Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На перекрестке цивилизаций




Русская колонизация Сибири имеет глубокие объективные причины: политические, экономические, социальные. Освоение окраин государства стало на многие столетия политикой осуществления принципов естественных границ Российской цивилизации. Цивилизационный подход в оценке явлений и процессов сибирской истории позволяет нам определить глубинные корни в исследовании общности судеб народов и культур Российской цивилизации. Огромная территория Евразии является «срединной землей» — лимитрофом на пространстве взаимодействия Западной и Восточной цивилизаций. Это территория, где сталкивались интересы и противоречия, где постоянно изменялась граница соприкосновения земледельческих и кочевых культур, где происходил синтез западно-восточных элементов.

Результатом данного взаимодействия в течение многих веков явилось образование синтезной Российской цивилизации. Именно сложившиеся географические границы Российского государства ограничили полиэтническое, поликультурное, поликонфессиональное содержание территории лимитрофа. Органичным выражением специфики лимитрофа во все времена являлся Приенисейский край, и особенно его южная часть. Проведем краткий экскурс в историю взаимодействия культур Хакасско-Минусинской котловины, чтобы воочию проследить существование мощных очагов древнейших культур и синтез достижений различных цивилизаций на территории Сибири…

Во второй половине III – начале II тысячелетия до н.э. на берегах Енисея происходит переход от камня к меди. Складывается Афанасьевская земледельческая культура. Археологи и антропологи относят афанасьевцев к европейской расе. Им на смену в эпоху перехода к бронзе пришла Окуневская культура с развитым скотоводством. Этнически они были уже монголоидами. В период расцвета бронзового века здесь превалирует андроновская культура. Андроновцы занимались как скотоводством, так и земледелием. Их сменила Карасукская культура. Карасукцы впервые освоили верховую езду и занимались отгонным скотоводством. В I тысячелетии до н.э. с началом железного века в Хакасско-Минусинской котловине утвердилась культура тагарцев-динлинов. По свидетельству китайских авторов, тагарцы были светловолосыми европеоидами. Археологи выявили у них развитое мотыжное земледелие и скотоводство.

В конце I тысячелетия до н.э. — начале I тысячелетия н.э. на юге Приенисейского края господствует не менее развитая Таштыкская культура. Затем Южная Сибирь на многие столетия стала столбовой дорогой Великого переселения народов. В I – VI вв. наиболее существенное влияние оказали гунны (по китайским источникам — народ хунну). Затем по берегам Енисея и Великой Степи прокатилось нашествие монгольской армии Чингисхана. После распада монгольской империи здесь сложилось государство древних хакасов.

Бытует мнение, что в XIII – XV вв. развитие огромного края от Урала до Тихого океана резко затормозилось. С позиций цивилизационного подхода это вполне естественный, восточный, замедленно-циклический тип развития. Непрерывные военные столкновения и присущий окраинам восточной цивилизации тип традиционного освоения естественных ресурсов характерны и для Приенисейского края. В лесной и таежной зонах здесь господствовал традиционно-присваивающий тип хозяйства. В южных степных районах сохранялось традиционно-производящее хозяйство, имевшее скотоводческую направленность и элементы земледелия.

С похода Ермака в 1581 г. начался этап смены типа цивилизационного развития вначале в Западной Сибири, а с возникновением в 1607 г. Туруханского поселения и в 1619 г. г. Енисейска — и в Приенисейском крае. Значимым событием стало основание в 1628 г. Красноярского острога. Оформлением естественных границ Российской цивилизации на ее южноенисейских рубежах стало возведение в 1709 г. Саянского острога.

К середине XVII в. русские первопроходцы вышли к берегам Тихого океана и закрепились на восточной окраине Азиатского материка. Политическое закрепление Российской цивилизации на азиатской части лимитрофа сопровождается утверждением в XVIII – XIX вв. традиционной земледельческой культуры, а на рубеже XIX – XX вв. — индустриальной.

46.2. СИБИРЬ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ?…

В начале ХХ в. доля Сибири в общей площади Российской империи достигала 58%. Население Сибири при этом составляло всего 6% от общего числа жителей огромной страны. Из 12,6 млн. жителей сибирского края около 1 млн. человек проживало в Енисейской губернии. Плотность населения была крайне неравномерной — от 0,01 до 15,5 чел./кв. км.

