Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихотворное подкрепление к теме «ПОТЕХА».




Е. Евтушенко

«СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ».

 

По разграбленным селам

шла Орда на рысях,

приторочивши к седлам

русокосый ясак.

 

Как под темной водою

молодая ветла,

Русь была под Ордою,

Русь почти не была.

 

Но однажды, - как будто

все колчаны без стрел, -

удалившийся в юрту,

хан Батый захмурел.

 

От бараньего сала,

от лоснящихся жен

что-то в нем угасало –

это чувствовал он.

 

И со взглядом потухшим

хан сидел, одинок,

на сафьянных подушках,

сжавшись, будто хорек.

 

Хан сопел, исступленной

скукотою томясь,

и бродяжку с торбенкой

ввел угодник толмач.

 

В горсть набравши урюка,

колыхнув животом,

«Кто такой?» - хан угрюмо

ткнул в бродяжку перстом.

 

Тот вздохнул («Божья матерь, -

то Батый, то князья…»):

«Дел игрушечных мастер

Ванька Сидоров я».

 

Из холстин дыроватых

в той торбенке своей

стал вынать деревянных

медведей и курей.

 

И в руках баловался

потешатель сердец –

с шебутной балалайкой

скоморох-дергунец.

 

Но, в игрушки вникая,

умудренный, как змий,

на матрешек вниманье

обратил хан Батый.

 

И с тоской первобытной

хан подумал в тот миг,

скольких здесь перебил он,

а постичь – не постиг.

 

В мужичках скоморошьих,

простоватых на вид,

как матрешка в матрешке,

тайна в тайне сидит…

 

Озираясь трусливо,

буркнул хан толмачу:

«Все игрушки тоскливы.

Посмешнее хочу.

 

Пусть он, рваная нечисть,

этой ночью не спит

и особое нечто

для меня сочинит…»

 

Хан добавил, икнувши:

«Перстень дам и коня,

но чтоб эта игрушка

просветлила меня!»

 

Думал Ванька про волю,

про судьбу про свою

и кивнул головою:

«Сочиню. Просветлю».

 

Шмыгал носом он грустно,

но явился в свой срок:

«Сочинил я игрушку.

Ванькой-встанькой нарек».

 

На кошме не кичливо

встал простецкий, не злой,

но дразняще качливый

мужичок удалой.

 

Хан прижал его пальцем

и ладонью помог.

Ванька-встанька попался.

Ванька-встанька прилег.

 

Хан свой палец отдернул,

но силен, хоть и мал,

ванька-встанька задорно

снова на ноги встал.

 

Хан игрушку с размаха

вмял в кошму сапого

и, знобея от страха,

заклинал шепотком.

 

Хан сапог отодвинул,

но, держась за бока,

ванька-встанька вдруг вынырнул

из-под носка!

 

Хан попятился грузно,

Русь и русских кляна:

«Д, уж эта игрушка

просветлила меня…»

 

Хана страхом шатало,

и велел он скорей

от Руси – от шайтана –

йповернуть всех коней.

 

И, теперь уж отмаясь,

положённый вповал,

Ванька Сидоров – мастер –

у дороги лежал.

 

Он лежал, отсыпался –

руки белые врозь.

Василек между пальцев

натрудившихся рос.

 

А в пылище прогорклой,

так же мал да удал,

с головенкою гордой

ванька-встанька стоял.

 

Из-под стольких кибиток,

из-под стольких копыт

он вставал неубитый –

только временно сбит.

 

Опустились туманы

на лугах заливных,

и ушли басурманы,

будто не было их.

 

Ну, а ванька остался,

как остался народ,

и душа ваньки-встаньки

в каждом русском живет.

 

Мы – народ ванек-встанек.

Нас не бог уберег.

Нас давили, пластали

столько разных сапог!

 

Они знали: мы – ваньки,

нас хотели покласть,

а о том, что мы встаньки,

забывали, платясь.

 

Мы – народ ванек-встанек.

Мы встаем – так всерьез.

Мы от бед не устанем,

не поляжем от слез…

 

И смеется не вмятый,

не затоптанный в грязь

мужичок хитроватый,

чуть пока-чи-ва-ясь.

 

И еще один пример к теме «забава и потеха».

Дореволюционная игра «Лошадь и Зеркало», в условиях которой точно и чётко объясняются различия при проведении игры с мальчишками и с девчонками.

 

«Лошадь и зеркало»*

(комнатная):

Игра исполняется мальчиками несколько иначе как девочками, потому что молодечество и удальство первых не может быть принадлежностью игр вторых.

Один игрок или хозяин садится на стул, а другой, изображающей его лошадь, становится к нему лицом и кладет голову ему на колени, подставляя свою спину вместо седла удалым товарищам, собранным в противоположной стороне комнаты.

