Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды анализа художественного произведения




Вопрос 8

Основные этапы работы над художественным произведением

1. Первичный синтез

2. Анализ

3. Вторичный синтез

Структура

1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Определение темы урока и произведения для ознакомления. 4. Подготовительная работа. 5. Первичное восприятие текста. 6. Проверка первичного восприятия текста. 7. Вторичное чтение и анализ ХП. 8. Обобщение по произведению. 9. Перечитывание произведения с новой читательской целью. 10. Работа по развитию устной связной речи, творческие работы по следам прочитанного. 11. Итог урока. 12. Инструкция по выполнению домашнего задания. Первичный синтез(со 2 по 5 пункт см. выше)

Задачи подготовительного периода

1) подготовка к восприятие произведения, создание эмоционального настроя и мотивации к чтению;

2) знакомство с биографией автора;

3) знакомство с исторической эпохой, местом действия, которые отражены в произведении (работа по картинам, дополнительным источникам);

4) словарная работа;

5) активизация знаний жизненного опыта детей, которые помогут в анализе произведения

Первичное восприятие текста - приемы

1) выразительное чтение учителем в темпе чуть быстрее темпа среднего ученика в классе;

2) выразительное чтение учителем в темпе разговорной речи;

3) чтение текста специально подготовленными детьми;

4) совместное чтение учителя и учеников;

5) чтение текста детьми по цепочке;

6) грамзапись – качество должно быть безупречно

Пауза осмысления (5-10 секунд). 3-4 вопроса эмоционально-оценочного плана.

Вторичное чтение и анализ ХП (обязательно)

Задачи:

· Помочь детям уяснить смысл и понять содержание произведения

· Раскрыть образную систему произведения

· Определить жанровые особенности произведения

· Развитие речи

· Анализ, с осознанием идейной направленности.

Разбор осуществляется по трем уровням:

1) Фактический (можно найти в тексте)

2) Идейный разбор текста

3) Собственное отношение к прочитанному

Приемы анализа

· Беседа

· Выборочное чтение

· Анализ иллюстраций

· Словарная работа

· Наблюдение за выразительными средствами языка (эпитет, метафора…)

Структура анализа

· Анализ содержания, задаются вопросы о гл. герое, его поступках, чертах характера.

· Анализ языковых средств

· Анализ композиции (что за чем происходит)

· Анализ жанровых особенностей

Вторичный синтез

1. Обобщение по произведению

2.Перечитывание произведения с новой читательской целью

3. Работа по развитию устной связной речи, творческие работы по следам прочитанного.

1. формулировка главной мысли (м.б. отражена в названии). Требования к формулированию гл. мысли в 1-2 кл. формулируется вместе с учителем, в 3кл. под руководством и по?учителя, в 4кл. самостоятельно. Предлагая детям выделить главную мысль, учитель должен знать ее сам.

Главную мысль можно найти в теме, подобрать пословицу, сформулировать своими словами.

2. прочитывание произведения с новой читательской целью

3.развитие устной, связной речи, творческая работа по следам прочитанного.

· Составление плана

· Пересказ

· Составление вопросов по тексту

· Чтение по ролям

· Рассказ от лица героя


ВОПРОС 9

Виды анализа художественного произведения

1. Стилистический

2. Проблемный

3. Анализ развития действия

4. Анализ художественных образов

В чистом виде в нач. школе не используются

В начальной школе восприятие сформировано у учащихся на разных уровнях, поэтому мы должны включать в урок различные виды анализа текста, для более полноценного восприятия произведения.

Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста.

Цели:

- способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми;

- учить понимать авторскую позицию;

- учить понимать мотивы поступков и характеры героев;

- учить распознавать художественные средства выразительности;

- учить определять жанровые особенности;

- способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, его нравственных идеалов;

- развивать воображение детей, навыки работы с текстом.


 

Анализ художественного произведения      
             
стилистический анализ   анализ развития действия   анализ художественных образов   проблемный анализ
             
анализ использования автором языковых средств (работа с художественным словом)   работа над сюжетом и композицией   образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-переживание, образ-вещь   создание проблемной ситуации, ее совместное решение (совместный поиск)
             
умение воспринимать изобразительные средства языка   умение видеть логику развития действия   умение воссоздать в воображении картины, созданные автором, умение целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание   умение видеть авторскую оценку, умение осваивать идею художественного произведения