Присоединение Сибири к России на первых порах не изменило коренным образом специфику использования естественных природных ресурсов. Главным стимулом и наибольшей ценностью в первоначальном освоении сибирского края русскими была пушнина. В XVII в. сибирская пушнина давала от 40 до 80% всего национального дохода российского государства. Еще в начале ХХ в. меха из Сибири составляли 44% всей мировой добычи, или 4/5 всего пушного товарооборота в России.

Важнейшим цивилизационным изменением в освоении края яви­лось создание сибирского земледелия. Темпы роста посевных пло­щадей и сбора зерновых в Сибири всегда были выше средне­рос­сийских. Так, на 100 жителей здесь засевалось 84,9, а в среднем по России — 55,0 десятин пашни. Особенно выигрышным выглядит сравнение урожайности российских и сибирских пашен. Если в середине XIX в. в Европейской России урожайность зерновых была от «сам – 2,3» до «сам – 3,2», сибирсие земли давали от «сам – 4,2» до «сам – 10» и более. И это в условиях экстремального климата и более короткого лета! К 1917 г. Сибирь (6% населения России) давала 17% валового сбора зерна. Быстрыми темпами край превращался в основную житницу страны.

Не менее быстрыми темпами к началу ХХ в. развивалось животноводство. В 1913 г. по количеству скота Российсая империя занимала второе место в мире после США — 190 млн. голов, из них на Сибирь приходилось 20%. В начале ХХ в. сибирские мясные и молочные продукты стремительно завоевывали внутренний рынок страны: до 50% всего мяса в Москве завозилось из-за Урала. В крестьянских хозяйствах Сибири разводили до 18% всех лошадей России, 14% овец, 12% свиней (еще раз напомним, что этим занималось 6% населения страны).

Но наиболее впечатляющих результатов в начале ХХ в. достигло сибирское маслоделие. Министр внутренних дел и выдающийся реформатор П.А. Столыпин писал: «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность». О высоком качестве масла, производившегося в Степном крае, в Томской и Тобольской губерниях, говорит донесение 1911 г. русского консула в Штеттине: «Сибирское масло, ввозимое в Германию, в чистом виде до покупателя не доходит, а идет на сдабривание местных германских масел или прибывает в «подправленном» виде из Голландии и Дании». Только в 1913 г. за границу было продано более 4,4 млн пудов сибирского масла, что составляло почти 90% всего экспорта масла из России.

Немаловажную роль в обеспечении могущества России в XIX – начале XX в. играла золотопромышленность: к 1910 г. доля сибирского золота составляла 71% — т.е. 2,2 тыс. пудов из 3,1 тыс. пудов всего добываемого золота. На сибирских приисках в начале ХХ в. строятся железные дороги, вводится прогрессивное алмазное бурение, внедряется зимняя промывка золотосодержащих песков за счет парового оттаивания грунта. В Сибири действовало более 10 приисковых гидроэлектростанций, работало около 40 золотодобывающих драг. Во многом благодаря бурному развитию золотодобывающей промышленности значительная часть крестьянских хозяйств Енисейской губернии еще с 30 – 40-х гг. XIX в. была втянута в рыночные отношения. Рост золотодобычи способствовал развитию торговли, путей сообщения, городов.

Потрясающей по своей грандиозности страницей истории Сибири стало строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. С 1891 по 1911 гг. было построено 8 281 км путей. В среднем в год прокладывалось по 685 км. Строили по принципу — «Строить добротно, чтобы впоследствии дополнять, а не перестраивать». И сегодня на сибирской магистрали продолжают служить мосты, тоннели, вокзалы, построенные в начале ХХ века. Общая стоимость прокладки дороги составила 750 – 800 млн рублей. Строительство Сибирской магистрали по праву считается событием мирового значения.

Сибирская промышленность развивалась более скромными темпами, чем общероссийская. Но уже в начале ХХ в. данные процессы ускорились. К 1914 г. доля промышленной продукции Сибири составляет 22%. В 1917 г. в Сибири производилось до 10% всего сельскохозяйственного инвентаря и машин России. О производительности труда в сибирской промышленности красноречиво свидетельствуют следующие данные. В 1908 г. доля Сибири в общем количестве рабочих составляла всего 1%, но они производили 3,5% всех промышленных ценностей Российской империи!

К примеру, если производительность труда одного рабочего в Донбассе в 1913 г. составляла до 8,5 тыс. пудов угля в год, по России 9,5% тыс. пудов, то сибирские шахтеры добывали в среднем по 11,7 тыс. пудов угля.

