Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н а п и с а н и е т е к с т а. О с о б е н н о с т и




Н а у ч н о г о т е к с т а.

Написание текста реферата является самой важной частью его подготовки. Если на сбор и систематизацию информации по реферату обычно затрачивается два-три месяца времени, то на написание самого текста уходит пять-шесть дней. В этот короткий срок аспирант должен использовать собранную информацию, напрячь память и сосредоточить свою духовную энергию, привлекая логику и импровизацию, для того, чтобы создать текст. Создание текста есть творческий процесс, но с разной степенью творчества. Компилятивный текст представляет собой обзор содержания разных научных источников, в котором выделяется один-два повторяющихся мотива. Они и представляются автором реферата как самостоятельно сделанное обобщение, или выводы по теме, которым приписывается роль идеи. Абстрагированный текст есть совокупность фраз, передающих отвлечённую информацию по проблеме. Характерные его черты – неясность определений, непонятность терминов, превалирование образов над смыслами. Из такого текста очень сложно сделать выводы, так как идеи этого текста неуловимы, не связаны с жизнью людей. Эмпирический текст составляется: из источников, в которых сообщается информация разного рода; примеров, взятых из научной, художественной, журналистской литературы; статистических справочников, отчётов организаций, словарей и т.п. В таком тексте нет ничего оригинального, а содержится лишь набор разрозненных фактов, иллюзорно изображающих научную пунктуальность. Такой текст может составляться и под влиянием моды на постмодернизм, которая предполагает приоритет случайного над закономерным, разрозненного над системно-гармоничным.

По-настоящему научный текст отличается от всех этих текстов кардинальным образом. Основные требования к научному тексту можно сформулировать так: текст должен быть доказательным, аргументированным, системным, логичным, методологически грамотным, ясным, написанным на хорошем русском языке, эстетически воспринимаемым как гармоничная целостность.

Доказательность текста означает, что в нём должно присутствовать стремление автора защитить определённое предположение, гипотезу, подтверждающие тезис, который фигурирует в реферате как цель, основная идея. Аргументированность означает привлечение автором фактов, теоретических положений, научных высказываний известных учёных для подтверждения обоснованности своей позиции. Системность текста означает, что он должен состоять из частей (то есть глав, параграфов) связанных между собой идейным содержанием, стилем изложения и методами изложения. Говоря другими словами, текст есть некая модель, которая производит впечатление образа, отражающего или символизирующего круг идей, доказываемых автором. Части системы (текста) должны быть соразмерными по объёму и взаимосвязанными. При этом, внутри системы желательно избегать повторений в изложении и желательно соблюдать принцип разнообразия.

Для примера сравним конструирование текста с конструированием здания в архитектуре. Если здание строится без фантазии, то оно производит впечатление унылого однообразия. Таковы были серийные панельные дома, строившиеся в советскую эпоху. Стены этих домов были гладкими, крыши плоскими, на фасадах не было орнаментов, цвет домов был серым (под цвет бетона), или однотонным (как правило, белым). Дома напоминали спичечные коробки, штампуемые на конвейере, были похожи друг на друга. Если же использовать принцип разнообразия в архитектуре, то можно фасады домов сделать разнообразными по рельефу: на них можно сделать эркеры (то есть выступающие части стены с окнами), балконы и лоджии в разных плоскостях, выступы на фасаде в виде треугольников, параллелепипедов, ромбов, овала, вокруг окон можно сделать кокошники, придав им разнообразную цветовую гамму, само здание в плане (то есть при взгляде на него сверху), можно сделать сложнофигурным (то есть используя параболические, овальные полукруглые, ломаные линии). За счёт этого и фасад здания, и всё оно в целом будут наблюдаться не как плоскостное сооружение, а как разнообразное в объёме. Поверхность фасада здания будет иметь длину, ширину, высоту, разнообразные в отдельных своих частях, будет содержать в виде украшений орнаменты (в том числе и исполненные в цвете). Всё это выражается в понятии эстетическая гармония, в которой соблюдается принцип соразмерности частей внутри целого. Но разнообразие есть не только требование для соблюдения гармонии. Оно есть закон природы, закон эволюции. За счёт разнообразия происходит поиск организмов в живой природе более благоприятных условий своего существования.

Текст строится примерно так же, как и здание в городе. Здание не может быть без стен, крыши, окон и входной двери. Для текста роль двери выполняет введение, стенами служат главы, параграфы выполняют роль этажей, части параграфов (абзацы) – роль комнат, крыша здания символизируется в выводах, а роль окон будут выполнять примеры, экскурсы и образные модели, поясняющие текст. При этом не надо забывать, что в этом здании-тексте должны жить идеи: они должны перемещаться по комнатам и этажам, чтобы в конечном счёте придать смысл всему строению. Без идей текст бессмысленен, так же как и дом без людей.