Поскольку сами дети редко замечают авторские слова и выражения, необходимо привлечь к ним внимание соответствующими вопросами:
− почему автор пишет: “…”?
− о чем говорит нам выражение “ …”?
− какое выражение использует автор, чтобы …?
− какие слова помогают нам ярко представить …?
− как вы понимаете выражение “…”?
− какие мысли и чувства вызывает у вас это выражение?
− в каких словах автор показывает свое отношение к …?
− найдите сравнение (эпитет, олицетворение), в котором наиболее ярко проявилось отношение поэта к …;

− какие слова и выражения передают настроение автора?
− найдите “слова-краски”, помогающие нарисовать картину …

Стилистический эксперимент
Стилистический эксперимент - это намеренная “порча” авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его незаменимость в тексте. Это может быть пропуск или замена отдельных слов и выражений, изменение конструкции предложения.
Примеры:
а) в предложении “А Вася что было духу пустился к котенку…” (Л.Толстой “Котенок”) делаем замену (“А Вася подбежал к котенку…”) и выясняем, что изменилось в результате этого;
б) из рассказа Л. Толстого “Какая бывает роса на траве” убираем все авторские сравнения и смотрим, что произошло в результате этого с текстом художественного описания (“Вся красота исчезла”, - говорят дети);
в) замены выразительных (звучных) слов менее звучными**

3) Использование живой наглядности
Актуализация ярких наглядных впечатлений ребенка с помощью реальных наблюдений, демонстрации конкретных действий делает художественное слово более понятным.
Пример:
При анализе рассказа Л.Толстого “Косточка” учитель задал вопрос: “Почему автор пишет, что Вася схватил сливу, а не взял?” Дети затрудняются ответить, т.к. по их мнению, схватить и взять - это одно и то же. Тогда учитель решает воспользоваться “живой наглядностью” и просит детей положить перед собой книги.
У.: Возьмите книги (дети выполняют действие)
У.: А теперь схватите книгу! (дети выполняют действие)
У.: Так есть разница между словами схватить и взять?
Д.: Да! Схватить – это значит очень быстро что-то взять.
У.: Почему же автор использует слово “схватил”, а не “взял”?
Д.: Потому что Ваня очень переживал, мучился, он знал, что нельзя брать без спросу. Со словом “схватил” нам, читателям, понятнее состояние Вани.

4) Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста
Данным приемом можно воспользоваться, если учителю известны черновые редакции произведения. Этот прием может иметь разную степень сложности: от сопоставления отдельных слов и выражений до сравнения целых текстов. В результате сравнения дети пытаются обосновать внесенные писателем изменения.

анализ развития действия – в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), тк они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу в рамках целостного анализа развития действия.

Для этого на уроке чтения эпических текстов (например, рассказов, отрывков из повестей) анализируется не просто части текста, а эпизоды (ключевые сцены):
- Что, где, когда произошло? Почему?
- Что случилось вследствие этого?
- Можно ли было этого избежать?
- Почему так получилось? Кто в этом виновен?
При анализе композиции Т.В. Рыжкова [ ] рекомендует следующие примерные вопросы и задания:
- На сколько смысловых частей можно разделить текст и почему?
- Составьте событийный план текста.
- Какое событие послужило толчком для других?
- Есть ли в рассказе борьба, кто в нее вступает, зачем и почему?
- Какое событие показалось вам наиболее напряженным, самым важным для героев?
- Почему повествование ведется от имени данного героя; что бы изменилось, если бы рассказывал о событиях другой герой?
- Почему автор ничего не говорит о том, что было с героями дальше?
- Почему именно так заканчивается рассказ?
Приемы:

-деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана;

- составление пространственно временной модели;

- составление диафильма – серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует послед-ти событий в тексте с целью выделения ключевых эпизодов.

- пересказ

- перечитывание по частям;

-вычленение ключевых эпизодов;

- сравнение фабулы и сюжета.

 

Анализ художественных образов (при повторном чтении)
Герой в эпическом произведении — одно из важнейших средств выражения художественной идеи. У ребенка должно быть сформировано представление о том, что через героя автор высказывает свою точку зрения на изображаемое. Целостное восприятие персонажа предполагает, что читатель сопереживает герою, размышляет о мотивах, обстоятельствах и последствиях его поступков, следит за развитием образа, видит авторское отношение к герою, соотносит свою и авторскую оценку []. Постепенно у детей формируется представление о приемах изображения персонажей (поступки, внешность, речь, чувства, размышления), о способах выражения чувств и переживаний (мимика, жест, интонация). При этом параллельно идет работа над обогащением словаря детей лексикой, обозначающей чувства, состояние, качества характера. Согласно требованиям программы, дети должны уметь находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя, анализировать причины поступка персонажа, сопоставлять поступки героев по аналогии или контрасту, оценивать поведение героев с опорой на личный опыт, выявлять авторское отношение к герою.
В методике выделяют следующие этапы работы над образом-персонажем []: 1) эмоциональное частично-мотивированное восприятие на основе личного опыта и опоры на поступки героя);

2) аналитическое восприятие (выявление характерных черт героя, типичного и индивидуального, отношения автора к герою);

3) целостное восприятие образа (коррекция первых впечатлений и оценок, выявление роли персонажа в структуре произведения и раскрытии его идеи).
Приемы анализа
Драматизация.
По мнению О.В.Кубасовой* драматизация - это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное в лицах, используя определенные средства выразительности (интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение).