Хозяин выбирает какое-нибудь ремесло, которое и называет всем играющим вслух, а при этом поверяет на ухо своей лошади, какого снаряда или инструмента не достает в его мастерской.

Игроки или ремесленники берутся отгадать, чего именно нет у их любезного хозяина и обещаются снабдить его непременно потерянною вещью.

Тогда хозяин ударяет в ладоши, и первый, по очереди игрок, разбежавшись, со всего размаха, вскакивает на спину лошадки, произнося названье какого-нибудь орудия, употребляемого в объявленном мастерстве, и если оно не есть задуманное хозяином слово, то услужливый ремесленник получает

в награду от хозяина конфетку или другое лакомство, а лошадь, опустясь тихонько на колени, осторожно спускает на пол свою ношу;

если же игрок называет именно тот инструмент, который тайно задумала умная лошадь, она проворно вскакивает и сбрасывает с себя седока, при громком хохоте всего общества.

Попавшийся игрок превращается в лошадь а прежняя лошадь берет па себя роль хозяина, который присоединяется к играющим и игра возобновляется, но с выбором нового ремесла.

Девочки играют иначе: хозяйка также выбирает женское какое-нибудь ремесло: прачки, кухарки, перчаточницы, модистки, золотошвейки и пр., потом тайно поверяет своему зеркалу, стоящему возле нее что она потеряла такую-то принадлежность своего мастерства и прибавляете, что желает допросить своих работниц, из которых виновная будет немедленно узнана ее зеркалом.

Работницы подходят поочередно, называя различный орудия, инструменты и снаряды своего ремесла, за каждую неотгаданную вещь работница получает от хозяйки конфетку, а от зеркала поцелуй, но как только произносится роковое, тайное слово, хозяйка вскакивает и убегает - присоединиться к подругам, а на место ее садится зеркало, не прежде однако как перевернув раза три виновную перед собою и потом поставив ее на свое место.

Чем далее допрос продолжается, чем более возбуждается беспокойство остающихся лиц, тем труднее им придумывать названия принадлежностей, задумываться же долго не позволяется и для облегчения играющих только допущено повторять раза три: “Вы потеряли... потеряли... потеряли!” чтоб в эти промежутки и успевать прибрать название вещи.

Игрок, повторивший случайно имя вещи, уже однажды названной, платит фант.**

* Обратите внимание: в этой игре поощряются не выигрывающие участники, а проигрывающие.

** В игре можно (и нужно) загадывать современные темы и профессии.

 

Розыгрыш и прикол

 

Это также два разныхигровых принципа. Но рассматривать их мы будем вместе.

 

Розыгрыш

«Розыгрыш1. см. разыграть. 2. В некоторых играх: окончание вничью».

«Разыграть5. кого (что). Подшучивая над кем-нибудь, поднять на смех, одурачить». (С.И. Ожегов)

 

«Розыгрыш» – это самый первоапрельский игровой принцип. В отличие от «прикола» розыгрыш не мгновенного действия. Он требует определенного времени, в течение которого кого-то разыгрывают. То есть, чтобырозыгрышсостоялся, нужны время, «кто разыгрывают» и «кого разыгрывают». Все остальное: «где», «когда», «как» – уже вторично.

Вспомните еще раз Первое апреля: разыгрывают всегда, везде и на чем угодно. Заранее планируются только: «жертва» розыгрыша и «соучастники»

розыгрыша. Кого, как правило, выбирают «жертвой»?.. Человека

доверчивого, отзывчивого, доброго и с чувством юмора (хотя, последнее качество характера без первых двух обычно не бывает), то есть то, чем пользуются «лохотронщики», обманывая человека. Но мы – не

«лохотронщики», поэтому наши «розыгрыши» несут характер невинной шалости(шутки), которая в этот день подчеркивает эти качества души этого человека. А вот злая шалость– это уже издевательство над этими качествами: она противоестественна понятиям «праздник», «игра», «радость». При «розыгрышах» необходимо быть осторожным, великодушным, добрым и внимательным. Но так, чтобы эти ваши качества не затерялись на фоне: веселья, остроумия, радости и хорошей игровой наглости.

«Самая безобидная игра коварно и незаметно в любой момент может

перейти в шалость, шалость – в баловство, а от баловства до хулиганства подать рукой…

… Поэтому старшие всегда еще в зародыше пресекали шалость, поощряя

и сохраняя четкие границы в детских забавах, а в играх – традицию и незыблемость правил». (В. Белов «Лад»).

В мировой литературе немало примеров розыгрыша. Самый показательный из них – это «королевский жираф» из книги «Приключения

Гекльбери Финна». Или письмо к Мальволио: «Двенадцатая ночь» Шекспира.