Развитие промышленности способствовало дальнейшему подъему сельского хозяйства: к 1910 г. уровень технической обеспеченности Сибири превзошел общероссийский. На одно крестьянское хозяйство здесь приходилось в 2 раза больше, чем в Европейской России, жаток, молотилок, сенокосилок, жнеек.

На рубеже XIX – XX вв. быстрыми темпами развивались горнорудная и мукомольная промышленность, кожевенное производство и винокурение, пчеловодство и лесные промыслы. Росла добыча соли, каменного угля, графита, слюды. Сибирь быстро покрылась сетью путей сообщения — водных, колесных, железнодорожных. Это отражало многообразие торгово-рыночных и хозяйственных связей. Так, к началу строительства Сибирской железной дороги основные перевозки по Московскому тракту осуществляли 16 тыс. ямщиков на 80 тыс. лошадей. Вдоль тракта, железной дороги, на водных путях в начале ХХ в. переживало период второго рождения множество сибирских городов.

Со второй половины XIX в. Сибирь переживает бурный подъем общественной и культурной жизни. Росло самосознание и движение по изучению и культурному обустройству края. По всей Сибири, в том числе в Енисейской губернии, силами энтузиастов-крае­ве­дов создаются музеи. В 1883 г. был открыт Енисейский музей, в 1887 г. — Минусинский, в 1889 г. — Красноярский краеведческий музей.

О резко усилившейся тяге сибиряков к просвещению говорит тот факт, что если к началу ХХ в. в Петербурге один ученик приходился на 63 человека, в Москве — на 57, в Харькове — на 131, то в Томске и Красноярске один ученик приходился на 26 человек. К 1917 г. в сибирском крае действовало 4 высших учебных заведения, велась работа по открытию пятого вуза, но это явно не удовлетворяло быстро растущие нужды в высококвалифицированных кадрах.

Наоборот, удручают последствия преобразований, происходивших после 1917 г. в сельском хозяйстве и частично в промышленности, отбросившие экономику края на 2 – 3 десятилетия назад.

ЭПОХА ПОТЕРЬ И СВЕРШЕНИЙ

В годы гражданской войны 1918 – 1921 гг. крестьянство Сибири испытало грубое насильственное вмешательство как «белых», так и «красных»: продразверстка, реквизиции, террор колчаковской власти, насильственные мобилизации, сбор недоимок за годы мировой войны… Трудно оценивать степень «праведности» как «белых», так и «красных» в гражданской войне. Линия раскола прошла крайне противоречиво: где-то между богатыми и бедняками, где-то между старожилами и переселенцами, где-то внутри крестьянского мира, и почти везде между казаками и крестьянами… И те и другие защищали интересы «своей» Сибири.

Но в целом сибирские крестьяне были во многом «третьей» силой, защищавшей свои исконные свободы и экономическую самостоятельность. Сибирский характер не смог смириться с насилием и ответил массовыми восстаниями. Здесь в 1919 – 1921 гг. во множестве сложились партизанские республики, как форма локальной вооруженной самоорганизации крестьян в границах волости.

С началом разумной для крестьян новой экономической политики (НЭПа) сибирская деревня обрела спокойствие и пережила непродолжительный, но бурный подъем 1920-х годов. Возрождаются основные традиции общинной жизни, развивается культура в сельской местности, ширится движение за полную грамотность населения. Крестьяне активно втягиваются в рыночные отношения. Развивается кооперация, возникают добровольные товарищества по обработке земли, коммуны. Но наиболее быстро идут процессы развития крепких единоличных хозяйств. Случайно ли то, что И.В. Сталин принял решение о переходе к коллективизации после посещения Западной Сибири…?

Но и в 1930-е гг., несмотря на массовое раскрестьянивание, репрессии против цвета сибирского крестьянства, деревня выстояла. В числе лучших в стране признаются и колхозы сибирского края. Но самые глобальные преобразования в жизни сибиряков связаны с промышленностью.

Все большее значение приобретают ныне слова великого М.В. Ломоносова: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью». В современной России Сибирь стала «цементирующим стержнем державы». Инициативность, самостоятельность, напористость, стойкость духа, предприимчивость, стремление защитить свои интересы нашли свое отражение в деятельности региональных объединений «Сибирское соглашение» и «Союз сибирских и дальневосточных городов». Вся предыдущая история края, целеустремленность сибиряков, их настойчивость и трудолюбие позволяют надеяться, что время расцвета Сибири — в недалеком будущем.

