Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 1 Типология и классификация праздников




Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Праздник вообще – такое сложное, многостороннее явление, что очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно, так же сложность классификации состоит в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую. Сделать исчерпывающую классификацию праздников практически не возможно.
Одним из первых классификацию массовых праздников еще в 19 веке предложил Снегирев И.М. Он делил праздники на подвижные, и не подвижные (имеющие или не имеющие точной даты), исключительные, т.е связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.
Польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил несколько принципов классификации праздников.
Во – первых он делил праздники на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом.
Классическим примером периодического праздника, весьма часто наблюдаемого у первобытных обществ, является праздник, связанный с культом луны, отмечаемый в начале двух ее фаз – новолуние и полнолуния. Там, где каждое новолуние и полнолуние считается праздником, а календарь, как правило, основан на лунном месяце, периодичность праздника зачастую рассматривается празднующей группой как естественная периодичность, обусловленная характером окружающего мира, высшей механикой космоса. Установление даты праздника, в основе которого лежит историческое событие, например победа народа в войне, так же придает ему ритм, превращает его в периодически отмечаемый праздник, торжественную годовщину. К такому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне. Подобные примеры можно привести из календарей других стран, где празднуются, скажем 14 июля – дата взятия Бастилии во время Великой французской революции 1789 г.
Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно – личностные, физкультурно – спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные»1.
Наиболее распространенная в 20 веке система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое направление и последующее разделение на две линии, что совершенно не приемлемо.
Исследователь Брудный В.И., показывая неправомочность такого деления, справедливо утверждает, что такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материалистической, трудовой теории происхождения праздника.
Интересно то, что очень часто праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно – режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб).
К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация так же не совершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.
По мнению болгарского исследователя Мизова Н. нужно разделять две линии праздников.
Первая линия исходя из основных сфер общественной жизни, включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники.
Вторая линия, идущая от личности и общественных групп, включает в себя личные, семейные, племенные, народно – национальные, классово – партийные, международные праздники.
Но и эта классификация не совершенна, ибо она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей.

Один из принципов классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.
Как пишет Генкин в своей работе «Массовые праздники»,
«Наиболее существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.
Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.
Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
Это прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.
Вторая группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.
Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.
К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.
Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней»1. Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.
Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.
Казимир Жигульский, исходя из того, что один критерий ситуацию не спасёт, говорит о необходимости составления целой системы критериев, и что сама система, по его мнению, на этапе становления.

Сам Казимир Жигульский в качестве критерия предлагает взять время и подразделяет на разновидности:
1) Первой из которых является ритм. Здесь он производит разделение на периодические и непериодические праздники.
Периодические праздники бытуют в границах цикла, а непериодические в основе имеют разовое событие.
Среди периодичных праздников он выделяет праздники с естественной периодичностью, т.е. бытование праздников, обусловленных характером окружающего мира или высшей механикой космоса; и праздники установленные и санкционированные государством, церковью либо другими институтами.
Относительно праздников, в основе которых лежит разовое событие – они либо остаются на некоторое время, либо исчезают вовсе.
2) Второй разновидностью Жигульский называет изменение движения общества. Сюда относится летоисчисление, новые и старые календари. В связи с такими изменениями появляются новые праздники.
3) третим пунктом он позиционирует сроки, которые в свою очередь делятся на постоянные(устойчивые во времени, такие как Новый год, Рождество) и непостоянные(например Масленица).
4) Четвёртым пунктом выступает пространственная масштабность праздника и здесь его мысли совпадают с мнением Генкина, при этом речь идёт о связи праздника с конкретной территорией и делит праздники на местные, региональные, общенациональные, государственные, международные.
Вторым критерием Жигульский выделяет Ценность(изменяется время, изменяются ценности, таким образом существует прямая зависимость ценности от времени)
Здесь он подразделяет праздники на светские и религиозные. В этом вопросе показателен спор двух культурологов Мирчилиаде, что ценность со временем сходит на нет, и Эмиля Дюргейма, что только трансформация в светскость, в торжество способна сохранить ценность праздника во времени.

Сейчас мы различаем:
- государственные праздники, такие как День России, отмечаемый 12 июня.
- религиозные – рождество Христово
- народные- Масленица
- корпоративные- юбилей компании
- личностные, например день рождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...