272 стр.

 

Литература………………………………………………. 274 стр.

 

Приложения:

Приложение № 1.

Приложение № 2.

 

 

ОТ АВТОРА

Все, что будет сказано ниже – это моя личная точка зрения. Кого-то она заинтересует, кого-то – нет. Кто-то будет принципиально против нижесказанного.

И, слава Богу.

Я, в первую очередь, практик: и как режиссер праздников, и как ведущий игровых программ (то, что раньше называлось «массовик-затейник», а еще раньше – «скоморох», «балагур», «острослов», «краснобай», «смехотворец» и т.п.), и как автор игровых сценариев и пьес. Поэтому все в этой книге проверено опытом: и моим личным, и опытом Театра Охочих комедиантов.

Считайте, что это попытка осознанно обобщить определенный опыт организации и проведения праздников и праздничных мероприятий.

Многое я буду объяснять на примерах русских праздников. И это не от «великоросской гордости» (по-моему, все народы равны и прекрасны), а потому что русские праздники мне ближе и понятнее. А корневая основа праздников у всех (или почти у всех) народов одинакова.

Когда Бог создал Мир – он сделал Себе Праздник.

А поскольку Мир был создан для всех, значит, и Праздник был создан для всех.

Вот с понимания – что такое Праздник и чем он отличается от «не праздника» мы и начнем.

Как говорится, от целого к частному, чтобы в дальнейшем понять, что без частного никогда не бывает целого.

Одним словом – матрешка.

 

Праздник

 

«Празднество ср. – пиршество или торжество, празднование чего-либо обрядами, пирами, почет событию или воспоминанию о нем. Праздничный день или праздник – день, посвященный отдыху, не деловой, не работный; день празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица». (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия». М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.)

«Праздник, - а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н… 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого… 3. Выходной, нерабочий день… 4. День радости и торжества по поводу чего-н… 5. День игр, развлечений…» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: АЗЪ, 1995.)

 

 

Праздник и «не праздник»

Основы настоящего праздника

 

«Это праздник. Людям нужен праздник хоть изредка.

Это ведь хорошо — праздник! Да еще какой!»

(А. Грин «Бегущая по волнам»)

 

«У бога всегда праздник. У бога, что день, то праздник.

В праздник у бога все равны.

Всякая душа празднику рада.

Будет и на нашей улице праздник».

(Русские народные пословицы)

 

Праздник и его основы

Частенько свои семинары, лекции я начинаю с вопроса: «Чем праздник отличается от праздника?» или: «Чем праздники отличаются друг от друга?»

Ответы, как правило, разные. Слушатели называют и атмосферу, и тему, и форму, и содержание, и возраст аудитории, и место проведения, и сценарную основу, и даже смету.

А точный, на мой взгляд, ответ такой: праздник от праздника отличается обрядами.

Мы никогда не перепутаем Масленицу и Пасху, мы всегда отличим Праздник Победы (9 мая) от Нового года. И все благодаря обрядам.

Следовательно, следует вывод: праздник от «не праздника» отличается тем, что у праздника есть обряды (или ритуалы). На мой взгляд – ритуал это молодой обряд.

А, значит, еслиесть обряды, то есть и праздник. Нет обрядов – нет праздника.

Обряд

«Обряд – хозяйство, порядок и устройство в доме, обиход… Введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешняя обстановка какого-либо действия условными околичностями; церемония, обык, законный порядок, чин». (В.И. Даль)

«Обряд - а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции». (С.И. Ожегов)

Именно обряды и сохраняют Традицию или возрождают ее. Пока есть обряды – Традиция не исчезнет. И наоборот: пока есть Традиция – обрядам есть на что опереться. Традиция – это фундамент, на который опираются обряды.

 

« Традиция… 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту». (С.И. Ожегов)

«Традиция… лат. – передача, предание, установившееся издавна мнение, привычка». (Л.П. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов». М.: Русский язык, 2002.)