§ 47. СИБИРИ С ЛЮБОВЬЮ…

Но самым высшим достижением в более чем трехсотлетней истории Сибири в составе России стало превращение трудом десятка поколений сибиряков некогда бескрайнего таежно-степного пространства в окультуренный регион. Не слаборазвитая окраина государства, не место ссылки и каторги, не край «угрюмых поселенцев», как часто стереотипно воспринималась Сибирь в XIX – начале ХХ вв., а наиболее динамично развивающийся регион Российской империи — таковым нужно представлять прошлое нашего края.

Достижения в хозяйственной и культурной жизни Сибири были бы в полной мере невозможны без утверждения самосознания ее населения, сопровождавшегося становлением местного патриотизма. Еще в середине XIX в. генерал-губернатор Западной Сибири П.Д. Горчаков писал: «Бесспорно, что сибиряки гордятся своей родиной, к коей привязаны более внутренних обывателей (т.е. жителей Центральной России), что они с излишеством ценят ее изобилия, удобства». Сибирские просторы, красота ландшафтов, «изобилия и удобства» действительно привязывали к себе человека. Чем более суров край, чем труднее борьба за выживание, тем более человек ценит труд и его результативность. В борьбе с воздействующими факторами формировались коллективы общинников, взаимопомощь, радушие. Здесь люди ценили «общество» за поддержку и помощь в трудную минуту. Но более ценили сообщество за то, что оно уважало трудолюбивого, честного человека, не вмешиваясь в его жизнь. Будучи на виду у всего коллектива, люди старались жить честно, открыто, хлебосольно, помогать друг другу, уважать общие традиции.

До сих пор тесные отношения всеобщего «братства», взаимовыручки и общности жизни характерны для всех небольших северных городов и поселков, большинства сел и деревень сибирского края. В больших сибирских городах подобные сохранившиеся отношения можно еще наблюдать в старых микрорайонах на окраине и в отдельных дворах…

Как творец-мастер гордится своим произведением и привязан к нему, так и сибиряки-старожилы любили свою Сибирь. Этот край был преобразован трудом предков и тех, кто прибыл на переселение раньше. Вдвойне радовало изобилие, добытое напряженным трудом. Благодатный край спасал человека дарами природы в неурожайный год, давал возможность развернуться в хозяйственной деятельности.

Патриотизм по-сибирски — это и верность традициям, благодаря которым последующие поколения адаптированы к суровым климатическим и иным условиям, верность сохраняющимся праздникам, обычаям и правилам поведения в обществе. Патриотизм означал и чувство долга, верность данному слову, стремление к улучшению жизни на этой земле.

Ярким проявлением пробуждающейся любви к своему краю было формирование в середине XIX в. общественного движения «Сибирское областничество». Движение областничества охватило интеллигенцию Сибири, студенческие «землячества» сибиряков в Петербурге, Москве, Казани. «Чувства, выразившие эту идею, нужно искать в умах сибирского крестьянства. Оно первое стало выделять себя из остального крестьянского мира, а уже за ним следом и сибирская интеллигенция, выходившая из сибирского народа, начала выделять себя из общерусской интеллигенции», — писал идеолог «Сибирского областничества» Г.Н. Потанин. Во главе движения стояли также А.П. Щапов, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, Н.С. Щукин, Ф.Усов.

В обобщенном виде требования сибирских патриотов выражались в следующем:

– Сибирь не должна быть краем ссылки;

– естественные богатства Сибири — достояние местного населения;

– предоставление области широкого самоуправления и создание сибирской областной думы;

– самостоятельное устройство сибирских финансов;

– прекращение оттока молодых умственных сил в Европейскую Россию и открытие Сибирского университета.

Неравноправное положение сибирского края «областники» определяли как колониальное. «Во всякую эпоху самый дорогой продукт Сибири объявлялся изъятым из пользования колонии. В начале сибирской истории был объявлен государственной регалией соболь, потом таковой же регалией стало золото, теперь сибирский лес вырубается в пользу казны, игнорируя связанные с ним интересы будущи х поколений Сибири… Что это, как не своекорыстная политика?»писал с болью Г.Н. Потанин.