«Три фразы» (розыгрыш на сцене):

Ведущий выманивает на сцену одного человека.

 

Ведущий. Необходимо без ошибки повторить три фразы.

Итак, начинаем: «Наступила весна. Светит яркое солнце».

Игрок (повторяет две первые фразы за ведущим). «Наступила весна.

Светит яркое солнце».

Ведущий. Ну, вот вы и ошиблись.

Игрок (вместо того, чтобы повторить эту фразу, недоумевает).

Почему?

 

Он сходит с дистанции. Выбирается следующий участник.

 

Ведущий. «Жили-были старик со старухой».

Игрок (повторяет). «Жили-были старик со старухой».

Ведущий. Молодец, его не обманешь.

Если игрок повторяет эту фразу, ведущий проговаривает третью.

 

«Была у них стиральная машина и коза».

Игрок повторяет и получает приз.

Вызываются следующие игроки.

Фразы для ведущего:

1) «А. Пушкин был великом русским поэтом»;

2) «Повтори погромче»;

3) «Гениальные произведения Пушкина читает весь мир».

 

1)«Сейчас будет длинный текст»;

2) «Сосредоточьтесь»;

3) «За морями, за полями, за высокими горами, ни на небе, на земле, жил

старик в одном селе».

Дополнительные фразы ведущего для розыгрыша:

«Молодец!»;

«Будь внимателен!» и т.п.

«Хитрый сосед»:

Двое участников (один из них «жертва») прячутся под покрывало.

Им сообщается, что одного из них ударят по голове свернутой в трубку газетой, и задача того, кого ударят, догадаться, кто это сделал.

Разумеется, ударяют по голове «жертву».

Однако все его попытки найти обидчика, тщетны, поскольку «жертву» бьет сосед, сидящий с ним под одеялом.

Для этого тщательно отрепетирован розыгрыш, чтобы удар «соседа» не вызывал подозрений.

«Комический бокс»:

Для проведения этого шуточного поединка необходимо заранее

подготовить: две пары боксерских перчаток, две веревки длиной 5 метров каждая, две повязки, которыми завязывают глаза участникам состязания. Каждому из «боксеров» надевают на правую руку перчатку, а к левой ноге привязывают один конец веревки. Другой конец держит секундант. «Боксерам», стоящим в центре круга на расстоянии вытянутой руки, завязывают глаза. Затем им предлагают отойти назад, усаживают на стулья, после чего секунданты делают боксерам легкий массаж и дают последние наставления. Одновременно веревки, к которым привязаны «боксеры», секунданты незаметно укорачивают на 1 метр. Затем судья – руководитель предлагает боксерам сойтись и поздороваться. Так как расстояние между «боксерами» увеличилось (веревка стала короче), то судья, надев на обе руки перчатки, подает одну руку одному «боксеру», а другую – другому. После этого начинается бокс. Ничего не подозревая, «боксеры» делают удары по воздуху, а руководитель изредка подставляет свои перчатки то одному из них, то другому, а иной раз и наносит легкие удары по корпусу, после чего боксеры машут руками еще энергичнее.

«Маленькие цимбалы»:

Две 3-5 копеечные монеты приклейте клеем к указательному и большому

пальцам правой руки. Пусть товарищ с завязанными глазами сядет на стул, вы же постукивайте монетами то справа, то слева от его головы. Если вы спросите его, откуда слышится звук, то он ответит без ошибки. Но если вы будете держать вашу руку как раз против его носа, рта или подбородка, или даже под подбородком, и спросите, откуда слышится звук, ему покажется, что звук идет или справа или слева. Всегда кажется, что звуки идут с той стороны, в которую наклонена голова. Этой иллюзией можно воспользоваться во время игры в «жмурки». Встаньте прямо перед тем, у кого завязаны глаза, и назовите его по имени. Он начнет искать справа или слева, но никогда перед собой.

 

«Поцелуй в награду»

( игравкругу своей компании).

Дляигры вызывается несколько мужчин. Перед участниками ставится задание: с завязанными глазами собрать три пластиковые бутылки, расставленные по полу. Тот, кто сделает это первым, целует выбранную из присутствующих даму, которая садится на стул в конце дистанции.

Зрители подбадривают участников и помогают советами.

Розыгрыш заключается в том, что во время конкурса даму заменяет какой-нибудь мужчина. И «счастливый» победитель с завязанными глазами целует его.

 

«Паноптикум»:

Нужна отдельная комната с раздельным «входом» и «выходом».