Обряды – это первая основа Праздника. Давайте проверим данное утверждение.

У Масленицы обряды есть? – Да.

У Нового года есть? – Да.

У Пасхи есть? – Да.

У «Дня Конституции страны»? – Нет.

У Дня России? – Откуда?

Вот и выходит, что Масленица – это праздник.

А День России – это событие, знаменательная дата в жизни страны, дополнительный выходной день, но не праздник…

И День Конституции РФ и День России могли бы быть праздниками, если бы каждые 50-70 лет в нашей стране не менялись бы гимн, флаг, герб и другие атрибуты Державы, потому что именно они подтверждают наличие настоящей, многовековой Традиции.

И еще одна маленькая цитата:

«… Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? – спросил Маленький принц.

- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. – Нечто такое,

отчего один какой-то день становится не похож на все другие

дни, один час – на все другие часы».

(Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»)

 

Следующее отличие Праздника от «не праздника» - это застолье.

Застолье

«Застолье, -я, род. мн. –лий, ср. (разг.) и (устар.) Застолица, -ы, ж. Праздничный стол, угощенье, а также (собир.) сидящие за праздничным столом». (С.И. Ожегов)

 

Любой русский праздник или начинается застольем, или им заканчивается.

Есть застолье – есть Праздник.

Нет застолья – нет Праздника.

Проверим:

На Масленицу застолье есть? – Да!

На Пасху, Новый год, Рождество, Праздник Победы – застолье есть? – Да!

На День Конституции?

На День России?

Допустим есть… Сравнимо оно с застольем Нового года, Масленицы?

И чем оно отличается от обычного, «дежурного» гуляния семьи (типа, сходили в гости к кому-то)?

А теперь представьте, что вы приходите в гости, не зная какой Праздник на дворе. Входите в дом, садитесь за стол и видите блины.

Какой Праздник?

Верно – Масленица.

А если на столе крашеные и писаные яйца? Куличи?

Значит, Пасху празднуем.

А если вам наливают «сто грамм» и подают гречневую кашу, сваренную в походной кухне?

Праздник Победы.

Какой основной напиток в Новый год?

Верно – шампанское!

А чем пахнет Новый год?

Мандаринами!..

Масленица сразу же приглашает всех за стол, а на Пасху сначала надо в храм сходить.

Спасы тоже начинаются с посещения храма.

А День Знаний (Новый учебный Год) – с посещения школы. И если вы хорошие родители, то ребенка в этот день обязательно будет ждать особое, сладкое застолье.

Стол называли в народе «Ладонью Божьей». На столе пеленают детей, за столом едят, со стола уносят человека в последний путь. Застолье должно быть и разнообразным и изобильным.

В изобилии и разнообразии стола тоже - праздник

«Стол должен ломиться» - это не просто выражение. Это древний ритуал.

Магический смысл этого древнего ритуала давно забыт, но по законам магии, изобилие пищи на праздничном столе должно было обеспечить ее изобилие в наступающем году.

«Петровка началась, пошло сухоядение, ботвинья, огурцы, лук зеленый… вишня, клубника, земляника, малина, - раздолье… Возле поддоника, медного блюда, под самоваром… целая «артиллерия» разложена: сушки ванильные, баранки северные, миндальное масло в вазочке, розовое варенье, клубничное, земляничное, крыжовниковое, вишневое, и кругом еще тарелочки с печеньем на кокосовом масле, без яиц, все постное, мятные пряники, изюмная пастила, лимонный джем, крендельки из тертого мака, халва, имбирное вареньице, хлеб серый, житный, пшеничный, булки французские… большие бублики, тминные хлебцы, кардамонные пряники с вареньем, миндальные «хрустики», сахар-сырец, песок, рафинад, конопляная сметана, из целого фунта зерен стертая с сахаром, апельсинный сок в бутылке, лимонный, клюквенный, вологодский, рыбки: лини, жареные на горчичном масле, корочка хрустит, шамайка, лучок зеленый с молодой петрушкой и укропом, мелко порубленный: ешь, душа, чего хочешь!.. пока до праздника неделя еще постничаем. По правде сказать, если миндального масла положить да изжарить на нем рыбу, или на оливковом, горчичном, или попробовать его с гречневойкашей, так никакого масла и не надо! А миндального в России было сколько угодно. На Кавказе делали, в Крыму, из-за границы привозили. Оливки, грибы, помидоры ранние, перец, синие (баклажаны), рисовая каша с перцем, с зеленым горошком, прелесть! Молодая картошка с укропом, петрушкой, огурцы, слава Богу, на Руси никто не голодал!» (Юрий Миролюбов. «Сакральное Руси»,- М., 1998.)