Мнение же высших кругов государства по отношению к сибирскому краю высокомерно и емко выразил бывший тобольский губернатор Богданович: «Ишь вы, захотели, чтобы колония пользовалась лучшими условиями жизни, чем метрополия!».

Красной нитью в трудах «областников» проходит мысль о том, чтобы самим сделать край «более удобным и привлекательным для жизни». Отмечалось, что для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».

Подвижническая работа «областников» способствовала открытию первого в Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих музеев. Во многом благодаря им в сибирском крае стали издаваться десятки газет и журналов. «Областники» внесли особый вклад в изучение истории Сибири, в проведение этнографических исследований коренных народов края и русских старожилов.

Движение областников стало одним из катализаторов оформления широкого движения благотворительности купцов-предпри­нимателей, рядовых мещан и крестьян. Оно было вызвано не только высокими стабильными доходами, «но и обусловлено такими причинами, как нравственные убеждения, благородным желанием внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие», — отмечал исследователь П.Н. Мешалкин.

Весьма масштабно проявили себя в деле благотворительности купцы Кузнецовы, Гадаловы, Кытмановы. Так, супруги Щеголевы пожертвовали Красноярску 1 200 000 рублей, Н.К. Переплетчиков завещал городу 65 000 рублей. На благотворительнве средства строились больницы, приюты, школы, ночлежные дома для нищих, храмы.

Подобные примеры характерны не только для Красноярска, но и для уездных и волостных центров Енисейской губернии.
В 1878 – 79 гг. в с. Курагино Минусинского уезда по инициативе крестьянина-предпринимателя Н.П. Пашенных было открыто сельское приходское училище. Для него бесплатно выделил свой дом другой зажиточный крестьянин, Ф.Ф. Девятов. Н.П. Пашенных и крестьянин И. Снегирев пожертвовали школе по 100 рублей, а крестьяне окрестных деревень по их примеру решили на сходах собрать с каждой ревизской души по 25 копеек для содержания учителя, законоучителя и сторожа. Ф.Ф. Девятов совершил еще один бла­го­родный поступок: он выступил энтузиастом создания библиотеки в с. Курагино. Из книг, пожертвованных им и другими жителями, в 1900 г. была учреждена бесплатная народная библиотека-читальня.

Сибирский патриотизм сегодня выражается не только в осознанной привязанности к сибирскому краю, но и в продолжающемся преобразовании края. Наш патриотизм — в решении экологических проблем, в спасении природы, растительного и животного мира Сибири. Наш патриотизм — в приобщении к гордым делам и свершениям сибиряков прошлых веков. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Неуважение к оному есть постыдное малодушие», — писал декабрист Волконский. Эти слова с полным правом относятся и к нам…

РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ

Патриотизм сибиряков, во многом являвшийся выражением лучших черт сибирского характера, наилучшим образом раскрывался в годину войн. В Отечественной войне 1812 г. приняло участие более 27 тыс. воинов-сибиряков. Из Сибири было выведено 7 регулярных полков и 2 артиллерийские роты, в том числе Енисейский пехотный полк. Из них 5 полков заслужили славу на Бородинском поле, при этом Томский и Тобольский полки потеряли более половины личного состава. В Сибирском драгунском полку осталось в строю всего 125 рядовых и 3 офицера. Сибиряки защищали и знаменитую батарею Раевского, почти все полегли смертью храбрых, но не отступили.

В русско-японской войне именно сибиряки составляли большинство солдат и офицеров, оборонявших Порт-Артур. Комплектовавшиеся по территориальному принципу Восточно-Сибирские дивизии стали основными силами России на театре войны на начальном этапе. Десятки тысяч воинов-сибиряков отличились в обороне Ляоянского укрепрайона, во встречном сражении на реке Шахэ, выстояли под Мукденом.

Из приказа генерал-майора Сухотина: «11 июля 1904 г. 4-й Сибирский корпус выдержал упорный бой у Наньдалина и Цянджанцы. В этом тяжелом пятичасовом бою в особенности выразилась несокрушимая стойкость сибирских полков, на которых обрушился главный удар противника. Ни одна пядь земли на позициях не была ими уступлена, несмотря на их численное преимущество и повторные атаки…».