Применительно к тексту разнообразие означает использование в каждой из глав своего превалирующего метода изложения, доказательства разных гипотез, анализа разных проблем, связанных между собою. При этом содержание каждого последующего параграфа должно вытекать из предыдущего. В тексте должны присутствовать ссылки на достижения научных школ, высказывания известных учёных, цитаты из фундаментальных источников. Текст должен содержать образные модели, экскурсы в смежные научные области, примеры, поясняющие теоретические положения.

Логичность текста означает последовательность и непротиворечивость изложения. Логичный текст предполагает использование автором законов логики в отдельных его частях (параграфах) и применительно к тексту в целом. Следует помнить, что законов формальной логики всего четыре и что их надо в обязательном порядке соблюдать в тексте.

Закон тождества требует, чтобы понятие, мысль, теоретическое положение были тождественными самим себе, то есть не меняли бы своих смыслов в процессе аргументации, изложения. Это означает, что нельзя в тексте ни перескакивать с одного понятия на другое, ни употреблять понятия и мысли то в одном значении, то в другом, не оговаривая этого. Например, понятие «язык» имеет разные функциональные значения – такие, как коммуникация, как совокупность символов, как часть культурной среды, как средство познания и др. В тексте нельзя произвольно и непоследовательно менять значения термина «язык». В этом случае читатели не поймут автора.

Закон непротиворечия требует, чтобы мысль употреблялась в одном и том же отношении применительно ко времени и месту действия. Это значит, что в тексте следует излагать теоретические положения, факты, примеры так, чтобы автор, научная школа, какой-либо учёный представляли свои взгляды как истинные и чтобы эти взгляды не опровергались бы этими учёными или представителями этой школы, взглядами, высказанными в другое время и в других произведениях. Если в тексте имеются противоречащие друг другу высказывания, то такой текст не может считаться научным.

Закон достаточного основания требует, чтобы теоретические положения, выводы автора были обоснованными, то есть имели бы под собой аргументы, подтверждающие их истинность. В качестве обоснований, или аргументов, могут выступать:

1) С сылки на факты, образующие последовательность, повторяющиеся во времени и в разных условиях. Такие факты можно рассматривать как проявление закономерности, что является веским аргументом при доказательстве. В качестве фактов в тексте можно рассматривать события в общественной жизни, явления в природе, случаи употребления терминов в языке, предметы, используемые в практической деятельности, высказывания отдельных учёных по определённой проблеме и др.;

2) Ссылки на законы природы или общественной жизни. Если мысль автора подтверждается законом природы (например, законом инерции, законом всемирного тяготения и т.п.), то она считается обоснованной. Таким же обоснованным считается высказывание об общественных явлениях, например, о низком уровне жизни некоторых категорий граждан, если оно подкрепляется ссылками на нарушение закона стоимости в пользу предпринимателей или на опережающий рост цен в сравнении с ростом заработной платы;

3) Ссылки на высказывания авторитетных учёных, создателей научных школ и направлений, в обобщённой форме выражающих суть идей этих школ, прочно утвердившихся в науке. Например, к высказываниям К.Леви-Строса, Ю.М.Лотмана или А.А.Потебни о языке стоит отнестись со вниманием. Мнения же В.М.Иванова или П.И.Сидорова по этим же вопросам интересны, но не имеют значительного веса;

4) Ссылки на соблюдение законов логики в доказательстве или при опровержениях, ссылки на соблюдение правил вывода в умозаключениях. Если автор ссылается на соответствие высказывания законам логики и подкрепляет это примерами, то его мнение можно считать обоснованным. Помимо трёх упомянутых законов логики есть ещё и четвёртый – закон исключённого третьего, который гласит, что из двух противоположных суждений только одно является истинным, а другое необходимо должно быть ложным. К примеру, суждения: «Клод Леви-Строс является основателем школы французского структурализма» и «Клод Леви-Строс не имеет никакого отношения к теории структурализма» противоположны. Следовательно, одно из них истинно, а второе должно быть ложным. Однако этот закон применяется, в основном, при рассуждениях, опровержениях, в юридической практике, в математических доказательствах. При определении текстов более важны три вышеупомянутых закона.

Что касается правил вывода в умозаключениях, то обычные люди, специалисты разных профессий соблюдают их интуитивно. Для повествовательного изложения этого достаточно, но для написания научного текста этого мало. Поэтому учёный должен знать эти правила – чтобы не делать ошибок в рассуждениях, а тем более в научном тексте. Правил посылок существует четыре:

1) Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключения;

2) Из двух частных посылок нельзя сделать заключения.

