Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Профессиональная мораль и профессиональная этика: возникновение, становление и развитие




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

 

 

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-10 от 29 декабря 2011 г.

 

 

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

 

 

Учебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендована для студентов 3 курса очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.

 

Для направления 030300 − Психология.

Б3.Б.6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Профессиональная этика» относится к циклу дисциплин «Гуманитарный, социальный и экономический» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в вариативную часть этого цикла (дисциплина по выбору).

Цель изучения данной учебной дисциплины – формирование у студентов знаний, умений, навыков и компетенций в сфере профессиональной этики психолога. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) изучение истории становления и развития профессиональной этики психолога в Западной Европе, США и России; 2) осмысление значения и роли профессиональной этики в системе профессиональной деятельности психолога; 3) приобретение навыков этического анализа профессионального поведения психолога в сложных ситуациях.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по введению в профессию, общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии, психодиагностике, основам психотерапии. У студентов должны быть сформированы следующие компетенции: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).

Учебная дисциплина «Профессиональная этика» является предшествующей для следующих дисциплин: «Психодиагностика», «Психология социальной работы», «Основы консультативной психологии», «Семейное консультирование и терапия», «Гештальттерапия», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Методы социально-психологического исследования», «Политическая психология».

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Профессиональная этика» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету. Текущие аттестации осуществляются в форме выполнения творческих заданий.

В результате освоения дисциплины «Профессиональная этика» у студентов должны быть сформированы такие компетенции как а) общекультурные (ОК) – способность и готовность к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8); б) профессиональные (ПК) – способность и готовность к: ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 2 ЗЕТ / 72 часа.

 

Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего В том числе в интерактивной форме По семестрам
6 сем.    
Аудиторные занятия          
в том числе: лекции          
Практические          
Лабораторные          
Самостоятельная работа          
Итого:          
Форма промежуточной аттестации Зачет   зачет    

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Семинары / пр. занятия Самостоятельная работа Всего
  Мораль и этика как теоретические конструкты и регуляторы профессионального поведения        
  Профессиональная мораль и профессиональная этика: возникновение, становление и развитие        
  Сущность и значение этики психолога        
  Становление и развитие профессиональной этики психолога в Западной Европе, США и России        
  Этические стандарты и кодексы: основные требования к психологу        
  Профессиональные риски психолога и их этические аспекты        
  Профессиональная этика психолога-диагноста        
  Профессиональная этика психолога-консультанта        
  Профессиональная этика психолога-исследователя        
  Профессиональная этика преподавателя психологии        
  Специальные отрасли психологической работы        
  Итого:        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. МОРАЛЬ И ЭТИКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ

И РЕГУЛЯТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Предмет этического знания. Мораль, право, этика и нравственность. Связь этики с общественным развитием и развитием науки. Динамичность и каноничность этических принципов. Возникновение этики как науки. Роль этики в деятельности современного профессионала.

 

Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

Профессиональная этика как единство общих и специальных проблем морали. Профессиональная этика и профессиональный долг. Профессиональная этика и ответственность. Профессиональная компетентность и профессиональная этика. Нормы профессиональной этики как условие взаимного доверия профессионалов и общества.

Возникновение и развитие профессиональной этики. Первые профессионально-этические кодексы («клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, ремесленников и др.). Виды профессиональной этики: врачебная этика, педагогическая этика, юридическая этика, этика журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя и др.

 

Тема 3. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ ПСИХОЛОГА

 

Этика как регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога. Социальная ответственность психолога как моральная категория. Основные этические принципы в работе психолога. Проблема манипулирования в деятельности психолога. Конфиденциальность и профессиональная тайна в психологии. Информированное согласие в работе психолога. Психология и религиозные убеждения специалистов. Психологи и этика популяризации психологического знания. Наиболее типичные нарушения этики психологов.

 

Тема 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПСИХОЛОГА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, США И РОССИИ

 

Профессионализм и этика в прошлом и настоящем психологии. Этические стандарты психологов Американской психологической ассоциации. Этические кодексы практических психологов в Испании, Венгрии, Германии. Психологическая культура общества и актуальность этики психологов для современной России. Психолог в условиях рынка: этика конкуренции.

 

Тема 5. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И КОДЕКСЫ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ

 

Профессиональные кодексы, хартии, декларации, их этические основы. Этические кодексы специалистов различных психологических направлений. Кодекс профессиональной этики психиатра, его влияние на психологию. Кодекс психоаналитической этики. Этический кодекс гештальттерапии. Этический кодекс психодраматиста.

Этический кодекс Профессиональной психотерапевтической лиги. Этический кодекс политического психолога. Кодекс профессиональной этики психологов внутренних дел. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. Этический кодекс Ассоциации практических психологов и консультантов. Этический кодекс Международной ассоциации профессионалов развития личности. Этический кодекс Российского психологического общества.

 

Тема 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ ПСИХОЛОГА И ИХ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

Профессиональный риск и этика. Миссия и долг психолога. Гуманистическая миссия профессии психолога. Профессиональные деформации, профессиональное «выгорание» и целостность личности психолога. Комиссии и комитеты по этике как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.

 

Тема 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА

 

Основные принципы работы практического психолога-диагноста. Профессиональные требования к используемым в работе психолога диагностическим методикам. Этические принципы проведения психодиагностической беседы. Этические вопросы проведения наблюдения. Конфликт между социальной опасностью поведения обследуемого и конфиденциальностью работы психолога-диагноста. Возможности раскрытия конфиденциальной информации. Этические основы составления психологического заключения.

