Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и особенности делового психологического консультирования.




 

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать

 

Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом. Поясним сказанное подробнее.

 

Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:

 

Какова психология современного клиента?

 

Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который реально обратился за помощью в психологическую консультацию?

 

Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?

 

Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на клиента?

 

Срочная новость: Ларису Долину сильно изуродовали... (Читать далее)

 

Посмотрите, как будет выглядеть Ваша девушка в старости!

 

Узнай сколько детей у тебя будет и когда родится следующий! (тест)

 

Посмотри на себя глазами мужчин! Что они думают о тебе? (Тест)

 

Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?

 

Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными клиенту и достаточно убедительными для профессионалов-психологов.

 

Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы.

 

Все без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки. Следовательно, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто необходим.

 

Все сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-консультанта. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать рядом специальных личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным. К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности»'.

 

' Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994. - С. 78.

 

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту

 

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

 

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

 

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

 

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

 

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

 

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

 

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

 

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

 

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

 

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

 

10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

 

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

 

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

 

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

 

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

 

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

 

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

 

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касаются того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к клиенту в разных ситуациях психологического консультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которые нередко возникают в процессе проведения психологического консультирования. Представленная ниже таблица 1 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.

 

Таблица 1

Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта:

 

параметры Хороший психолог-консультант   Плохой психолог-консультант  
Постановка целей консультирования Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей. Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента.
Стратегия консультирования, проявляемая в рекомендациях, предлагаемых клиенту   Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить. Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит.
Восприятие происходящего во время консультации Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней. Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других.
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как не верные.
Осознание собственных возможностей и ограничений Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами-консультантами и готов воспользоваться их опытом работы Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт.
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него. Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого.
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди   Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди. Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента.
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования. Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией.
Уважение человеческого достоинства клиента Честно и с должным уважением относится к клиенту. Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне.
Конфиденциальность консультирования Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения. Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми.

 

 

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.

 

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

 

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

 

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

 

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

 

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

 

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

 

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

 

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло 1.

 

1Мей Р. Искусство психологического консультирования. – С. 98.

 

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

 

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

 

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

 

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

 

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

 

Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

 

В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может.

 

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на психологическое состояние клиента.

 

Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

 

Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое безоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.

 

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

 

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.

 

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

 

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

 

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой – это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

 

Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:

 

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

 

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

 

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

 

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

 

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

 

6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

 

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.

 

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

 

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

 

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования

 

Кроме общих требований, описанных в предыдущем параграфе данной главы, есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования в различных областях: интимно-личностной, семейной, педагогической и деловой.

 

Особые требования предъявляются к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Здесь в общении с клиентом психолог-консультант должен быть особенно тонким и весьма деликатным человеком, вызывать к себе безусловное доверие со стороны клиента и иметь собственный достаточно большой опыт интимно-личностного общения с самыми разными людьми. Желательно, чтобы психолог-консультант был человеком несколько более старшего возраста, чем клиент. Это связано с последним из указанных выше моментом, а именно – наличием значительного жизненного опыта в соответствующей области. Однако разница в возрасте между психологом-консультантом и клиентом не должна быть слишком большой. Если она будет велика и составит, например, более 20 лет, то психолог-консультант и клиент окажутся людьми, принадлежащими к разным поколениям. Вследствие этого между ними может возникнуть возрастное недо

 

понимание и недоверие. Люди чуть более старшего возраста часто обладают достаточным жизненным опытом для того, чтобы давать разумные советы другим, и вместе с тем сами еще не забыли, какими они были, находясь в возрасте клиента. Такие люди, имея разницу в возрасте, принадлежат обычно к одному и тому же поколению, поэтому сравнительно легко находят между собой взаимопонимание.

 

Следующее важное требование, касающееся психологического консультирования по интимно-личностным вопросам, можно сформулировать так: психолог-консультант, проводящий работу с клиентом, сам не должен иметь острых, неразрешенных проблем интимно-личностного характера, особенно таких, по поводу которых он консультирует клиента. Если это не так, то психолог-консультант вольно или невольно будет весьма субъективен в своем отношении к клиенту и в оценивании его проблемы и, сам того не замечая, станет ревностно и предвзято относиться к клиенту. В этих условиях он вряд ли сможет соответствовать указанным выше требования и вряд ли будет способен реально помочь своему клиенту словом и делом. Не рекомендуется, в частности, проводить психологическое консультирование или же обращаться за практической психологической помощью по вопросам регулирования личных взаимоотношений, избавления от комплексов к тем консультантам, у которых имеются собственные комплексы или проблемы в личных, интимных взаимоотношениях с людьми.