И это, заметьте – пост!

Слюнки потекли?

А теперь представьте: вот-вот наступит Новый год, а на столе у вас пусто… Праздник на дворе, а в доме и на столе – не радостно… Можно что-то наскрести, но зайдет ли к вам в дом Праздник по-настоящему?

А сама застольная жизнь с тостами, здравицами, пожеланиями, играми?

Я всегда удивлялся разнице отношения к Деду Морозу у наших людей и иностранцев (европейцев и американцев). Иностранцы, после работы Деда Мороза, кладут ему в мешок (помимо оплаты) бутылку водки (а Снегурочке коробку конфет) – прощай. Наши стараются Деда Мороза за стол усадить и рюмку (фужер) ему налить. Вот, казалось бы – «дикость» нашего народа (или «жадность»). Ан нет. У нас – за стол посадить значит в свой круг принять. Ты принес к нам радость и мы принимаем тебя в свой круг, в свою семью, признаём за своего.

Так кто же щедрее?

Обилие, разнообразие и веселость застолья несет за собой шлейф последующих радостных, счастливых, удачных дней. А это и есть одна из основных задач Праздника.

Не зря же на Руси считалось: как Масленицу проведешь – таким и год будет…

А сегодня шутят: «Как Новый год встретишь – так тебе и надо!»

Но мы вернемся к застолью, как к одной из основ праздника.

Был у нас в Советской стране праздник, который, казалось бы, не имеет застолья. Это - Первое Мая. Был ли в нем свой обряд или ритуал?

Был ритуал! Один, но какой!

Это шествие трудящихся или, проще говоря – демонстрация.

Было ли в этом празднике застолье? Было и еще какое! Пока демонстрация движется, все несут транспаранты.

Как только шествие останавливается (или приостанавливается), что все взрослые демонстранты тут же делали?

Правильно: они выпивали и закусывали. И если выпивка здесь была стандартная, то закуска особая: походная – на стол ее не положишь. А потом – после праздника - куда все стремились? Домой, чтобы продолжить застолье в кругу семьи или друзей.

На Руси было понятие обрядовой еды.

Обрядовая еда приобщалась к силам природы и приобщала к ним людей. Считалось, что она воплощает в себе силы земли. Весной это были каша и яйцо (яичница). В западнорусских землях ивановской обрядовой едой была также кулага.

Одним словом, понятие застольянеразрывноот понятия Праздник.

Поэтому застолье – важная часть праздничной культуры.

Итак, Праздник – это:

Обряды

Застолье.

Следующее отличие праздника от «не праздника» - семейственность (т.е. укрепление семьи).

 

Семейственность

«Семейственность – совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семьи; людно, многолюдно». (В.И. Даль.)

 

Застолье и семейственность крепко связаны друг с другом. Раньше стол объединял за собой семью минимум три раза: завтрак – обед – ужин.

Ныне «макдональдсы», «биг-маги», «забегаловки» заменили собой бытовое семейное застолье и успешно способствуют разрушению семейных связей. Остались праздничные застолья, которые, по мере сил, укрепляют семью.