Темы паноптикума:

Самое главное – надпись: «Обо всем, что ты здесь увидишь, молчи, не лишай других удовольствия!»;

«Первые часы» (вариант: «Первые в мире часы»): изображение петуха;

«Вид на Казбек» (обычная коробка папирос «Казбек»);

«Всевидящее око» – против отверстия укреплено зеркало и в нем зритель видит свой собственный глаз;

«Пушкин как живой» – небольшой бюстик Пушкина;

«Не платье, а картинка» – картинка из обычного журнала мод;

«Панорама села» (или того места, где происходит мероприятие) – ящик стоит на окне, и посетитель видит свое родное село, или место, где проходит праздник;

Выставка «Оружие пролетариата» – собрание булыжников.

 

Прикол

«Прикол, - а, м… 2. Угол., мол. Шутка, розыгрыш; остроумное высказывание…» («Большой словарь русского жаргона». Санкт-Петербург, «Норинт», 2001.).

«Прикол, а, м. Что-л. Смешное остроумное, интересное; шутка, анекдот, свежая новость» (Елистратов В. С. «Словарь русского арго (материалы 1980-1990-х гг.).

 

В отличие от «розыгрыша», прикол – это игровой принцип мгновенного действия, цель которого: без раскачки «встряхнуть» и втянуть человека (или людей) в праздник. «Прикол» очень хорош, как встречальный прием гостей на празднике, особенно, когда приходят люди избыточно официозные: и сами гулять не будут и другим не дадут. Для таких «гостей праздника» желательны приколы бессловесные, но действенные и неожиданные, способные вызвать короткий всплеск эмоций: от «вздрагивания» до небольшого прыжка в сторону.

За этим коротким всплеском эмоций (когда стало понятно, что все это было шуткой, игрой в «понарошку») обычно следует смеховая реакция, если, конечно, вы «прикололи» нормального человека.

Здесь важны деликатный (но с юмором) «подход» перед приколом (некое. обозначение, что сейчас «что-то будет», и развенчание «прикола», которое должно быть таким же мгновенным, как сам «прикол» и реакция на него.

Самый известный пример «прикола» - это «чертик» из кинофильма «Бриллиантовая рука»… И будь у управдомши побольше чувства юмора – она бы порадовалась этой игрушке многократно: сначала – своему испугом, а потом – испугам всех своих гостей.

Как пример бессловесного встречального прикола, приведу игрушку «кетчуп». Это – пластиковая бутылка. На вид она, как настоящий «кетчуп». Но если на нее нажать, то из бутылки «выплескивается» красный шнурок. Клоун выбирает «жертву», подходит к ней (при этом старательно – т.е. привлекая внимание к посудине – трясет «кетчупом» и «изучает» одежду жертвы), «соболезнует», что на костюме нет красных пятен, изъявляет желание «помочь» и резким движением «выплескивает» кетчуп на костюм «жертвы». В большинстве случаев у «жертвы» реакция неадекватная. Но она тут же переходит в улыбку или смех, когда «жертва» видит, как клоун беззаботно помахивает бутылочкой, из которой торчит красный шнурок.

Хорош «прикол» и как начало праздничного или концертного конферанса. Причем, «прикол» может быть на уровне «каверзного вопроса» (например: «Что у меня в левой руке?», хотя, при вопросе, поднимается вверх правая рука); загадки (Вопрос ведущего: «Какого цвета дома холодильник?» Ответ: «Белого». – Вопрос: «Что пьет корова?» – Ответ попавшихся на «прикол», обычно: «Молоко»; свежий, вкусный, неожиданный анекдот; и все другое, что вызовет смеховую реакцию и побудит попавших впросак гостей праздника – сделать попытку отыграться.

Вот пример прикола со сцены.

Отрывок из спектакля Театра Охочих комедиантов «Радуга – Игра».

Ванька-встанька (обращается к зрителям). Протянули все руки вот

так, как будто касаемся стенки.

 

Протягивает ладони вперед, словно утыкается ими в стену.

Потрогали-потрогали стеночку: невидимую волшебную стенку.

Дети повторяют движения его и Матрешки, которая помогает

Ваньке.

 

Сейчас я буду задавать вам вопросы. Если вы хотите ответить «да», то молча поднимайте ладошки по «стенке» вверх. Вот так.

 

Показывает.

Дети повторяют движения.

Матрешка. А если хотите ответить словом «нет», то опускайте ладошки

по «стенке» вниз.

Ванька. Готовы?

Дети отвечают, поднимая ладони по воображаемой «стенке».

 

Любите ли вы мороженое?

Дети отвечают.

 

Матрешка. Любите ли вы пирожное?

Ванька. Любите ли вы мультики?

Матрешка. Любите ли вы конфеты?

Ванька. Любите ли вы учить уроки?

Матрешка. Любите ли вы хорошую музыку?

Ванька. Любите ли вы ходить к зубному врачу?

Матрешка. Любите ли вы шутки?

Ванька. Вы разумные существа?

