Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Головные уборы женские и девичьи




Безумент — праздничные женский убор — сложенный платок.

Капор — праздничный шелковый убор на меху.

Кичка — женский повседневный и праздничный головной убор из холста с твердым каркасом (XVII – XVIII вв.).

Кокетка — праздничный шелковый шейный платок; в XIX в. — девичья праздничная вышитая ситцевая косынка.

Колпак белёвый — убор девичий праздничный, вязанный из льняных ни­ток.

Косник — убор вязаный девичий праздничный.

Красота — девичья обрядовая полоса шелка на каркасе, украшена бисе­ром, позументом.

Кругляш — женский повседневный и праздничный головной убор из шел­ка и ситца.

Накосник — женский праздничный и повседневный головной убор из шел­ка на каркасе.

Повязка — девичий убор: полоса ткани на каркасе, украшена бисером.

Повойник — женский повседневный или праздничный убор из ситца и шел­ка.

Назатыльник, подзатыльник — женский праздничный головной убор, шитый золотом и украшен жемчугом.

Подобрусник — убор из холста, ситца, атласа, шелка, украшен одякуем.

Подшалок — из гарусной шерсти, женский и девичий.

Сборник — женский повседневный и праздничный убор из холста, ситца, шелка.

Сетка — девичий повседневный головной убор, вязанный из цветных ни­ток.

Сетка — от мошки, вязана из конского волоса.

Чебак — женская повседневная и праздничная парчовая шапочка на меху.

Шаль — из ситца, шелка, шерсти, праздничная и повседневная.

Шапка — праздничная атласная или шелковая, шита золотом с бобровой опушкой.

 

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ МУЖСКИЕ

Барлова — меховой повседневный убор.

Шапка бобровая — из сукна и меха, праздничная.

Гречевник — праздничный убор из катаной шерсти.

Картуз — праздничный убор из сукна.

Катанушка — повседневная и праздничная шерстяная шляпа.

Кухтарница — промысловая шляпа, шапка катаная, с холщовой лопас­тью сзади.

Папаха — праздничный меховой убор.

Самокатка — катаная праздничная и повседневная шляпа.

Татарка — «4-клинка» тканевая, праздничная, подбита мехом, овчиной.

Треух — повседневная шапка из сукна.

Фуражка с кондырем — фуражка праздничная суконная, с козырьком.

Чебан — повседневный и праздничный убор из сукна с меховой опушкой.

РУКАВИЦЫ, ПЕРЧАТКИ

Вареги — из шерсти, вязаные.

Верхницы — из шерсти, вязаные.

Верхоньки — из бараньих, лосиных, собачьих, изюбрьих шкур мехом на­ружу.

Волосянки — вязаные, из конского волоса.

Голицы — кожаные рукавицы.

Исподки — вязаные рукавицы, надевались под кожанки.

Коколды — рукавицы мехом внутрь.

Лохматки — рукавицы из шкур мехом наружу.

Персцятки — перчатки, вязанные из пряжи льняной, хлопчатобумажной, из овечьей шерсти.

Рукавицы вятские — вязанные из шерсти.

Шубенки — рукавицы овчинные, мехом внутрь.

 

КРОСНА — ДОМАШНИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ
СТАНОК ДЛЯ ТКАНЬЯ ХОЛСТА

СТАВЫ — рамка кросен — два деревянных бруса с двумя ножками и вертикальными стойками-брусками. Впереди на раме укладывалась прошва, сзади — навой.

НАВОЙ — вытесанный круглый брус с двумя «головами»; в одной просверлено отверстие. В нее вставлялась ручка для проворачивания навоя.

ПРОШВА (МАЛЫЙ НАВОЙ) — вытесанный круглый брус с одной «головой».

НАБЕЛКИ — две полукруглые длинные пластины с канавками. В набелки укладывалось бердо.

БЕРДО — приспособление, через которое продевались нити кросен. Имеет вид длинного гребешка с закрытыми зубцами.

НИТЬ — подобие цельной бахромы; вязалась из крепких ниток. Сквозь нить пропускался ряд нитей основы. Нить служила для подъема и опускания ряда нитей основы. Вариант термина — НИТ.

ПОНОЖИ — дощечка для управления нитью (нитом). На нее женщина ста­вила ноги. Поножи с помощью веревочек соединялись с нитом (нитью).

СОБАЧКИ (ВОЛЧКИ, ГОРНОСТАЙКИ) — короткие палочки, с которыми соединяется веревочка от поножей к ниту (нити).

КРУЖЕЛКИ (КОТЁЛКИ) — деревянные кружки с отверстиями посреди­не. Своеобразные блочки.