Если сегодня рассмотреть русские праздники, то видно, что все они имели не только развлекательную задачу, но и задачу укрепления семейных связей.Настоящими праздниками считались только те праздники, когда за столом собиралась вся (или почти вся) родня.

Сегодня часто мы так собираемся?

Приведу другие примеры.

Каким блюдом теща обязана была угощать зятя на Масленицу?

Обычный ответ: блинами.

Отнюдь: блинами на Масленицу угощали всех. А каким блюдом именно теща обязанабыла угощать зятя?

Ответ: соломатом.

На Масленицу (а, впрочем, и при каждой встрече на семейном празднике) теща обязана была угощать зятя соломатом для того, чтобы у зятя «штука» работала как надо и чтобы дочка в обиде не была! Потрясающе, как теща заботится о семье своей дочки через праздник, обряд и застолье!

Кого на Масленицу на Руси называли «столбами»?

Молодых, которые не прожили вместе года.

Родственники с обеих сторон молодой семьи обязаны были так одеть, нарядить молодых, чтобы и перед людьми не стыдно было, и у молодых была обновка на несколько лет. На молодых (на каждый день Масленицы) надевали все вновь купленное и выставляли на улице на показ (отсюда и название – «столбы»). Сегодня молодые женятся и на них тут же машут руками: женились, вот и живите, как хотите!..

На «Петровки» тёщи готовили ля зятьёв печёные («петровские») сыры.

А кумы готовили и дарили детям-крестникам толобки (пресные пироги с творогом) - отплачивали за пряники, что те приносили им на поклон в Прощенное Воскресенье вечером.

Сваты со стороны жены угощали сватов жениха ужином.

Яблочный Спас. На Руси муж, освятив яблоко в храме, приносил его домой и вручал жене со словами: «Возьми, Ева, яблоко с древа». Жена должна была потупить глаза, покраснеть, взять яблоко, откусить и вернуть мужу со смехом и со словами: «Тоже мне Адам сыскался!»

Теперь представьте: в семье конфликтная ситуация, повода помириться нет, никто не решается первым заговорить!..

А ведь, это был обязательный обряд. Муж, ведь, не просто бросил жене яблоко. Он должен отдать его в руки и при этом сказать выше упомянутую фразу. А фраза волей-неволей уже вызывает улыбку.

А жена обязанаоткусить, засмеяться и ответить словами.

Вот и есть повод помириться.

Вот и улыбнулись, засмеялись и заговорили друг с другом…

Как сказала одна моя студентка: «Да, мы с мужем поссорились, как мы помирились!»

Или возьмем Ореховый Спас. Именно к этому Спасу относится народное выражение: «На вдовин двор хоть щепку брось». В этот день шли всем миром к выбранной заранее вдове и помогали по хозяйству: от ремонта дома до помощи в огороде, т.е. весь день трудились для семьи вдовы. А потом еще и накрывали общий стол. Для этого приносили с собой припасы, продукты. Да так приносили, чтобы и здесь всем вместе устроить праздник, и чтобы у нее еще на дальнейшие дни осталось. А главное - что оставляли в доме энергетику Праздника.

Можете сравнить это с нынешним отношением к вдовам.

Праздник Победы…

Это особый разговор.

В обыденной жизни мы не часто вспоминаем погибших в годы войны предков.

9 мая – День, когда мы обязаны о них вспомнить. И это не просто память – это духовная, в чем-то мистическая связь между прошлым и нынешним поколениями. Если принять Светлое Поверье, что души предков вечны, живы и они смотрят с неба на нас, то 9 мая – Праздник духовного общения со всеми предками всегоРода. Именно поэтому – это Праздник Победы!

И вновь вернемся к так называемым «государственным праздникам».

Если бы сегодня у правящих структур было понятие, что российские народы – это одна семья, то День России был бы праздником. Но у них нет этого понятия. Поэтому сегодня и герб, и флаг, и гимн – как это ни печально, для людей чужие, неродные.