Дети вновь поднимают руки по «стенке» вверх.

 

Так зачем вы тогда на стенку лезете?

 

Вот еще несколько примеров, которые имеют отношение к прикольномуигровому принципу.

«Двойные фамилии»:

ВЕДУШИЙ:

В истории есть люди, у которых двойные фамилии.

Я называю первую фамилию, а вы попробуйте назвать второю.

Римский…

 

Зрители: «Корсаков».

 

Салтыков…

 

Зрители: «Щедрин».

 

Мамин…

 

Зрители: «Сибиряк».

 

Минин…

 

Как правило, зрители по инерции говорят: «Пожарский».

Ответ неверный, так как Минин и Пожарский – два разных

человека.

ВАРИАНТЫ:

- Ляпкин… Тяпкин.

- Карл Маркс… Фридрих Энгельс…

- и др.

Особый вариант:

ВЕДУЩИЙ: Три русских Богатыря. Я называю имя, а вы прозвище.

Илья…

Зрители: «Муромец».

Добрыня…

 

Зрители: «Никитич».

 

Кощей…

 

Как правило, зрители по инерции говорят: «Бессмертный».

Ответ неверный, так как Кощей Бессмертный – не богатырь.

«Маленький фокус»:

Ведущий предлагает двум играющим небольшую задачу: «Немой человек зашел в магазин и захотел купить молоток. Как он может объяснить продавцу, что ему нужно?» Собеседники делают руками движения, напоминающие удары молотка. – «Хорошо, понятно. А слепой человек захотел купить ножницы, как он объяснит?» Собеседники показывают пальцами движения, имитирующие резание. – «Не понимаю, зачем ему это нужно. Ведь он мог просто сказать: «Продайте мне ножницы».

«Слушай музыку»:

Играющие садятся на стулья. Ведущий говорит: «Внимание! Даю задание». При этом ведущий раздает газеты каждому участнику игры. Музыкант играет несколько хорошо знакомых мелодий, играющие, ничего не подозревая, разворачивают газеты, просматривают их. Музыка замолкает. Ведущий: «Пока вы рассматривали газеты, звучала музыка. Скажите, пожалуйста, какие мелодии вы слышали?»

«Веревочка»:

Вопрос: кто сможет перепрыгнуть веревочку, лежащую на земле? Предложить желающему перепрыгнуть веревочку и положить ее у стенки.

«Сбей шарик»:

Добровольцу предлагается с завязанными глазами проткнуть вилкой воздушный шарик, закрепленный на спинке стула. Пока игроку завязывают глаза, воздушный шарик подменяется на шарик, заполненный водой. Обычно вся эта вода выливается на «жертву», успешно проткнувшую шарик.

«Гипноз»:

Ведущий вызывает 5-6 человек, желающих подвергнуться гипнозу, и

одного помощника. Желающие встают в линию пред ним, а помощник рядом. Ведущий: «Представьте себе, что перед вами распускается чудесный цветок: розовый бутон, резные листья. От его слепящей красоты вы закрываете глаза…

 

(Вызванные люди выполняют все, что говорит ведущий.)

И в восхищении опускаетесь на одно колено, прижимая руку к сердцу.

 

(Все выполняют то, что им говорится.)

 

Цветок издает удивительный аромат. Вы чувствуете? Потянитесь к цветку носом…

 

(Задание выполняется.)

Вы захотели его сорвать, чтобы его подарить своему лучшему другу. Но осторожно – стебель колючий, поэтому протяните вперед расслабленную руку…

 

(Задание выполняется.)

 

Вам жарко! Вы хотите пить, а на лепестке цветка застыла большая капля росы. Так захотелось ее лизнуть. Пожалуйста, высуньте язык.

 

(Просьба выполняется.)

 

Замерли! Открыли глаза!

 

(Ведущий подходит к помощнику, отдает ему по-военному честь и говорит).

 

Товарищ старшина! Группа…

 

(Жест на тех, кто на сцене застыл в позах.)

сторожевых собак для охраны государственной границы построена!»

 

От себя добавлю: подобные приколы надо проводить там, где собралась своя компания, где между людьми хорошие отношения и где у людей есть чувство юмора.

 

 

Затея

 

«Затеять, затевать – выдумывать, придумывать, выгадывать, вымышлять и замышлять; зачинать, быть зачинщиком, коноводом, выдумщиком и исполнителем выдумок своих…

Затея – выдумка, намеренье, предприятие, вымысел, замысел.

затейничать – заниматься затеями, выдумками, прихотничать, придумывать все новое, особенное, не всегда толковое». (В.И. Даль)

«Затея1. Задуманное дело, замысел… 2. Занятие для развлечения, забава». (С.И. Ожегов)

 

Каждый, даже самый долгожданный праздник, имеет свойство приедаться: и все еще, вроде бы хорошо… и что-то уже не то…

Тут и появляется «затея». «Затея» – как игровой принцип – необходима для толчка (порыва), чтобы у праздника открылось «второе дыхание», чтобы вновь все проснулось и завертелось.