ЧЕПЕЛОЧКИ — продолговатые брусочки с отверстиями.

ПРУТИ — две тонкие пластины, соединенные с помощью ниток.

ЧЕЛНОК — вид лодочки без дна. Внутри укладывалась палочка — прутик с цевками.

ЦЕВКИ — цилиндрические, выдолбленные внутри малиновые стержни. На них наматывались нитки для утка кросен. Цевки с нитью встав­лялись в челнок и вращались на «прутке».

ПОНЕБНИЦА — поперечный бpycoк, соединяющий сверху ставы.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий

1. Одежда русских старожилов Сибири.

2. Практикум. «Сибирская одежда». Групповая работа.

II. Термины и понятия

Азям, армяк, балахон, душегрейка, епанча, зипун, кафтан, пониток, однорядка, салоп, снизка, серьмяга, телогрея, ферязь, шабур, шойданник, шуба, шугай, шушун, тулуп, шуба, даха, душегрея, бахилы, бродни, ичиги, обутки, коты, чибрики, пимы чижи, чуни, безумент, кичка, кокетка, кокошник, колпак, косник, накосник, повойник, подзатыльник, подбрусник (подобрусник), сетка, убрус, файшонка, чебак, шаленка, малахай, самокатка, лесовица, сетошник, треух, картуз, вареги, верхоницы, голицы, шубенки.

III. Исследования

1. На основе материала об одежде и приложенного списка одежды старожилов Приенисейского края проведите этнографическое исследование старинной одежды крестьян вашего селения.

2. Составьте таблицу различных типов одежды, обуви, головных уборов вашей местности. В таблице укажите конкретные виды одежды для выполнения конкретных работ, праздничные одежды, одежду различных сезонов и групп по социальному признаку. Отлича­лась ли одежда старожилов и переселенцев?

3. Зарисуйте или сфотографируйте сохранившиеся у пожилых людей образцы старинной крестьянской одежды; сделайте рисунки одежды по старым фотографиям, по описаниям.

IV. Практикум

1. Каковы особенности рабочей летней крестьянской одежды Сибири? Праздничной одежды?

2. Нарисуйте сибирскую крестьянку в традиционной одежде.

3. Нарисуйте армяк, шубу, бахилы, кокошник, шубенки. Исследуйте и опишите технологию изготовления валенок.

IV. Музей

Развернуть экспозицию «Одежда крестьян-сибиряков». Представить все возможные виды одежды, обуви, головных уборов. Представить одежду переселенцев (в т.ч. лапти). Оформить фотографии, рисунки, описание одежды крестьян Сибири.

Представить в экспозициях различные виды тканых крестьян­ских изделий: занавеси, полотенца, скатерти, покрывала, половинки, вязаные изделия. Представить старинные иглы, спицы, пяльцы и др.

Найти или восстановить для музея крестьянский ткацкий станок — кроcна.

ПИЩА РУССКИХ СИБИРЯКОВ

С началом русского освоения Сибири связано и традиционное хлебно-мучное питание ее жителей. Однако собственное земледельческое освоение отставало от промыслового, что создавало серьезные трудности в обес­печении сибиряков хлебом. Вплоть до последней четверти XVII в. хлеб в основном завозился из-за Урала. Но постепенно своя продовольственная база была налажена. Для Приенисейского края важнейшую роль сыграло начало земледельческого освоения южных районов в 1710 – 1740 гг.

Первопроходцы края испытывали серьезные трудности и в переори­ентации питания на продукты охоты и рыболовства. Так, в северных облас­тях русские первопроходцы вынуждены были выпекать лепешки из толче­ной сухой рыбы и икры, а основным продуктом стала рыба. Технология заготовки рыбы и ее переработки была перенята у местного населения (юкола — вяленая рыба, порса — сушеная мелкая рыба, юрок — вяленая без кос­тей). Основным способом заготовки рыбы была засолка. Рыбу потрошили, пластали и, не снимая чешуи, солили на месте промысла, зимой — замора­живали. Так, М.Ф. Кривошапкин писал в 1857 г., что в г. Енисейске «на берегу Енисея рыба сложена в поленницы без всякого присмотра».

Добывали рыбу в огромном количестве. Только на Ангаре по «ямам» ежегодно вылавливали по 2,5 тыс. пудов! Получил в Сибири широкое распространение и рыбий жир, почти не употреблявшийся в Европейской России. Готовили его, перетапливая в котлах куски рыбы с малым содержанием воды. Осо­бенно хорошим считался рыбий жир при выпечке пирогов. И в более позднее время рыба оставалась традиционным для Сибири продуктом питания, до сих пор в старожильческих селениях ни один праз­дничный стол не обходится без рыбного пирога.