С началом Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. только в сельской местности Азиатской России было мобилизовано на фронт 1,2 млн. человек, или 12% всего населения сибирского края. Сибирские полки ставились командованием на самых ответственных рубежах обороны, входили в части прорыва австрийских и германских позиций. Традиционно из сибирских охотников формировались команды разведчиков и метких стрелков. Особо отличились в боях казаки всех без исключения сибирских казачьих полков. Всего на фронтах Первой мировой войны участвовали из состава сибирских казачьих войск 22 конных полка, 7 конных сотен, 3 дивизиона и 10 батарей.

Героизм и стремление выполнить воинский долг нашли отражение в песне сибирских стрелков периода Первой мировой войны:

Из тайги, тайги дремучей,

От Амура-от реки

Молчаливо грозной тучей

Шли на бой сибиряки.

Их сурово воспитала

Молчаливая тайга,

Бури грозные Байкала

И сибирские снега.

Ни усталости и страха;

Бьются ночь и бьются день —

Только серая папаха

Лихо сбита набекрень.

Эх, Сибирь, страна родная,

За тебя-ль мы постоим,

Волнам Рейна и Дуная

Твой привет передадим.

Из тайги, тайги дремучей…

Сибиряки внесли неоценимый вклад в дело победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Сибирские дивизии сыграли выдающуюся роль в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Стойкость, выносливость, храбрость — лучшие качества сибирского характера — проявились в полной мере. В сибирской деревне осталось в те годы 59,2% трудоспособного населения: в основном женщины, подростки. Они вынесли на своих плечах все тяготы войны в тылу. Подростки 1927 – 1930 гг. рождения подорвали тогда свое здоровье, работая по 14 – 16 часов в сутки: мало кто из них дожил после войны до 60 — 70 лет…

В Фонд обороны сибиряки пожертвовали более 5 млрд. рублей и подписались на военные займы более чем на 6 млрд. рублей. Сибирь приняла к себе более одного миллиона человек, эвакуированных из Европейской России.

О воинах-сибиряках сказано немало теплых слов.

Маршал К.К. Рокоссовский: «Среди наших замечательных солдат сибиряки отличались особой стойкостью».

Маршал Р.Я. Малиновский: «Уважение и глубокая всеоб­щая любовь к уральцам и сибирякам установилась потому, что лучших воинов, чем Уралец и Сибиряк, бесспорно, мало в мире. Поэтому невольно рука пишет эти слова с большой буквы».

 

* * *

Н.М. Ядринцев: «Видя, как было все оживленно, как все искало дела, слыша страстные речи о народе, о долге гражданского служения, мы не могли не перенестись мыслями к нашей родине и задуматься о ее будущем. Мы представляли ее, в настоящем бедную и убогую, нарядной и богатой в будущем; вместо несчастной, слышавшей только звон цепей и проклятие ссыльных, мы рисовали себе ее населенной, свободной, жизнерадостной и ликующей, мы назвали эту страну «Страной будущего»… мечтали о счастливой будущности края, перечисляли неистощимые ее богатства, рисовали ее в будущем… царицей Азии».

* * *

Если ты странствуешь, путник,

С целью благой и высокой,

То посети, между прочим,

Край мой далекий.

Там сквозь снега и морозы

Носятся мощные звуки,

Встретишь людей там, что терпят

Муки за муки…

Нет там пустых истуканов,

Вздохов изнеженной груди,

Там только люди да цепи,

Цепи да люди!

Сибирский поэт
И.Ф. Федоров-Омулевский

* * *

М.М. Сперанский, великий реформатор начала XIX в., проехав по Сибири до Иркутска, провел серию преобразований, изменивших статус и управление сибирским краем. Он вскрыл величайшие злоупотребления, взяточничество, самодурство чиновников и заслужил уважение сибиряков. Как менялось отношение М.М. Сперанского к Сибири? По мере знакомства с краем столичный чиновник становится сибирским патриотом…

Из Тобольска — дочери: «Воспринимаю эту поездку как наказание. Те же порядки, та же глупость, то же терпение…Различие только в том, что здесь, говоря вообще, всем жить хорошо и, следовательно, бедных менее…Смею утверждать, что Сибирь есть просто Сибирь, т.е. прекрасное место для ссыльных, выгодное для торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения собственности,… основанной на хлебопашестве, фабриках…».

Из Томска — дочери: «Здесь прекрасные земли, которые дают сряду 10 и 15 урожаев…, опрятность в жизни крестьян. Томская губерния по богатству, произведениям и климату, весьма умеренному, могла бы быть одной из лучших губерний России…».