 

В практическом решении данной проблемы, с которой очень часто сталкиваются начинающие психологи-консультанты, полезной может оказаться следующая процедура: прежде чем приступать к самостоятельной практике проведения психологического консультирования, например, по проблемам интимно-личностного характера, психологу-консультанту самому желательно пройти консультацию по этому вопросу у более опытного коллеги. И если при этом обнаружится, что у самого консультанта есть нерешенные проблемы интимно-личностного характера, то он не должен приступать к психологическому консультированию других по этой проблеме до тех пор, пока сам от нее не избавится. Здесь, кстати, действует жизненное правило: за битого – двух небитых дают. Оно означает, что лучше иметь проблему и избавиться от нее, чем совсем не иметь проблем.

 

Еще одно важное условие, обеспечивающее эффективность интимно-личностного консультирования, – это достаточное время на его проведение. Дело в том, что проблемы интимно-личностного характера быстро не решаются и относятся, во-первых, к разряду таких, которые требуют длительного изучения и не менее длительного периода их решения. Во-вторых, при решении подобных проблем часто действуют методом проб и ошибок, и обычно необходимо время на исправление допускаемых ошибок. Заранее, кроме того, вообще бывает сложно установить, сколько времени может понадобиться на практическое решение такой проблемы. Психолог-консультант, берущийся за решение подобной проблемы, во-первых, должен иметь достаточный резерв времени на проведение работы с клиентом, во-вторых, заранее предупреждать обратившегося к нему за помощью клиента о том, что на решение его проблемы может понадобиться достаточно много времени. Желательно также – и это относится не только к психологическому консультированию на интимно-личностную тему, но и к другим видам консультирования – заранее хотя бы приблизительно определить требуемое время и поставить об этом в известность клиента.

 

Рассмотрим теперь некоторые специальные условия успешности проведения психологического консультирования по вопросам семейного характера. Здесь, приступая к консультированию, психологу, прежде всего, необходимо знать общие законы формирования семьи и развития семейных взаимоотношений, чтобы с учетом этих законов давать клиентам разумные и обоснованные практические рекомендации.

 

Наиболее важными законами подобного рода являются следующие.

 

1. В то время, когда семья только еще создается (это в первую очередь касается молодых семей), будущие супруги, как правило, не могут еще относиться друг к другу вполне объективно и беспристрастно. Они в той или иной степени субъективны и, как правило, идеализируют друг друга, предвзято друг к другу относятся, преувеличивая достоинства, преуменьшая или вовсе не замечая недостатков. В силу этого и ряда других обстоятельств через некоторое время в молодой семье наступает взаимное охлаждение молодых супругов друг к другу. Это, в частности, связано с тем, что со временем яркие эмоциональные переживания притупляются и наступает период привыкания людей друг к другу. Кроме того, по мере приобретения не только положительного жизненного опыта совместной жизни молодые супруги лучше друг друга узнают, и не только с положительной стороны. Дело здесь в том, что многое из того положительного, чем они в действительности обладают, уже, как правило, было им известно до заключения брака, а многое из того, что есть в них отрицательного, они или не осознавали, или не проявляли, вольно или невольно скрывали друг от друга.

 

2. Чаще всего период временного взаимного охлаждения во взаимоотношениях супругов наступает уже после рождения их первого ребенка, обычно на втором или третьем году совместной жизни. Это, в частности, связано с тем, что после рождения первого ребенка мать начинает уделять ему больше внимания и времени, чем супругу, и ее требования к последнему одновременно возрастают. Однако впоследствии, примерно к 3–4-летнему возрасту ребенка, обстановка в семье, ухудшившаяся по указанным выше причинам, как правило, вновь нормализуется. Поэтому, проводя психологическое консультирование молодых семей, к которым указанные законы имеют прямое отношение, следует разъяснять супругам, что происходящее с ними – это хотя и неприятное, но закономерное явление, которое не следует воспринимать как трагедию или катастрофу. Нужно, напротив, набраться терпения и пойти на взаимные уступки, компромисс, и довольно скоро все станет в семье на свои места.