Следует придавать большое значение выбору методов и приёмов, анализу соответствующих особенностей литературного произведения. Следует учитывать взаимосвязь между методикой работы над жанровыми, языковыми, структурными, смысловыми особенностями художественного произведения. В центре внимания учителя должны быть как внешние события, так и глубокие идеи о вечных проблемах жизни, любви, отношении к миру.

4. Проблемный анализ произведения – постановка вопросов проблемного характера. С помощью проблемных вопросов вскрываются различные точки зрения в оценке событий, характера героя. Важно выявить с помощью подобных вопросов различное понимание характера героев, их действий, поступков и доказать правильность-неправильность оценке героев, вовлечь учащихся в рассуждение и доказательство с помощью проблемных вопросов: Прав ли? Почему? Как ты думаешь?.. Выскажи своё отношение… Вопросы к анализу произведения должны охватывать все сферы восприятия: - вопросы, проверяющие эмоциональную реакцию ребёнка на прочитанное произведение: Понравился ли тебе рассказ? Что вызвало у тебя смех? радость? негодование? и др. – вопросы проблемного характера на проверку содержания прочитанного: Куда и зачем побежал Тимоша в горы? Можно ли оправдать его поступок? (А. Платонов «Разноцветная бабочка»); - вопросы на выяснение авторского отношения к читаемому: Как относится автор к своим героям? Что нравится автору в поведении персонажа, а что он осуждает? Докажите словами из текста; - вопросы и задания на воссоздающее воображение: Какой вы представляете себе картину праздника, описанного в отрывке А. Толстого «Ёлка»? Каким был первый день Рикки-Тикки-Тави в доме Большого человека? (Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»); - задания на развитие творческого воображения: Каким вы представляете себе Робин Гуда после чтения 1 части? Опишите его внешний вид так, будто вы видите героя перед собой. – вопросы на умение замечать художественные детали: Почему бог Ра надевает красные одежды? Почему ворота подземного царства находятся среди Западных гор? Почему в долине Нила расположены 12 ворот? - вопросы на осознание композиции: Из каких композиционных частей состоит рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»? Найдите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, концовку.


 

ВОПРОС 10

Методика чтения сказок

Сказка один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе, реже в стихах. Речь в них идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

Идейная направленность – добро побеждает зло.

Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания.

При анализе уделить внимание:

· начало (жили были …. И т.п.)

· продолжение (скоро сказка сказывается…..)

· коней (я там был……)

красочность языка, яркость изобразительных средств, образы колоритны(четкое деление на отриц. И положит.). сила воздействия образа такова, что после первого прочтения можно определить понравившегося героя. Сказка развивает оценочное суждение школьника. В сказке есть положительные нравственные поучения, они учат добру, труду и т.п. Сюжет сказки не реален, но вывод жизненный. Текст сказок является прекрасным материалом для формирования навыков связной речи.

В начальных классах знакомимся с особенностями сказки, как фольклора (2 особенности).

1. Наличие вымысла

2. Композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка)

Сказки делятся на 3 группы

1. Сказки о животных(герои животные)

Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.

Специального внимания заслуживает следующий вопрос: раскрывать ли учащимся аллегорию сказок о животных подобно тому, как это делается при чтении басен?

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В. Г. Белинский, который писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя».

2. Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

Волшебные сказки так же, как и сказки о животных, народ начал создавать в глубокой древности. Многие явления природы он не мог объяснить и не мог ими управлять. Поскольку происхождение явлений было не ясно, люди приписывали их сверхъестественной силе. Существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса, зная слова-заклинания. Эти же волшебные силы (только может быть в другом виде) есть и в сказках. Народ в те далекие времена верил в волшебные вещи и предметы: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало, яблоко.

Позднее люди многие явления осознали, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем выросло поэтическое воображение людей. Многое хотелось уметь сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить, всегда быть сытым.

Специфика волшебных сказок - что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

3. Бытовые –приближенные к жизни, рассказывают о быте людей. Анализ идет как в рассказе.


 

ВОПРОС 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...