Из Красноярска: «Почти беспрерывно встречаются богатые селения. У старожилов отличный, но здесь не редкий, нрав… Вообще, кто хочет видеть старую Святую Русь, тот должен путешествовать в сих местах… Нравы отменные, чистые и простые. В течение 6 лет здесь, в Енисейске, не было ни одного подсудимого в уездном суде из всех обывателей уезда… Весь путь от Канского уезда до Красноярска есть сад…».

С юга Сибири: «Этот край один из самых благословенных не только в Сибири, но и в целой России…».

По завершении поездки, через несколько лет, М.М. Спе­ран­ский напишет: «Во всех случаях Сибирь будет всегда любимым предметом участия и попечения. Мысль о Сибири всегда будет со мною. Сибирь есть страна Дон-Кихотов».

* * *

В годину бедствий и страданий

Ужели мать покинет сын?

Ужель в период испытаний,

В период рабских ожиданий,

Отчизну бросит гражданин?!

Твоей природы лик суровый

Люблю, родимая Сибирь!

Твоих полей простор и ширь

Красой пленяет вечно новой.

Сибирь, Сибирь, страна изгнанья!

Тебя люблю я всей душой!

Тебе все лучшие желанья,

Тебе все светлые мечтанья —

Я сын тебя, я вечно твой!

Неизвестный сибирский поэт. 1884 г.

* * *

Осень 1942 года — один из самых трудных периодов Великой Отечественной войны. Из разговора двух офицеров в окопах Сталинграда:

— Тебе-то хорошо, у тебя во взводе осталось аж 18 человек! А у меня во взводе всего 10.

— Хорошо-то хорошо, но у тебя из десяти — четверо сибиряков!

— На них вся оборона и держится.

Чащин В.И., краевед, ветеран войны.
с. Челноки Казачинского района

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий

1. Сибирский патриотизм и сибирское областничество.

2. Благотворительность и меценатство сибирских купцов-предпри­ни­ма­телей в прошлом.

3. Сибирский патриотизм (интегрированный урок истории и литературы).

4. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.

5. Урок-дискуссия «Что значит быть патриотом своего края?».

II. Термины и понятия

Историческая память, патриотизм, самосознание, меценатство, благотворительность, героизм, «малая Родина».

III. Диалог

Требования сибирских областников и современность: актуальны ли ныне и в чем конкретно взгляды областников? Что значит быть патриотом своего края? Патриотизм на словах и на деле — в чем разница? Быть патриотом: актуально ли это в наши дни? За что мы можем любить свою Сибирь? Общеизвестен патриотизм граждан США или Японии — это эталоны, примеры для подражания, или «у нас особенная гордость»? Что значит выражение «квасной патриотизм»? Как вы относитесь к следующему выражению: «Нельзя быть патриотом России, не будучи патриотом своей Сибири»? Быть патриотом — обязательно ли для этого совершать героические поступки? Совместимы ли понятия «обыватель» и «патриот»? Ваше мнение о будущности нашего края?

IV. Темы для дискуссии

«Могущество Российское прирастать будет Сибирью» (М.В. Ло­моносов).

«Где родился — там пригодился» (пословица).

Благотворительность предпринимателей: возможно ли возрождение?

V. Творчество

1. «Сибирское соглашение: вчера, сегодня, завтра» (реферат).

2. «Моя малая Родина» (реферат).

3. «Наши земляки на фронтах войн» (формулировка темы реферата по выбору автора).

V. Музей

Земляки-односельчане на фронтах Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной войн. Воины-афганцы. «Они воевали в «горячих точках». Выпускники нашей школы — офицеры Российской армии.

 

 

           
 
   
 
 
   

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живая старина сибирской деревни XIX – начала XX вв. рассмотрена в различных ее аспектах. Мы узнали об особенностях образования селений сибирского края и о неординарности бытия сибирской общины. Рассмотре­ли отдельные стороны сосуществования старожилов и переселенцев, осо­бенности социальных отношений в «обществах». Познакомились с хозяй­ственной жизнью и бытом жителей Сибири и Приенисейского края, цик­лом сельских работ и забот крестьянина.

Нами были затронуты вопросы воспитания, образования и народной медици­ны наших земляков в прошлом, выявлены ценностные характеристики об­рядов, праздников, верований, народного календаря. Мы немного прикос­нулись к отдельным крупицам богатейшей кладовой народной культуры сибиряков, рассмотрели образцы фольклора и народного творчества.