Например, из посылок:

Некоторые представители школы структурализма придерживаются взглядов К.Леви-Строса.

Некоторые учёные являются структуралистами.

- нельзя сделать правильного вывода, так как возможно, что часть учёных придерживается взглядов К.Леви-Строса, а другая часть – не придерживается. К тому же неясно, о ком идёт речь.

3) Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

Интересный пример использования этого правила в рассуждении имеется в творчестве великого русского писателя Л.Н.Толстого. В своём нравственно-религиозном трактате «Критика Догматического богословия» писатель опровергает позицию своего оппонента следующим образом. Теоретик богословия приводит такой силлогизм:

Бог весь во всём. (То есть Бог существует всегда в материи) Ничто не существует. (То есть антиматерия не существует)

_________________________________

Следовательно, Бог сотворил мир из Ничто.

Толстой иронизирует над позицией богослова, замечая: «Было время, когда Бог сотворил время» и указывая на нарушение им правил вывода. В этом силлогизме нарушено третье правило посылок, так как в заключении присутствует утвердительное суждение. Правильный вывод был бы таким: Бог не есть Ничто. Кроме этого, в аргументе богослова произошла подмена связки «есть» в посылках связкой «сотворил» в заключении. Эта подмена называется ошибкой учетверения терминов в силлогизме.(См. ниже первое правило терминов). Эта ошибка также могла вызвать иронию Толстого.

Такой пример показывает, что в художественных текстах допустимы образы, фантазии, метафоры, преувеличения и другие приёмы изображения. В научных текстах на первом месте стоят доказательность, опора на факты, точность высказываний. Толстой знал об этом и поэтому в научном трактате не использовал художественные приёмы составления текста.

4) Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным. Это правило аналогично предыдущему. Только здесь имеется в виду объём понятия, выражаемый в словах «некоторые» и «все».

Правил терминов существует три:

1) В каждом силлогизме должно быть только три термина;

2) Средний термин должен быть распределён по крайней мере в одной из посылок.

3) Термин не может быть распределён в заключении, если он не распределён в посылке. Например, из посылок:

Незнание лингвистом Е.М.Ивановым диалектики наносит ущерб науке.

Незнание Е.М.Ивановым диалектики несовместимо с наукой.

- нельзя сделать вывод: Всё несовместимое с наукой наносит ущерб науке, – так как здесь идёт речь только об одном из учёных и об одной из особенностей его мышления, а не обо всех.

Помимо доказательности, системности и логичности текст должен быть методологически продуманным и грамотно изложенным. Основные методы изложения научного материала – исторический, логический, аналитико-синтетический, моделирование, индукция и дедукция. Можно в одном из параграфов, например, сделать акцент на анализе, в другом – на моделировании. Важно только не делать «окрошку» из методов: если какой-либо метод взят за основу, то он должен прослеживаться на протяжении всего текста реферата.

Доказательность научного текста не исключает хорошего знания русского языка и использования определённых стилей изложения. Часто встречающейся ошибкой у аспирантов является увлечение историческим стилем изложения. Аспиранты истории возникновения и развития какого-либо учения, каких-то взглядов посвящают до 50-60 процентов всего текстового пространства, лишив себя возможности изложить суть проблемы и проанализировать её подробно. Историческому материалу следует уделять 10-15 процентов текста, понимая, что он лишь подготавливает читателя к анализу и уяснению научных данных реферата. Другой ошибкой при написании реферата является уклон к повествованию, то есть к нейтральной констатации разных научных положений, к перечислению фактов, событий и высказываний, которому приписывается аргументированность. Нейтрализм в изложении в таком случае не есть научная строгость. Скорее он говорит об отсутствии личной позиции автора при рассмотрении проблемы, о слабом воображении и недостаточном знании приёмов составления текста. Наконец, о плохой стилистике можно говорить, когда научный текст путается с журналистским или с литературно-художественным. И тот, и другой используют не принцип доказательности, а принцип выразительности. Для журналиста главное – привлечь внимание к тексту и поставить проблему в своём очерке, для литератора – художественными средствами нарисовать картину общественного явления или внутренней жизни своего героя. В научном тексте художественно-образные модели и сравнения могут присутствовать – но лишь как пояснение к основным идеям и фактам.

