Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение государства.




Лекция № 1 Государство как социальный институт

 

 

План

1. Происхождение государства.

2. Типология государств.

3. Признаки, функции государства и формы их осуществления.

4. Форма государства.

 

 

Происхождение государства.

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Причинами возникновения государства и права можно считать:

а) три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов);

б) появление частной собственности;

в) раскол общества на антагонис­тические классы.

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

- теологическую (религиозная, божественная);

- патриархальную (отеческая);

- договорную (естественно-правовая);

- органическую;

- психологическую;

- ирригационную;

- насилия (внутреннего и внешнего);

- экономическую (классовую).

Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы. В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др. Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поста­вили Хаммурапи править «черноголовыми».

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.). По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

Договорная теория возникновения государства. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор». Договорная теория возникновения государст­ва получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

- каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;

- в результате «войны всех против всех» неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили «общест­венный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;

- государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;

- обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

• люди образуют государство, как клетки - живой организм;

• государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

• между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, то есть самые разумно органи­зованные. В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Психологическая теория. Основоположником этой теории считается русский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

- желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

- желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д.;

- необходимость их обуздания.

Теория насилия. Насилие как главный фактор возник­новения государства выдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия: а) одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; б) одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика). Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» за­воеванных благ.

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация). Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу. Экономическая (классовая) теория возникновения государства. Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля); - возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть;

- для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

1. Первоначальный - это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. К данной группе теорий образования государства относится теологическая теория (А.Августин, Ф.Аквинский). Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству в связи, с чем они заключили между собой договор для общей пользы. Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами: а) военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

б) аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

в) плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

2. Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность. К подобному варианту образования государства относится:

- революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция - 1789, Россия - 1917, Китай -1947).;

- организационные изменения: 1922 г. - СССР и его распад, объединение Западной и Восточной Германии и др.);

- распад колоний: после Второй мировой войны возникло, таким образом, более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения:

- азиатский;

- европейский.

Для азиатского пути характерно:

- возникновение родоплеменной знати (трансформа­ция знати);

- экономическая основа - общественная и государственная собственность;

- политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

- чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников.

Для европейского пути характерно следующее:

- государство возникло до появления классов;

- насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии; - основой государства является частная собственность;

- классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

- определение политическое господство через богатство;

- административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

- государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура.

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы);

б) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

в) Германская - внешнее насилие.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей;

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;

4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;

5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

 

 

Типология государств.

Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Можно выделить два подхода к сущности государства:

1) классовый - здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса - отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

2) общесоциальный - здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь - это «служба» общественным интересам. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал. Государство - явление исключительно разностороннее, мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различ­ные системы его классификации.

Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Формационная типология.

Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях.

Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие:

а) частной собственности;

б) классов;

в) товарного производства.

При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит. Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

Цивилизационная типология.

Эта типология связана с понятием «цивилизация». В самом общем виде понятие «цивилизации» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания, соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индская, эгейская и др.).

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...