Более всего должны мы гордиться людьми, населявшими этот край. Они освоили регион с суровыми экстремальными характеристиками, но одновременно и сами были «освоены» Сибирью «по образу и подобию» этого края. Сибиряки — люди мужественные и свободные, стойкие и гордые, честные и высоконравственные, «славутные» в труде и общественной жизни, любознательные и предприимчивые. От темы к теме мы убеждались в высокой нравственности, совестливости и трудолюбии сибиряков.

«Русская история в самой основе своей есть по преимуществу история различных областных масс народа, история построения территориальных устройств», — именно так наш знаменитый земляк-сибиряк историк А.П. Щапов определил роль отдельных регионов в истории России. Изучение прошлого страны невозможно без углубления в прошлое своего края: имен­но эту благородную роль выполняет краеведение. С точки зрения сегодняш­него дня, с позиций неклассовых цивилизационных подходов стало очевид­ным, что не противостояние и борьба внутри сельского мира определили суть отношений между людьми. Одними критическими оценками и нега­тивными выводами нельзя раскрыть богатую повседневную жизнь сибиряков. Очевидно также, что многие беды и последнего времени и, что интересно, начала XX в. происходили вследствие забвения исконных тради­ций, определенных, пусть и консервативных устоев жизни.

Величайшей ошибкой последних лет стала повсеместная безоглядная тяга к культуре, ценностям и религиозным учениям Запада. Россия,каждый ее регион имеют богатейшее культурное прошлое, свои духовные цен­ности и тысячелетние корни православия. К сожалению, бытует мнение, что истинная культура включает в себя только литературу, живопись, архитекту­ру, поэзию, философию, театр, кино, музыку и пр. Возникло даже презри­тельное понятие «деревенщина», означающее якобы бескультурие, заби­тость, невежество. Но авангардная, элитарная культура города, несомненно, базируется и живет во многом за счет глубоких корней народной культуры; духовная мощь народа, в свою очередь, базировалась на совести, высокой нравственности, порядочности и всеотзывчивости.

Учебный предмет «Сибирское краеведение» — лишь одна из ступеней на пути осознания себя представителем сибирского суб­эноса, на пути постижения духа и непреходящих ценностей и традиций старой Сибири и Приенисейского края. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов, но понимать и уважать прошлое — долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков — потомков старожилов и переселенцев XVII – XX вв.

 

 


Опубликованные источники
по изучению культуры старожилов Сибири
и Приенисейского края

1. Авдеева, Е.А. Записки и замечания о Сибири / Е.А. Авдеева. — М., 1837.

2. Арефьев, В.А. В низовьях Ангары / В.А. Арефьев // Сибирский сборник. — Иркутск, 1901. — Вып. 1.

3. Басаргин, Н.В. Записки / Н.В. Басаргин. — Красноярск, 1985.

4. Виноградов, Г. Поверья и обряды крестьян-сибиряков / Г. Виноградов // Сибирский архив. — Иркутск, 1915. — Кн. 3.

5. Воспоминания Полины Анненковой. — Красноярск, 1977.

6. Головачев, П. Сибирь: Природа. Люди. Жизнь / П. Головачев — М., 1902.

7. Гурвич, И.А. Переселение крестьян в Сибирь / И.А. Гурвич. — М., 1888.

8. Дуров, А.В. Краткий очерк колонизации Сибири / А.В. Дуров. — Томск, 1891.

9. Живописная Россия. — Т. 12. Ч. 1. — Спб., 1895.

10. Записки И.Г. Гмелина и С.П. Крашенинникова о пребывании в Красноярске представлены в кн.: Город у Красного Яра: документы и материалы по истории Красноярска ХVII—ХVIII вв. — Красноярск, 1981.

11. Капустин, С.П. Хозяйственный быт сибирского крестьянина / С.П. Капустин // Литературный сборник. — Спб., 1885.

12. Кауфман, А.А. Переселение и колонизация / А.А. Кауфман. — Спб., 1905.

13. Костров, Н. Святки в Минусинском округе Енисейской губернии / Н. Костров // Записки Сибирского отдела РГО. Кн. 5. — Спб., 1858.

14. Краткое описание приходов Енисейской Епархии. — Красноярск, 1913.

15. Кривошапкин, М.Ф. Енисейский округ и его жизнь / М.Ф. Кривошапкин. — Спб., 1865.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...