Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Диагностика внимания




Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения распределения и устойчивости внимания (всех пяти свойств внимания).

Корректурная проба Бурдона

 

Методика "Корректурная проба" может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания.

Цель исследования: определить такие свойства внимания как устойчивость, а также точность и продуктивность внимания

Материал и оборудование: Бланк с различными буквами или буквосочетаниями, секундомер, карандаш.

Вариант 1

Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция:

«На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Другой вариант:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

 

Обработка результатов:

Рассчитать:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2. Точность выполнения:

А = å:(å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

 

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = (n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв.

 

Для изучения утомляемости строят график работы испытуемого исходя из тех результатов, которые он показал на каждом отрезке времени (на каждой минуте из общих 5-10 минут). Для этого вычисляется показатель продуктивности работы (Е) на каждой минуте работы и, исходя из полученных числовых значений, строится индивидуальный для каждого испытуемого график (рис 1), который показывает утомляемость внимания и его устойчивость в течение всего времени работы над текстом.

 

Рисунок 1

Данный график наглядно показывает, что испытуемый постепенно не достаточно быстро включился в работу (вначале его внимание было неустойчивым), затем, набрав темп, испытуемый продуктивно работал до конца эксперимента (3, 4, 5 минута работы), хотя в конце продуктивность его внимания несколько снизилась. Это означает, что на уроке внимание учащегося наиболее продуктивно работает в середине урока и ближе к концу, поэтому и при подаче материала учителю следует ориентироваться на эту особенность.

 

Вариант 2

 

Инструкция: "Я Вам дам листок, на котором написаны разные буквы. Ваша задача - зачеркивать только буквы "а", "с", "к", "в". Вы должны работать как можно быстрее."Время на работу – 4-10 минут.

По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.

После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100%

N - общее количество букв "а", "с", "к", "в".

n1 - количество правильно зачеркнутых букв "а", "с", "к", "в".

n2 - количество пропущенных букв "а", "с", "к", "в".

n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв.

Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.

0 - 20% - плохое внимание

21 - 40% - плохое внимание

41 - 60% - среднее внимание

61 - 80% - хорошее внимание

81 - 100% - очень хорошее внимание

 

После вычисления К, строится график:

В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.

Вариант 3

При облегченном варианте использования корректурной пробы используют следующий процесс проведения и обработки методики:

Работа продолжается 5-10 мин. При выполнении 10-минутной пробы по корректурному бланку оценки выставляются по таблице

 

Баллы                  
Кол-во просмотренных знаков минус ошибки   2101-2150 1851-2000 1701-1850 1501-1700 1351-1500 1201-1350 1000-1200 Менее 1000

 

За каждую ошибку (пропущенную букву или неверно вычеркнутую) вычитается 20 знаков, за пропущенную строку 60 знаков.

Низкий уровень устойчивости внимания-1-3 балла;

Средний уровень устойчивости внимания -4-6 баллов;

Высокий уровень устойчивости внимания – 7-9баллов

Вариант 4

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка, где его застала эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество букв, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

 

 

где S – число строк таблицы, проработанных испытуемым;

n – количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркиваний, лишних знаков)

 

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид

 

 

где S – количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы

t – время выпонения

Определение продуктивности и устойчивости внимания

 

 

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N - количество знаков просмотренных ребенком за минуту

n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

 

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием. График строится по аналогии с приведенными уже выше примерами графиков в первом и во втором вариантах методики.

 

Чаще всего используют 4 и 3 вариант методики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...