 

3. Какими бы психологически похожими друг на друга людьми ни были супруги, в чем-то существенно важном для их совместной жизни они все же будут отличаться друг от друга, и это рано или поздно приведет к возникновению разногласий между ними. Наличие разных точек зрения по одним и тем же вопросам у членов семьи является скорее нормой, чем отклонением от нее. Противоречия между супругами рано или поздно возникают в любой семье, и в этом плане благополучные семьи отличаются от неблагополучных тем, что в первых – благополучных – супруги быстро научаются принимать эти противоречия как нормальное явление, идти на взаимные уступки, а во вторых – неблагополучных – идут на конфликты и не умеют искать компромисса,

 

4. Каждый член семьи принадлежит как личность семье и является вместе с тем вполне самостоятельным, независимым человеком, имеющим свои, не всегда полностью связанные с семьей, интересы. Как член семьи он должен брать на себя определенные обязанности перед ней, однако как самостоятельный человек он может и должен иметь в семье относительную свободу действий. Нормальной для благополучия современной европейской семьи является ситуация, при которой, с одной стороны, права и обязанности каждого члена семьи перед ней как бы уравновешиваются, а с другой стороны, все без исключения члены данной семьи получают в ней одинаковые права и равный объем обязанностей. С добровольного согласия кого-либо одного и остальных членов семьи допускается неравномерное распределение между ними семейных обязанностей, но любые случаи несправедливого распределения обязанностей или ограничения прав кого-либо из членов семьи в пользу других ее членов ведут, как правило, к возрастанию напряженности в семье и, в конечном счете, – к ее психологическому неблагополучию.

 

Остановимся на некоторых общих правилах, которые психологу-консультанту следует принимать во внимание, проводя психологическое консультирование.

 

Не рекомендуется, например, в процессе проведения психологического консультирования супругов по проблемам взаимоотношений между ними становиться на сторону одного из супругов, так как в большинстве случаев в возникновении любой проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях почти всегда виноваты все участвующие в них люди, т.е. как минимум две вовлеченные в конфликт стороны. Это, однако, не означает, что их вина в конфликте обязательно должна быть абсолютно одинаковой, что оба участника в равной мере ответственны за него. Это лишь значит, что односторонние действия психолога-консультанта в пользу только одного из супругов могут привести не к устранению, а к усугублению конфликтной ситуации, так как они вряд ли встретят понимание со стороны того супруга, который выступает виновником конфликта (если бы он сам это достаточно хорошо понимал и принимал, то и самого конфликта, наверное, не было бы). Иными словами, поддержка одной стороны в конфликте никогда не приведет к его разрешению. Данное правило особенно важно соблюдать тогда, когда психологическое консультирование проводится в очной форме, в присутствии обоих супругов.

 

Если предметом консультирования является получение от психолога рекомендаций и советов в связи с повторным вступлением в брак или объединением в единую семью сравнительно мало знакомых друг с другом достаточно взрослых людей, то в этом случае следует обращать особое внимание на следующие обстоятельства. У тех людей, для которых первый брак оказался неудачным, нередко встречаются так называемые дезадаптивные черты характера – такие, к которым в семейной жизни трудно приспособиться практически любому человеку. Человек, вступающий во второй или последующий брак, должен это хорошо понимать и признавать, иначе довольно скоро проблемы, аналогичные тем, которые существовали в его прежней семье, неизбежно возникнут и в новой, поставив ее так же, как и прежнюю семью, на грань катастрофы. Об этом психолог-консультант должен открыто и твердо предупредить клиента и, если тот пожелает, помочь ему не только осознать свои недостатки, но и избавиться от них.

 

Далее важно дать понять клиенту, что такие же или иные недостатки характера могут обнаружиться у его будущего супруга, и к этому также нужно быть психологически готовым.

 

Заметим, что признание характерологических недостатков супругами и терпимое отношение к ним должно быть взаимным. В этой связи можно, в частности, рекомендовать взрослым людям вступать в повторный брак лишь тогда, когда они признают существующие у себя недостатки характера и готовы смириться с недостатками в характере будущего супруга.

 

Желательно также объяснить будущим супругам, как им следует себя вести в тех случаях и ситуациях, если один из них начнет открыто проявлять имеющиеся у него недостатки, а также научить соответствующим практическим действиям, т. е. показать, как они смогут друг другу психологически помочь в описанной сложной ситуации внутрисемейной жизни. Желательно, чтобы приемы и средства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...