Хороший русский язык научного реферата выражается в следующих его особенностях. Термины в реферате должны быть понятными. Если впервые употребляется специфический научный термин, то он должен быть разъяснён. Предложения в тексте не должны быть слишком громоздкими, с большим количеством придаточных предложений, вводных слов. Размер предложения должен быть по возможности средним, не более двух-четырёх строк. Мысль предложения должна следовать за мыслью предыдущего предложения, вытекать из неё. Совокупность предложений должна содержать определённый ритм мыслей. Это значит, что письменная речь должна состоять из предложений определённой длины (коротких, средних и длинных), которые, чередуясь друг с другом, могут образовывать структуру текста, фигуры и группы высказываний, имеющие разную информационную насыщенность, художественные особенности и смысловую интонацию. Простые и недлинные предложения придают тексту стремительность и ясность,

доходчивость. Среднего размера предложения (включая сюда и сложносочинённые и сложноподчинённые предложения) делают текст более основательным, убедительным и разнообразным. Длинные по размеру предложения с большим количеством придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, создают впечатление громоздкости и витиеватости мыслей. Они замедляют изложение мыслей, затрудняют понимание текста.

Ввиду всего этого следует ориентироваться в изложении на средний размер предложений и их не слишком сложную структуру – чтобы добиться ясности текста. При этом не следует забывать, что умозаключения в тексте могут выражаться как через предложения, так и с помощью целых абзацев. Это значит, что в абзаце должна содержаться группа высказываний, которые выражают определённую мысль, или последовательность мыслей, касающихся одной проблемы. Такой абзац может быть рассмотрен как посылка умозаключения. Последующий абзац может содержать в себе иную мысль, которую автор может представить в виде второй посылки. Наконец, следующий абзац, логически вытекающий по содержанию из содержаний двух предыдущих, может быть представлен автором как вывод такого укрупнённого, или развёрнутого в мыслях, умозаключения. Такой логический приём делает текст убедительным, придаёт ему характер рассуждения, которое свидетельствует о том, что автор мыслит в тексте. Рассуждения в тексте, ссылки на факты, отдельные высказывания известных учёных, использование образных моделей, экскурсов, классификаций и делают текст научным. Такой текст можно назвать многофигурным, составленным из разного рода аргументированных источников. Всё это резко отличает научный стиль изложения от повествовательного, журналистского или исторического стилей, отличительными чертами которых являются простота высказываний, отсутствие глубоких мыслей и оригинальных авторских приёмов изложения.

Эстетическая выразительность текста означает, что он и в отдельных своих частях, и в целом содержит в себе гармонию, или красоту. Физики-теоретики утверждают, что Вселенная красива. Она содержит в себе симметрию и асимметрию, периодичность и случайность событий, скопления и разрежения материи, порядок и хаос. Всё это созерцаемое в природе разнообразие ещё древние греки называли гармонией небесных сфер. Другая особенность гармонии – совершенство пропорций и линий, лаконичная выразительность вещи или явления. Эту черту можно понять для себя, вспомнив слова французского скульптора Родена: «Совершенство – это не такое состояние, когда нечего больше добавить, но такое, когда нечего больше отсечь». Среди важных свойств гармонического начала можно назвать те, о которых говорил английский эстетик ХVIII века Бёрк. Он называл свойствами прекрасного средние размеры, неяркую окраску, гладкую, но не блестящую, поверхность, соразмерность частей внутри целого, симметрию и стройность.
Опираясь на эти представления, мы можем считать гармоничным текст, в котором содержание отдельных параграфов, сохраняя свою самостоятельность, образует гармоническую целостность отдельных глав, логическую связь параграфов и глав, и производит впечатление завершённой целостности и изящной простоты. Гармоничный текст всегда системен и всегда понятен. К достижению ясности и красоты текста, дополняющей его научную доказательность и фактологичность, аспиранту и следует стремиться.

При написании текста аспирант может использовать следующий приём. Когда пять-шесть страниц каждого параграфа главы будут написаны, следует расположить эти десять-двенадцать страниц текста на столе рядом друг с другом. В этом случае аспирант сможет увидеть свои предложения и абзацы в тексте визуально все сразу, в виде одной картины, состоящей из мыслей и аргументов. Он, подобно художнику, увидит преобладание в одной части картины, например голубого, а в другой части картины – жёлтого, в третьей части – зелёного цвета, которым соответствуют разного рода аргументы, методологические приёмы и научные данные. Наблюдая это, аспирант сможет подкорректировать содержание главы, добавляя в него или удаляя из него разные смысловые краски. За счёт этого можно добиться впечатления целостности текста, его гармоничности, содержащей в себе разнообразие внутри единого.

Таким образом, написание научного текста, содержащего в себе доказательность, логичность, методологические подходы, системность, грамотность и выразительность научного языка, эстетически воспринимаемую гармоничность, есть сложный процесс. Он требует длительной подготовки по сбору информации и продуманного плана работы. Он требует также использования не только научных приёмов изложения, но и интуитивного чутья, которое ведёт автора к научной истине и её гармоническому воплощению в тексте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...