Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Содержательные элементы духовной жизни общества.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Программа и планы семинарских занятий

Для студентов специальности 020300 «Социология» и 022100

«Социальная работа»

Курган 2002

Кафедра социологии и социальной работы

Дисциплина: «Социология культуры»

Составитель: кандидат философских наук, доцент Н.В. Шихардин

Утверждены на заседании кафедры 8 мая 2002 г.

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

«_____» ____________________2002 г.

Введение

Понятие «культура» включает различные стороны жизни общества и деятельности человека, что привело к формированию дисциплин, располагающих особыми методами, научным аппаратом, терминологией. На протяжении жизни человек живет в мире культуры, через который он формируется как личность, обретает возможность понять принципы устройства окружающего мира и своё место в этом мире. Вживание во внутренний смысл произведений и явлений культуры необходимо каждому образованному человеку, но наряду с понимающим вхождением в культуру необходим и объясняющий подход. Человек должен не только усвоить культурные ценности, но и критически их осмыслить, понять место духовных явлений в жизни общества. Критическое и аналитическое понимание культурных явлений – главная задача социологии культуры.

ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»

Тема 1. Понятие культуры. Культура как объект социального познания.

Что такое культура? Культура и «некультура». Культура как уровень развития и как занятие изящными искусствами. Культура как многообразие и самобытность различных обществ. Культура как сфера деятельности. Разнообразие определений культуры как отражение её многозначности. Культура как самовоспроизводящаяся система, её сущностные свойства (множественность, целостность, многомерность). Материальная и духовная культура.

Культура как предмет изучения. Философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры. Культуроведение как знание истории культуры, многообразия и специфики различных культур, смыслового содержания культуры. Культурология как наука о месте культуры в регуляции жизнедеятельности общества, группы, индивида. Философия культуры как способ её познания.

Основные задачи социологии культуры: изучение структуры и динамики духовной жизни, принципов функционирования культуры, взаимодействия между различными культурными общностями. Место социологии культуры в ряду культурологических и социологических дисциплин. Соотношение социологии культуры и социологий религии, искусства, знания, морали, образования, истории культуры, социальной психологии и т.д.

 

 

Тема 2. Функции культуры.

Полифункциональность культуры. Классификация функций культуры. Явные и латентные функции культурных процессов и явлений. Проявления дисфункциональности в различных сферах культуры.

Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний. Историческая эволюция этой функции. Индустрия знаний и информации в современном мире.

Функция накопления хранения и передачи норм, ценностей, значений и знаний. Культура как «хранитель времени». Культурная организация социальной памяти и отсчета времени: циклы повторений, календарь, праздники. Избирательность культурной памяти. Принципы сохранения и утраты элементов прошлого.

Понятие «культурное наследие». Средства накопления и хранения прошлого опыта: индивидуальная и коллективная память, язык, текст, искусство, ритуал, канон. Воспроизводство духовного процесса. Преемственность и традиции. Традиционные культуры.

Функция целеполагания. Культура и смысл человеческого бытия. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизни и деятельности.

Коммуникативная функция. Роль культуры в дифференциации и интеграции общества. Концепция Г. Маклуэна о роли коммуникативных технологий в истории культуры.

Социализирующая функция. Культурный механизм социализации. Статусное значение культурных норм в различной социальной среде. Мода и престижное потребление как символы статуса. Статусная символика в различных субкультурах.

Игровая функция. Природа и значение игры как функции культуры и явления культуры. Принципы игрового поведения. Игровой компонент в различных сферах деятельности человека. Типология игр. Й. Хейзинга о роли игры в жизни общества.

 

 

Тема 3. Становление и основные этапы развития социологии культуры.

Социальные и философские предпосылки формирования социологии культуры как самостоятельной дисциплины. Просветительские концепции культуры как процесса её распространения и приобщения к ней населения. Значение просветительства.

Эволюционистский подход к культуре как процессу постоянного усложнения и совершенствования общества. Работы Л. Моргана, Э. Тэйлора, Г. Спенсера. Критика эволюционизма.

Социологическая концепция культуры М. Вебера. Концепция «идеальных типов» в культуре. М. Вебер о духовных факторах развития общества.

Структурно-функциональный подход к культуре как системе взаимосвязанных функций. Концепции Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р. Мертона. Место функционализма в методологии изучения культуры.

Социологизаторский подход к анализу культуры. Роль марксизма в развитии классового анализа культуры, в выявлении роли труда в формировании духовной жизни.

Цивилизационный подход к изучению культуры. Концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, П. А. Сорокина, А. Тойнби.

Роль этнографических исследований в изучении культуры.

Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда и К. Юнга.

Основные направления анализа культуры в современной социологии: структурализм, семиотика, экзистенциализм, неомарксизм, постмодернизм.

 

 

Тема 4. Культура как сфера духовного производства.

Культура и деятельность. Культура как система регуляции деятельности и поведения. Культурные факторы хозяйственной, политической, научной, образовательной и других сфер деятельности.

Различия между природными, социальными, технологическими и духовными факторами производства. Духовное производство как создание, распространение, освоение и хранение духовных ценностей, знаний, норм, значений. Специфика духовного производства: роль субъективного фактора, роль уникальных образцов. Материальное обеспечение духовного производства. Соотношение материальных и духовных факторов.

Социальная структура духовного производства. Культурная деятельность элиты и народных масс. Интеллигенция. Культурные центры и периферия. Соотношение культуры и классовых структур. Институциональная структура культуры.

Тема 5. Содержательные элементы духовной жизни общества.

Аффективное и культурно-регулируемое поведение. Обычаи как привычные образцы поведения. Социальные нормы как средство культурной регуляции. Классификация норм. Санкционирование норм. Нарушение норм и смена стереотипов. Отношение индивида к принятым нормам.

Ценности как выбор объекта или состояния, имеющих особое позитивное значение. Классификация ценностей. Отдельные типы ценностей в разных культурах: семья, труд, красота, богатство и т.д. Прагматизм как ценность в разных культурах. Механизм действия ценностей через возвышение статуса особых действий или состояний человека, качеств окружающего мира.

Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. Антиномичные ориентации: быть – иметь, разум-чувство, богатство – аскетизм, труд – досуг и т.д. Социальные распределения ценностных ориентаций. Проблема существования классовых ценностей. Отчуждение и аномия в различных видах общества Аномия как разлад в структуре регуляции деятельности. Отчуждение в культурной жизни.

Знание как элемент культуры. Типы знаний: практическое, духовное, эмпирическое, теоретическое. Культурные факторы формирования сознания и функционирования знаний. Знание и вера. Знание и информация. Социология знания в системе социологии культуры.

Значение как элемент культуры, как культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации жизнедеятельности. Язык, ритуал, символы, знаковые системы как средства фиксации и передачи значений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...