Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социал-демократическая концепция.




Социал-демократия представляет собой весьма сложный и многоплановый феномен. Этим понятием принято обозначать теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал, а также те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно рассматривать и как социально-политическое движение и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений, существуют скандинавская и шведская модели, интегральный социализм, основывающийся на австромарксизме, выделяют фабианский социализм, гильдейский социализм и т.д. Все эти разновидности объединяются общим понятием «демократический социализм».

Теоретические основы социал-демократических идей были заложены немецким теоретиком Э. Бернштейном (1850-1932) в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию (пересмотр) классического марксизма. Впоследствии многие идеи Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма».

Популярность идей социал-демократии обусловлена их привлекательностью для широких слоев населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Швеция, Австрия, Норвегия и ряде других, где благодаря тому, что социал-демократы долгое время находились у власти, был достигнут высокий жизненный уровень населения и высокая степень его социальной защиты. В наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, вследствие чего скандинавская модель демократического социализма более известна под названием шведской модели. Основными особенностями шведской модели социализма являются: создание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры.

В последние два-три десятилетия в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. Партии демократического социализма все более решительно поддерживают институты, ценности и нормы либеральной демократии. В 70-80-е гг. большинство социал-демократических партий приняло новые программные документы. В их основе лежат следующие базовые установки: политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости и т.д.

В последние годы в социал-демократии все большую популярность получает положение, что государство благосостояния уже выполнило свои задачи и его необходимо заменить обществом благосостояния. Признается необходимость децентрализации функций и прерогатив государства по реализации социальных программ и их передачи местным властям и общественным институтам. Главную задачу социал-демократы видят в устранении мелочной государственной опеки. Государству отводится функция органа общего регулирования, решения глобальных внешних и внутренних проблем. При этом вопросы, касающееся здравоохранения, образования, жилищного хозяйства, организации труда, передаются в ведение муниципалитетов.

Центральное место в демократическом социализме занимает вопрос о соотношении целей и средств реформирования общества. Ключ к пониманию этой проблемы можно обнаружить в знаменитой фразе Э. Бернштейна «цель, какой бы она ни была, для меня ничто, а движение – все». Движению вперед, по пути прогресса, практике осуществления так называемых малых дел отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью.
Сегодня трудно провести сколько-нибудь четкие различия между социал-демократами и партиями других идейно-политических организаций. Многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достоянием. Но по-прежнему спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространятся на другие сферы, в частности, на экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство – величины субстанциональные и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.

Национализм. Фашизм.

Сущность национализма как политической идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этическим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в праве на существование. Идеология национализма постулирует приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.
Идеология национализма родилась в процессе распада средневековых государственных образований, формирования наций и образования национальных государств в Новое и Новейшее время. Первое значимое проявление и формирование национальной идеи относится к эпохе Великой Французской буржуазной революции. Именно тогда был четко выражен принцип суверенности нации как субъекта государственной жизни. Только государству принадлежит право устанавливать законы для граждан, человек же должен быть предан нации и наряду с правами имеет и определенные гражданские обязательства.

До середины XIX в. развитие национальной идеи в большинстве европейских стран было связано с идеями либерализма, то во второй половине века появился новый вид национализма – с сильными милитаристскими тенденциями, оказавший значительное воздействие на европейскую государственно-политическую жизнь.

В современном мире можно выделить такие формы национализма, как:
• политический национализм – как выражение тенденции к созданию собственного государства на основе осознания единства нации, ее истории, культуры, территории, интересов;

• культурный – как проявление стремления к сохранению своей духовной неповторимости и определенности;

• языковой – как защита важного фактора единства нации, укрепления и развития отношений между людьми, что связано с укреплением политического единства;

• экономический, который направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции и который чаще всего принимает форму протекционизма.


Понятие «фашизм» (от лат. fasio, итал. fasismo, fascio – пучок, связка, объединение) используется в двух значениях:

1. Как тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционной демократии (в Европе ХХ в. – это Португалия при режиме Салазара, Испания – при Франко, Италия – при Муссолини, Германия – при Гитлере).

2. Как идеология, теория и практика правоэкстремистского движения в 1920-1990-х гг. в Европе.

Характерные черты идеологии фашизма: антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и социального насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение «низших» народов и рас; оправдание геноцида последних.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...