Можно привести еще много примеров из многих других русских праздников. И вы увидите, что все они связаны с укреплением семьи.

Итак, Праздник – это:

Обряды

Застолье

Укрепление семьи.

 

Следующее отличие праздника от «не праздника» - это канун.

Канун

«Канун м. – день или вечер перед днем, о котором идет речь; день, в отношении к заутрию; предшествующий чему-либо день, вечер…

Кануны справлять, канунец варить – варить мед и пиво к празднику». (В.И. Даль)

«Канун, -а, м. 1. День перед праздником, накануне праздника… 2. перен. Время, предшествующее какому-либо событию». (С.И. Ожегов)

 

Канун – это время, предшествующее празднику.

Без кануна праздника не бывает. Вспомните, что происходит на к а н у н е Нового года. Почти целый месяц вы бегаете по магазинам, покупаете продукты, подарки, елку, украшения и прочее, и прочее, и прочее!

Ради чего?

Ради «каких-то» двенадцати ударов курантов. Весь месяц вы пробегали и вот бьют «часы на Спасской башне»! Вы кричите «ура», открываете шампанское, пишете на листочке бумажки желание, сжигаете его, пепел кидаете в фужер с шампанским, чокаетесь, выпиваете (всё вместе – это новогодний обряд-ритуал).

И опять кричите «ура».

И все это длится двенадцать секунд.

И ради этих двенадцати секунд вы готовились целый месяц.

Канун – это ожидание и подготовка к Празднику.

Это как ожидание и подготовка к рождению ребенка. Если его ждут и готовятся к его появлению на свет, то ребенок рождается долгожданным, а, значит, и любимым.

Так и с кануном.

Есть канун – есть Праздник.

Нет кануна – нет Праздника.

Проверим:

У Рождества канун есть?

У Пасхи?

Кануны этих праздников еще подкреплены и постом.

У Первого сентября канун есть (особенно у первоклашек и их родителей)?

Еще какой – целое лето!

А у Дня Конституции?

Или у Дня России?

Откуда? Это не праздники.

У 8-го марта есть канун?… Есть, но очень маленький и дохленький. Покупки, приобретение подарков обычно – на ходу, на бегу, в последнюю минуту. Именно поэтому 8-е марта пока не праздник, а День Внимания Мужчины к Женщине.

Хотя ещё в 2003 году я был поражен количеством людей с цветами 5-го марта, то есть на к а н у н е. Значит, праздник еще может состояться.

Так что День Внимания Мужчины к Женщине уже грозит стать праздником.

А вот день святого Валентина имеет своеобразный канун: сбор «валентинок». Это очень трогательная неделя у подростков и юношества: и самому решиться, написать и послать свое письмо, и ожидание того, что напишут тебе. То есть, день святого Валентина обещает стать интересным и настоящим праздником для юношества нашей страны.

И еще: в век телефонных разговоров, когда молодежь не пишет ни писем, ни открыток – «валентинки», как эпистолярная форма общения еще более дорога.

Сегодня эпистолярная форма возрождается через SMS-переписку и через «email-почту».

День святого Валентина - праздник, который сам себя ориентирует на подростков и юношество. И, который создает чувственное, радостное общение между мальчиками и девочками, юношами и девушками. И момент, когда «валентинки» раздаются и зачитываются, как правило, проходит за чаепитием: тоже фактически забытая форма русского застолья.

Но еще раз вернусь к 8 марта. Почему для меня это не Женский День, а День Внимания Мужчины к Женщине.

На Руси исконным женским праздником был Семик – четверг перед Троицей. В тот день молоденькие девушки во главе с опытными женщинами уходили в лес или рощу, или на берег реки и отдыхали отдельно от мужчин.

Мужчины на этот праздник не допускались. Это и есть правильный подход к настоящему женскому празднику. Женщины получают возможность отдохнуть так, как они сами хотят и «расслабиться» по-своему – не на глазах мужиков и парней…

И еще есть одна очень важная задача у кануна: он приучает (призывает) к терпению. Не к покорности (это рабская черта), а к терпению (это мужественная черта).