 

Тема 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

 

Психологическое консультирование и его этические аспекты. Психологическое консультирование и психотерапия. Основной этический парадокс психотерапии. Морально-этические требования, предъявляемые к личности психолога-консультанта. Этические принципы в психологическом консультировании. Этический кодекс психолога-консультанта. Этические аспекты начала психологического консультирования. Психотерапевтический контракт. Этика взаимодействия психолога с клиентом. Проблема возникновения личных отношений между психологом и клиентом.

 

Тема 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

ПСИХОЛОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Этические проблемы научных исследований. Морально-этические требования, предъявляемые к личности психолога-исследователя. Проблема принципиальности исследователя. Этика его отношений с коллегами. Научная конкуренция. Этика проведения экспериментального исследования. Возможность участия в экспериментах несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц. Этические вопросы участия в экспериментах, связанных с причинением испытуемым временного ущерба или дискомфорта (сенсорной депривации, электрошокового воздействия и т.д.). Этические проблемы экспериментов над животными.

 

Тема 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Этические проблемы преподавания психологии. Этика проведения тренинговых учебных занятий. Проблема границ между психотерапией и обучением. Морально-этические требования, предъявляемые к учителю и преподавателю психологии. Этика отношений преподавателя и учащихся.

 

Тема 11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Политика и политические психологи: проблемы этики.
Этические проблемы психотерапии. Прикладные этические проблемы практической и медицинской психологии. Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних дел. Этический кодекс политического психолога. Работа психолога в системе образования. Психолог и дети. Этические принципы работы школьного психолога. Особенности психологической работы психолога с педагогами и родителями. Этические принципы работы психолога организации. Профессиональная ответственность и обязанности психолога по отношению к предприятию. Обязательства по сохранению профессиональной тайны. Правила сообщений и публикаций.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под ред. Г. В. Бороздиной. – Москва: Юрайт, 2013. – 463 с. – (Бакалавр. Углубленный курс).

2. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / Л. А. Григорович. – Москва: Гардарики, 2006. – 190 с.

3. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / Л. А. Григорович. – Москва: Гардарики, 2009. – 192 с.

4. Капто А. С. Профессиональная этика / А. С. Капто. – Москва; Ростов-на-Дону: СКАГС, 2006. – 799 c.

5. Карандашев В. Н. Психология: введение в профессию / В. Н. Карандашев. – Москва: Академия: Смысл, 2009. – 511 с.

6. Локалова Н. П. Психология. Введение в профессию: [учеб. пособие] / Н. П. Локалова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 168 с. – (Учебное пособие).

7. Павлова Т. А. Введение в профессию. Психолог: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и специальности «Психология» / Т. А. Павлова. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 134 с.

8. Психолог. Введение в профессию: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и специальностям психологии / под ред. Е. А. Климова. – Москва: Академия, 2007. – 205 с.

9. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова. – Москва: Юрайт, 2013. – 591 с. – (Бакалавр. Углубленный курс).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию/ Г. С. Абрамова. – Екатеринбург; Москва: Деловая книга, Academia, 1995. – 220 с.

2. Белобрыкина О. А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал / О. А. Белобрыкина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. – № 2. – С. 64–71.

3. Белолипецкий В. К. Этика и культура управления / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – Москва: Март, 2004. – 382 с.

4. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения / Г. В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Москва: Юрайт, 2012. – 463 с.

5. Братусь Б. С. Психология и этика: опыт построения дискуссии / Б. С. Братусь. – Самара: Бахрах, 1999. – 127 с.

6. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. – Москва: МОДЭК, 2004. – 463 с.

7. Гиппократ. Этика и общая медицина / Под ред. В. И. Руднева, С. Ю. Трохачева. – Санкт-Петербург: Мир книги, 2007. – 336 с.

8. Кодекс профессиональной этики психиатра // Этика практической психиатрии: Руководство для врачей. – Москва: Право и закон, 1996. – С. 229–237.

9. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. – Москва: Юрайт, 2012. – 591 с.

10. Медведева Г. П. Этика социальной работы / Г. П. Медведева. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 206 с.

11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 335 с.

12. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – Москва: Класс, 2001. – 132 с.

13. Посохова С. Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики / С. Т. Посохова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 7–17.

14. Протанская Е. С.О востребованности профессиональной этики и профессионально-этической экспертизы в контексте морали рыночных отношений / Е. С. Протанская // Ведомости прикладной этики. – 2012. – № 40. – С. 116–125.

15. Протанская Е. С.Профессиональная этика / Е. С. Протанская. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – 288 с.

16. Протанская Е. С.Профессиональная этика психолога / Е. С. Протанская. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2008. – 176 с.

17. Пряжников Н. С. Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии / Н. С. Пряжников // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 1. – С. 78–90.

18. Рукавишников А. А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. – Ярославль: Дебют, 1991. – 32 с.

19. Свод этических правил проведения клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке // Вопр. философии. – 1994. – № 3. – С. 91–93.

20. Фирсов М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов. – М.: Юрайт, 2012. – 390 с.

21. Форман Н. Этические проблемы в психологии: Британский опыт / Н. Форман, Р. Роулз // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2004. – Т.1. – № 1. – С. 110–123.

22. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – Москва: Республика, 1993. – 415 с.

23. Шаболтас А. В. К обсуждению проекта этического кодекса Российского психологического общества / А. В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 75–84.

24. Этические принципы скандинавских психологов // Вопр. психологии. – 1989. – № 1. – С.142–148.

25. Этические стандарты психолога // Вопр. психологии. – 1990 – № 5. – С. 158–161.

26. Этический кодекс психолога-консультанта // Журнал практического психолога. – 1999. – №7–8. – С. 151–153.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...