Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 Соотношение лидерства и руководства в группе.




3 Соотношение лидерства и руководства в группе.

Лидерство — особый вид человеческой деятельности, отличающийся от руководства, которое может быть формальным и заключаться в административной, бумажной работе, планировании, организации работ, контроле и т. д. Лидера нельзя назначить так, как можно назначить человека на должность руководителя. Он выявляется и признается группой без вмешательства руководства предприятием. Как бы человек ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как ведущего. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Роль руководителя и круг его функций заранее определяются его должностным положением, а роль лидера возникает стихийно. Его функции не прописаны ни в каких организационных документах.

Руководитель коллектива реализует соответствующие его должности властные полномочия и поэтому имеет право на применение санкций, как позитивных, так и негативных. Лидер же выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или по крайней мере близких) ему по статусу (служебному положению). Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении других людей, но эти санкции носят неформальный характер, и право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Таким образом, главное отличие руководителя от лидера в том, что руководство осуществляется только в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство может осуществляться в системе формальных и неформальных (неофициальных) отношений. Идеальный случай — когда человек, занимающий должность руководителя, одновременно признанный лидер в своем подразделении. В других случаях возможны проблемы из-за несогласованности или даже разнонаправленности их устремлений и действий.

Чем выше уровень управления, на котором работает руководитель, тем выше требования к нему как к лидеру. Это означает: он уже не может оставаться только формальным, операционным руководителем, так как в этом случае не сможет выполнить свою роль ведущего. В данном контексте операционным руководителем мы называем человека, который реализует стратегию, а руководите- лем-лидером того, кто ее вырабатывает. Основная обязанность операционных руководителей — решение пусть и сложных, но конкретных задач, а руководители-лидеры, обладая видением будущего, осуществляют общее руководство и намечают генеральный план развития предприятия.

4 Социальная и коммуникативная компетентность как основные навыки лидера.

Коммуникация - процесс, более широкий, чем общение. Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.

Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения.

5 Основные стратегии и модели межличностного взаимодействия.

Каждый человек оказывается перед проблемой выбора своей собственной позиции, своего «участка на оси». Для описания взаимопереходов между полюсами психологи предлагают выделить несколько уровней, каждый из которых соответствует определенной стратегии межличностного взаимодействия:

1) Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений, стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Стереотипное представление о другом, открытое без маскировки императивное воздействие: от насилия, подавления, господства до внушения, приказа с использованием грубого простого принуждения.

2) Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удается, а полностью подавить нет возможности. При этом сохраняется тенденция игнорирования его интересов и намерений, однако стремление добиться своего происходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия – провокации, обман, интрига, намек.

3) Соперничество. Партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться, но основная задача – переиграть его. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

4)Партнерство. Отношение к другому, как к равному, с кем надо считаться, но в то же время, стремление не допустить нанесение ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления.

5. ) Содружество. Отношение к другому, как к самоценности. Стремление к объединению в совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...