Первые русские переселенцы активно включали в свой рацион и другие дары сибирской природы. Повсеместно употребляли в пищу дикий лук-бодун, чеснок, сарану, кипрей, колбу, черемшу. Варили щи из травы, похожей на ревень и называвшейся здесь «капустою», или из травы, кото­рую русские назвали «борщ». Конечно, существенную роль в питании игра­ли продукты охоты: так, в документах XVII – XVIII вв. упоминаются медвежатина, оленина, сохатина, зайчатина, куропатки, рябчики, гуси и т.д.

По мере развития собственного земледелия основным продуктом пи­тания становится ржаной хлеб. Его пекли из кислого теста, которое в спе­циальной деревянной посуде («квашонка», «дежа») заквашивали чаще все­го остатками теста от предыдущей выпечки. Заквашивали, конечно, и дрож­жами, пивной или квасной гущей. В ржаной хлеб иногда добавляли ячмен­ную (ячную) муку. В зависимости от сорта муки хлеб делился на ситный и решетный. Пекли хлеб на чисто выметенном поду русской печи в виде круг­лых ковриг. В неурожайные годы в хлеб добавляли молотую сарану, дикую гречиху («кандык»), а на Севере — рыбную муку и даже мох.

Кроме ржи, яровой и озимой, выращивали ячмень, овес, гречу, гоpox, полбу. Все эти культуры шли для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях. Так, из ржи и ячменя, предвари­тельно прорастив его, делали солод, а затем варили пиво. Из пшеницы пекли калачи, тертые и крупчатые (мука крупчатая — «только из самой доброй пшеницы», мука высшего сорта).

Излюбленными сибирскими ку­шаньями считались пироги — их в Сибири пекли более пятидесяти видов. Пироги могли быть подовые из кислого теста (на поду печи), и пряженные (жареные) из кислого или пресного теста. Пироги начинялись рыбой, яго­дой, мясом, овощами, творогом, капустой, яйцами, черемухой (как рыб­ные, так и пироги с черемухой были особо любимы сибиряками), начинкой из другого теста и т.д. Разнообразие видов выпечек и пирогов позволяло разно­образить стол и в «скоромные» и в постные дни.

Основой пирога был «сочень»: если его начиняли сверху (творогом, овощами, черемухой), заливали сметаной, то получались «шаньги». «Сгибни» — пироги с начинкой, защипанные по краям. Распространены были и «стружни» («хворост») — жаренные в масле витые фигурки из пресного теста. Пироги подавали и как отдельное блюдо, и как «прикуски» к чаю и как обязательную добавку к горячим жидким блюдам, притом к каждому — особые. К щам из свежей капусты — пирог с гречневой кашей; к кислым щам — с соленой рыбой; к лапше — пирог с мясом; к ухе — пирог с морковью.

Из муки готовили жидкие блюда — болтушки, затирки — и густые — каши, саломат, кулагу, запаривая их в русской печи. Особенно полюбился сибирякам саломат: он был на каждом праздничном столе. Любимы были толокно, овсяной кисель, кисель из запаренного жидкого ржаного теста («бурдук»).

Повсеместно выпекали блины, как из кислого, так и из пре­сного теста, оладьи, пшенные и просяные, овсяные и гречневые, тонкие и с припеком. Огромным спросом в Сибири пользовались «сковороды блинные разных размеров», — отмечается в таможенных сибирских книгах XVII в. Из цельных и дробленых зерен варили каши, как повседневные, так и для ритуальных целей, «кутью»; из хлебного «жита» делали различные напитки.

Необходимо остановиться и на мясной пище: она для Сибири была неизме­римо важнее, чем для Европейской России. Там мясные блюда были скорее празднич­ной пищей, здесь же — повседневной. Это было связано не только с повсемест­ным развитием животноводства, но и с жизненной потребностью в мясной пище в условиях сурового климата.

Академик И.Г. Гмелин, путешествуя по Си­бири в 40-е гг. XVIII в., отмечал, что «съестные припасы очень дешевы, рыба превосходная, мясо и дичь — в изобилии». Мясо в пищу шло свежее — «свежина», соленое — «солонина» и вяленое — «провислое». Зимой мясо окунали в воду, давали ему обледенеть и складывали в кадки, засыпав сне­гом. Мясо отваривали, тушили, жарили, запекали в тесте или, большими кусками, в русской печи. Мясные блюда были разнообразны: студень, хо­лодное из языков, ушей и губ, свиные окорока, похлебки с мясом, мясные щи, жаркое из мяса, из мяса и овощей, «курник» и др.