«Затеи» делятся на подготовленные и спонтанные. Заметьте, я не говорю слова: «экспромтные», «импровизационные». Слово «спонтанность» к «затее» подходит больше. И, как слова «азарт», «соблазн» здесь определяющий глагол – «новизна».

В мировом Океане есть места, где даже корабли ходят редко. Так вот в тех местах рыба клюет просто на голый крючок. Почему? Что-то новоемелькнуло!.. Если уж у безмозглой, бездушной, хладнокровной (как считает человечество) рыбы есть потребность в новизне, то что говорить о человеке?

Древние африканские государства за тысячелетия создавали великие государства, а затем, окружив себя стенами, вымирали за считанные десятки лет…

Царь Алексей Михайлович («батя» Петра Первого) запретил скоморошество: и деревни и села, лишенные информации извне, стали спиваться…

Чувство новизны в человеке так же естественно и так же ему необходимо, как чувства голода или жажды…

Затея нужна, чтобы взрывать рутину праздника, чтобы приносить в него свежий воздух новизны…

Вот и поговорим о затее.

Сначала рассмотрим затею подготовленную

Второй московский фестиваль пива.

Уже на I-ом фестивале устроители праздника на площадке «Старый мельник» обратили внимание на то, что в выходные дни, когда мероприятие длится 12 часов – с 10.00 до 22.00 – где-то часам к 18.00 наступает какое-то апатичное время. Все, вроде бы ничего, но ничего уже не хочется…

И вот на Втором фестивале была затеяна следующая акция. Ровно в 18.15 минут с площадки «Старый мельник» вышли небольшой духовой оркестрик, клоуны с «пивными» транспарантами и «пивными» речевками, «ростовые куклы» и под свое музыкально-шумовое оформление прошлись по всему пивному фестивальному пространству. Ну, что здесь сказать?.. Вышли 20 человек. Назад пришло – более 350-ти. Уже через три минуты от старта транспаранты несли не клоуны, а люди из народа, «речевки» кричали все, куча «жаждущих» сфотографироваться на фоне идущей колонны, которая этих «жаждущих» втягивала в себя, как пылесосы в рекламных роликах. Этой «проходки» оказалось достаточно, чтобы все гуляющие люди вдруг вспомнили о празднике и вновь начали радоваться жизни.

Затея спонтанная.

Почти пятнадцать лет я работал директором Дома культуры и очень многие инновационные формы досуга были опробованы именно у нас. И Театр Охочих комедиантов принимал почти во всех экспериментах живое и непосредственное участие. Единственное, что нам претило – это проведение заседаний «Клуба, кому за 30…»: репутация этих клубов была скользкая. И, все-таки, мы решили провести вечер отдыха «Для тех, кому за 30…». Было продано 50 билетов: 25 – для женщин, 25 – для мужчин. По паспортам, как тогда было принято, чтобы «женатики» не подсуетились. И возраст постарались учесть: от 35 до 40 лет.

Одним словом, кворум был обеспечен…

И вот вечер идет… И что-то не то… Какой-то он «натянутый», не живой… Кто, вообще, приходил на «заседания» подобных клубов, если вычесть искателей «половых приключений» или любителей «интимного общения»? В основном, это были люди или одинокие, или робкие и стеснительные, или закомплексованные по отношению к противоположному полу (как тут не вспомнить народные «целовальные», посиделочные игры, которых так сегодня не хватает на юношеских и молодежных вечеринках).

И вот, когда ситуация «взаимной стеснительности» на нашем вечере стала утомлять, организаторы «организовали» 50 стульев (по количеству гостей вечера), поставили их по кругу и предложили всем присесть на них. Ведущий вынес в центр круга пустую бутылку от шампанского (кстати, еле нашли бутылку вообще, так как эта затеяродилась спонтанно) и предложил всем сыграть в… «бутылочку»… Кто не знает детскую целовальную игру «бутылочку»? Конечно, лица у гостей вечера перекосились… Но ведущий всех успокоил: он сказал, что целоваться никто не будет. Бутылочку раскручиваем и тот, на кого попало «горлышко» бутылки, имеет право задать самый прямой вопрос тому, на кого показывает «донышко» этой же бутылки, а тот обязан прямо и честно ответить на заданный вопрос.