Именно отсутствие Терпения породило катастрофу 17-го года (революцию), именно Терпение спасло страну и народ в Великой Отечественной войне.

Сегодня, когда вокруг торжество соблазнов, канун, как предпраздничное ожидание, терпение, особенно важен.

Приведу, как пример, Яблочный Спас:

«Быстро зреют ягоды: земляника, клубника, крыжовник, смородина, вишни, а после – яблоки, груши. Есть и ранние сорта. Однако, в деревне считалось неприличным для женщин есть яблоки раньше Спасова дня. Так и говорили: «Ева, моя Евочка, не ешь до Спасова Дня яблочка!» Также запрещалось и детям есть яблоки. На Спас несли яблоки, груши, виноград в церкви, святили их, и лишь отведав освященных плодов, можно было снимать их с дерева и есть» (Ю. Миролюбов).

И в этом терпении есть свой великий смысл. Сейчас, когда яблоки круглый год на прилавках, этот смысл частично утерян. А тогда он был понятен: подожди, когда яблочко созреет, не ешь зеленым, а ешь сочным.

«Всему свое время» – какая мудрость в этих словах. Так и в жизни: потерпи, подожди и будет на твоей улице Праздник.

Помните, как в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: потерпите и явится колодец с чистой водицей. Так нет: надо было напиться из копытца. То есть – не выдержать соблазна. И результат: Иванушка стал козленочком. Вот к чему нетерпение приводит.

У кануна есть и свои праздничные персонажи: «…а некоторые мужики были людьми прямо святой жизни. Таким был дед Канунник. Потому его и прозвали Канунником, что он свято чтил не только праздники, но особенно канун таковых, потому что говорил он, «в праздник все держутся, а накануне праздника не все держаться умеют. Между тем святой день начинается вперемежку с грешным, и от нас залежит (зависит) его отделить ото дня грешного»… В деревне такие деды были весьма часты… На деревне все были такого мнения, что Канунник – святой жизни человек, святым его крестьяне не называли, а, подчеркиваем, лишь говорили, что он святой жизни» (Юрий Миролюбов «Сакральное Руси». Стр. 366 – 367).

 

Итак, Праздник – это:

Обряды

Застолье

Укрепление семьи

Канун.

 

Все?

Нет! Еще одно отличие праздника от «не праздника» в том, что любой русский праздник обязательно имеет свои песни.

Песня

«Песня1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами». (С.И. Ожегов)

 

И чтоб в напутствие потомкам

дать мудрость отчую мою,

под задушевную гармоньку

я песню русскую спою.

(Иван Мальцев)

 

Без песен нет праздника.

Вспомните – сколько у нас новогодних песен!

А песни к Празднику Победы, к Первому сентября!

Жаль, что забыты и не употребляемы в массах обрядовые старинные, масленичные, рождественские, троицкие, купальские песни. Но они есть. Они живы. Они словно притаились в наших душах. Важно уметь прислушаться к песням: и старым и новым. Почти все они обязательно несут в себе тему того или иного русского праздника.

 

Русские песни и радостны, и лукавы, и назидательны. Каждая русская песня – как модель той или иной жизненной ситуации. Есть ощущение, что русский народ в песнях продублировал смысл былин, сказок, пословиц, поговорок, духовных стихов и повестей. Сказку можно забыть, а песню, приуроченную к празднику, забыть нельзя. Вспомнил о празднике, и песня сама в тебе зазвучала.

И сегодня надо культивировать песни: и за столом, и с эстрады. Но так культивировать, чтобы людям был понятен их истинныйСмысли ихсвязь с Праздником. Надо ли напоминать, что без песни не обходится ни одно истинно русское застолье, то бишь праздник?..

Итак.

Основы праздника - это:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...