Однако любимым тради­ционным блюдом сибиряков считались и ныне считаются пельмени. Н.М. Ядринцев писал об этом так: «Пельмени поглощаются в невероятном коли­честве. Мясо доступно крестьянину». Пельмени лепили всей семьей. Мужчи­ны обычно рубили мясо в корытцах, женщины месили тесто, дети раска­тывали его, а лепили — вместе. Затем их сушили в печи или замораживали и хранили в ларях. (Считается, что слово «пельмень» произошло от пермяц­кого «пельнянь» и затем было принесено в Сибирь). Пельмени ели с мас­лом, со сметаной, уксусом.

Многие блюда скоромного и постного стола ели и запивали квасом, пивом. Так, квасом заливали тертую редьку, пареные овощи, протертые ягоды, подсоленный лук, студень. Наряду с квасом в Сибири был широко распространен чай. Чай поставлялся из Средней Азии и из Китая. В основном сибиряки пользовались «кирпичным» чаем. Так, в Восточной Сибири из него варили различные напитки: «затуран», с добавлением соли, молока и пережаренной в масле муки, с добавлением толченых зерен пшеницы. Особенно сибиряки любили пить чай с молоком.

А.П. Степанов, первый губернатор Енисейской губернии, писал: «Во всякой деревне можно отыскать самова­ры. Большая часть крестьян пьет чай через сахар (с прикуской)». А Н.М. Ядринцев отмечал, что «сибирский чай всегда сопровождается «прикусками», пирогами и прочим». Традиционны для Сибири были «ягодные води­цы», настои на смородинном листе, травах, медовые напитки. Чисто си­бирским старинным напитком было «кедровое молочко», приготовленное из толченого кедрового ореха.

Развивалось в Сибири и огородничество, что позволяло использовать в пищу традиционные русские овощи. На весь год крестьяне и горожане выращи­вали и запасали морковь, брюкву, свеклу, редьку, капусту, горох, огурцы, тыкву, лук, чеснок. Из пряностей сеяли мак, мяту, шалфей, анис. Особо зна­чимым для сибиряков стал картофель. Считается, что здесь его начали са­жать в первой половине XIX в., но в «Топографическом описании...» отме­чается, что картофель выращивался в Тобольском уезде уже в конце XVIII в.

Репу крестьяне добавляли в кашу, парили в печи, начиняли ею пиро­ги, пареную и печеную ели с суслом. Капусту на зиму солили или квасили, как шинкованную, так и кочанами, цельную. Картофель варили, добавляли в овощные и крупяные супы, в щи или использовали в вареном виде как приправу к блюдам. Очень редко картофель жарили с маслом или салом. Из гороха готовились похлебки для постной трапезы. Местами сибиряки зани­мались бахчеводством. В Минусинском уезде повсеместно крестьяне выращивали дыни и арбузы.

На всю зиму повсеместно запасали кедровый орех. Кедровники были одним из самых ценных общинных угодий. Из кедрового ореха отжимали масло, а главное — орехи были неизменным угощением на вечерках и посиделках. Масло отжимали большей частью из конопли, а также из льна.

Из молочных блюд более всего использовали творог, сметану, сыры. Сыры делали из творога, добавляя яйца и выдерживая под гнетом. Но нужно отметить, что сибирские коровы были малопродуктивны и дава­ли в среднем по 3 – 4 кринки молока. Зимой молоко замораживали в «кру­ги», их удобно было хранить или брать в дорогу. Иногда перед заморажива­нием молоко смешивали с сырыми яйцами.

На столе сибиряка стояли и заготовленные впрок грибы, ягоды. Грибы отваривали, солили, жарили. Любопытно отметить, что во многих мес­тах под понятия «грибы» попадали только грузди или белые грибы. Грибы использовали и как начинку для пирогов. Ягоды: смородину, малину, клубнику, землянику, жимолость, черемуху, чернику — ели свежими, сушили впрок, добавляли в мучные блюда. Повсеместно сушеную черемуху мололи в муку и добавляли в выпечку или использовали для варки киселя. Особое место занимала в питании сибиряков брусника.

Таким образом, питание в Сибири было эклектичным, сочетало русские традиции с новыми видами пищи и традициями сибирских народностей. Многие сибирские блюда и способы их приготовления распространились впоследствии по всей России.

Важнейшим условием ежедневного приема пищи по христианскому обычаю было соблюдение традиций застолья. В начале и по завершении завтрака, обеда, ужина читалась молитва.

МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ. Глаза на Тебя, Господь, надеются, и Ты даешь им пищу своевременно, открываешь Ты щедрую руку твою и насыщаешь все живущее своими благами.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ. Благодарим Тебе, Христе Боже наш, что насытил нас земными твоими благами, не лиши нас и небесного Твоего Царства.

Особое, священное место в питании человека, как и в повседневной обрядности, занимал хлеб. Хлеб-соль вручали почетным гостям; хлеб представлял животворящее начало. В Сибири говорили — не «месить тесто», а «творить» хлеб. Процесс выпечки хлеба был равен процессу со-твор-ения мира; в нем участвуют священные элементы — огонь, зерно, вода. «Вечером коврига спит, ее нельзя резать». Целую (непочатую) ковригу хлеба можно было резать только с утра. Хлеб олицетворял дом, жизнь.

Говоря об особенностях пищи русских старожилов Сибири, уместно привести ряд высказываний исследователей этого края.

И. Г. Гмелин: «Зерно здесь очень дешево, а также быки и свиньи. Река богата рыбой. Осетры жирны, так что в котлах, где их варят, стоит жир в палец толщиной. Дичь: лоси, олени, косули, зайцы и т.д., из птиц — фазаны, куропатки, лебеди, дикие гуси, аисты — все этот стоит дешевле говядины». (Из описания рынка в г. Тобольске в XVIII в.)

С.П. Крашенинников: «Отправляясь зимой за соболями, промысловики берут на человека по 30 пудов ржаной и 1 пуду пшеничной муки, а квашню несут с собой или делают на месте. А если закваска и гуща переведется, то многие занемогают и умирают, понеже пресные хлебы есть принуждены бывают. Хранят закваску в специальном берестяном сосуде — «бур­де», которую очень берегут, потому что весь их харч в хлебе и квасе состо­ит».

А. П. Степанов: «У всех без исключения крестьянин Енисейской гу­бернии хлеб употребляется ситный. У бедных белый хлеб бывает всякое воскресенье, всякий праздник, рыба 3 – 4 раза в неделю, щи забеляются сметаной, каша ячная с молоком. У крестьян среднего достатка щи с мясом каждый день, жидкая овсяная каша с молоком или саломата с маслом; иногда баранина жареная, несколько раз в неделю рыба. По праздникам увеличивают свой стол студнем и блинчиками или вафлями. Стол богатого— из подобных же припасов, но в большем количестве, он имеет всегда 4 блюда и мягкие (т.е. белый хлеб) всякий день, и пироги с рыбою, и рыба знаменитее. Сушеную клубнику и землянику едят разваренную с медом».

А.П. Беляев: «Хозяева, простые крестьяне-сибиряки, очень радушно нас приняли; такие же опрятные хозяюшки накрыли тотчас на стол и по­ставили кушанья. Каково же было наше удивление, когда этих кушаний — похлебок, говядины, каши, жареной дичи, пирожных колечек с вареньем— оказалось до шести блюд; превосходный пенистый квас нам подали в стеклянных зеленых кувшинах работы Коновалова, а когда мы уходили и хотели заплатить за обед, то хозяева обиделись, сказав: «Что это вы, госпо­да? У нас, слава Богу, есть что подать».

Таким образом, иные условия жизни, достаток, зажиточность, обеспеченность давали возможность старожилам-сибирякам жить сытой жизнью, что поддерживало их здоровье, работоспособность, выносливость.

* * *

Турбин С.И. (Тобольская губерния): «Когда я и ямщик вошли в избу, хозяева уже сидели за столом и хлебали щи… В сибирских щах, кроме воды, мяса, соли и толстой крупы, нет никаких примесей. Класть капусту, лук и вообще какую бы то ни было зелень считается совершенно ненужным. За щами последовал студень, к которому подали незнакомую нашему (т.е. великорусскому) простонародью горчицу, разведенную квасом. Далее явился не то чтобы вареный и не то чтобы жареный, а скорее пареный поросенок, слегка просоленный и очень жирный. Четвертым блюдом был открытый пирог (растягай) с просоленною щукой. В пироге ели только начинку; края и сподку есть не принято. Наконец, явилось что-то вроде оладьев с творогом, жаренных в коровьем масле.

Хлеб исключительно пшеничный… Квас, и даже очень хороший, в Сибири можно найти в каждом порядочно построенном доме. Где пекут хлеб из ржаной муки, там ее всегда сеют на сито. Употреблять решето считается предосудительным.

— Мы, слава Богу, не свиньи! — говорят сибиряки. За решетный хлеб много достается новоселам, имеющим к нему сильное пристрастие»[15].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...