Поскольку в круг все садились по тому же «половому принципу»: дамы отдельно, мужчины отдельно, то «горлышко» и «донышко» их по этому принципу и находили… Двадцать минут игрового общения. Гости праздника познакомились между собой и вечер пошел совсем по другомуруслу! Получился хороший, красивый, активный праздник, в ходе которого счастливо сложились судьбы у многих его участников…

Как игровой принцип «затея » хороша так же и для индивидуального включениячеловека в праздник. Частенько мы наблюдаем такую картину: среди гуляющих, радостных, веселящихся людей ходят те, кто физически здесь присутствует, а душой – явно не в празднике. Вот для них и нужно придумывать и затеватьчто-то неожиданное, новое, свежее.

В 2003 году мы – Театр Охочих комедиантов – принимали участие в мероприятии, которое называлось «День города». Это было в Воронеже. Праздник шумел по всему городу, а нашу площадь и все, что было на ней, спонсировал Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат. И его представители обратились к нам с просьбой раздать жителям города воздушные шары, надутые гелием. На шарах – логотип комбината. Так просто: ходить и раздавать шарики – не интересно. Что затеяли охочие комедианты? Взяв гроздь воздушных шаров, они шли в народ. Там они подходили к четко проявившейся парочке (это или юноша с девушкой, или мужчина с женщиной – любого возраста, или семья: муж – жена и ребенок) с вопросом: «Хотите получить в подарок несколько таких шаров?»… Ну-у, кто же не хочет получить в подарок несколько воздушных шаров? Ответ всегда положительный: «Конечно, хотим!» Тогда охочие комедианты (а работали они в имидже клоунов) предлагали парочке: «Поцелуйтесь три раза и шары ваши!»… Не было ни одного отказа: все радостно улыбались и очень чувственно целовались… Вскоре вся площадь была заполнена людьми, у которых в руках воздушные шары, а на лицах – счастливые улыбки.

Вот такая она – затея, что может внести радость в любой праздник!

Как пример, приведу затею из школьной перемены: идет по коридору парень,

а на спине у него висит бумажка, на которой написано: «Стукни меня по плечу!». Парень становится эпицентром всеобщего внимания. К нему подходят, стукают его по плечу со словами: «Сам же просил!» Парень ничего не понимает, а всем вокруг весело. Особенно забавно, когда «таких парней» ходит несколько штук. Не зря же то, что сегодня зовется «аниматор», раньше

называлось «массовик- затейник», т. е. уже в название профессии вкладывались такие понятия, как поиск нового и привнесение новизны.

Отрицательно нарицательным термин «массовик-затейник» стал тогда, когда игровики начали крутить одни и те же игры, конкурсы, шутки, загадки, репризы (вспомните фильм «Морячка»), то есть когда в данной профессии появились самоуспокоенность и застой. Массовики-затейники стали просто «массовиками»: то бишь ремесленниками без затей, с ограниченным игровым багажом, без поиска новых и без возрождения старых потех, забав и других развлечений. Игровики обросли штампами и шаблонами. Сюжетно-игровые программы, в общей своей массе, предсказуемы. А предсказуемость – это сестра скуки. Жизнь же показывает: чем больше больших и маленьких затей появляются на празднике, тем праздник лучше, ярче, разнообразнее и радостней.

Как говорится: «Кашу маслом не испортишь»!

Но вы вправе спросить, а чем же, всё-таки, затея отличается от экспромта или импровизации?

Попробую ответить.

Работая в раусе (в народе), каждый игровик обязан импровизировать и экспромтничать. Но пока он это делает один – это его личный подход.

Если же его экспромт становится общим (для всех игровиков на празднике) приёмом – то это уже затея: один затеял, а все подхватили.

Так было на Дне Москвы, когда ростовые куклы стали передразнивать (идя сзади) походки гостей праздника.

Одна «кукла» начала это делать, другие «куклы» затею подхватили

и праздник вдруг ожил и как-то по другому засиял.

Так что – затея несёт ещё и объединяющее начало.

 

ПРИМЕРЫ:

 

БУТЫЛОЧКА – УКАЗАТЕЛЬ.

Количество участников: 6 – 25.

Материальное обеспечение: бутылка, листки с заданием.

Для игры необходимо подготовить листки с различными заданиями. Один из листков сворачивается в трубочку и закладывается в бутылку.

Участники садятся в круг.

Посередине раскручивается бутылка, и тот, на кого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, написанное на бумажке.

После этого в бутылку вкладывается новое задание и игра продолжается.

Примеры и дополнительный материал. В зависимости от отношений в компании задания могут варьироваться от обычных игровых (рассказать стихотворение, выпить стакан воды, сделать кому-нибудь комплимент, показать пантомиму, спеть или станцевать) до достаточно интимных

(поцеловать кого-нибудь, ответить на личный вопрос и т.д., по степени раскованности участников).

Рекомендации. Возможно повторное использование заданий.

 

ИГ­PА ИМЕ­НА­МИ

Из­бpан­ные че­ты­pе оcо­бы пpед­ва­pи­тель­но за­го­тов­ля­ют «иг­pу име­на­ми».

Пеp­вая оcо­ба за­пи­cы­ва­ет на бу­ма­ге име­на вcеx пpи­cут­cт­ву­ю­щиx муж­чин,

вто­pая - де­виц,

тpетья на­зна­ча­ет - что де­лать,

чет­веp­тая - где де­лать.

Это пpо­из­во­дит­cя без вcя­ко­го cго­во­pа меж­ду пи­шущи­ми.

По окон­ча­нии де­ла они объ­яв­ля­ют иг­pу.

Вcе уcа­жи­ва­ют­cя по ме­c­там и ожи­да­ют cво­е­го пpи­го­во­pа.

Пеp­вая оcо­ба пpо­из­но­cит, на­пpи­меp: Ан­д­pей; вто­pая: Ели­за­ве­та; тpетья: тан­це­вать;

чет­веp­тая: в ком­на­те.

Бы­ва­ют за­мыc­ло­ва­тые и оc­т­pые пpо­дел­ки, но ни­как не до­зво­ля­ет­cя вы­xо­дить за pамки пpи­ли­чия. Еc­ли кто-то пpо­cлу­шает (пpо­пу­cтят) cвое имя, c то­го бе­pут фант.

По на­бpа­нии иx pаз­ыг­pы­ва­ют.

«Кончики»

(старинная игра «Лычки»)

Ведущий бе­pет шнурки или бечевки (по чиc­лу вызванных паp­), пе­pе­ги­ба­ет иx по­пе­pек че­pез ука­за­тель­ный па­лец и cпу­ты­ва­ет кон­цы.

По­том под­зы­ва­ет к cе­бе мужчин и дженщин и пpед­ла­га­ет им встать справа и слева от него (по половому принципу) и вы­би­pать лю­бой «ко­нчик» шнурка или бечевки.

По pа­зо­бpа­нии вcеx «кончиков»­ ведущий пpо­пу­cка­ет иx cквозь паль­цы, и те, ко­то­pые де­pжат­cя за «кон­чики» одного и того же шнурка - дол­ж­ны:

или це­ло­вать­cя,

или станцевать вместе.

Все зависит от того, в какой компании это происходит.

 

АЗ­БУ­КА

По за­ня­тии ме­c­та из­бpан­ный иг­pок cпpа­ши­ва­ет cво­е­го cо­cе­да или cо­cед­ку, cи­дя­щую ПО ПPА­ВУЮ PУ­КУ, на­чи­ная c пеp­вой бук­вы, что­ бы она cде­ла­ла c ним?

На­пpи­меp: еc­ли бы я ан­ге­лом был, что ­бы вы cде­ла­ли cо мною? Она дол­ж­на от­ве­чать

не­мед­лен­но, ина­че - «фант».

- Еc­ли бы я бы­ла ва­шим ан­ге­лом, то я бы по­лю­би­ла ваc как ан­ге­ла.

Cпpа­ши­ва­ю­щий дол­жен объ­я­вить о том вcем иг­pа­ю­щим. Нужно cледить, что­бы один и тот же воп­pоc не по­вто­pял­cя. По­cле бук­вы «А» на­доб­но cпpо­cить на бук­ву «Н» и т. д.; ког­да окон­чит­cя cло­во «ан­гел», то cле­ду­ю­щий cпpа­ши­ва­ет уже на бук­ву «Б».

По окон­ча­нии pаз­ыг­pы­ва­ют­cя «фан­ты».

 

Состязания

«Состязаться с кем – спорить, споровать, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прение, в борьбу, в спор, в распрю. Соперничать, соревновать, соискивать, совместничать, делать что-либо взапуски, навыпередки» (В.И. Даль).

«Состязание3. Вообще соревнование в чем-нибудь. Состязание в остроумии» (С.И. Ожегов).

 

«Состязание» отличается от «конкурса» тем, что в нем выявляется не лучший, а победитель…

И от соревнования состязание имеет свое кардинальное отличие: «соревнование» – это удел спорта, а «состязание» связало себя с игрой.

Возможно ли поставить рядом:

современный марафонский бег и старинные троицкие забеги пастухов, спринт на 100 метров и мужицкие забеги, с освященными куличами, на Пасху?

В первом случае – это слава, медали, денежный приз и, видимо, спортивный интерес. Во втором случае – видимо, состязательный азарт и чувство радости участия в состязании. И не только это…

Так, в Вологодской губернии на Пасху, после Христовой заутрени или обедни бежали домой со всех ног, хотя бы до дома и было несколько верст, т.к. считалось, что у того, кто первым прибежит домой, «р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...