Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксис – порядок построения словосочетаний, предложений




*для развития речи

*для умения выразить мысль

При изучении синтаксиса устанавливаются связи между другими разделами языка и знания систематизируются. Синтаксическими единицами, которые изучаются в начальной школе являются словосочетания и предложения.

Задачи:

1.Познакомить с синтаксическими единицами, раскрыть роль предложения и словосочетания в русскому языке

2.Заложить основы пунктуационных умений, навыков

3.научить правильно использовать интонацию и передавать её в устной и письменной речи

4.Развивать синтаксический уровень речи школьников, их способность правильно и точно выражать свои мысли

Методика работы над словосочетанием:

Словосочетание -два слова или более, связанные между собой по смыслу

Словосочетания не оформляются интонационно, не является единицей общения, и не содержит обращения или утверждения

Не являются словосочетанием:

-подлежащее и сказуемое (между ними не подчинительные отношения)

-сочетания однородных членов (между ними не подчинительные отношения)

-сочетания служебных и знаменательных слов (вследствие болезни, только ветер, буду учителем)

Этапы работы над словосочетанием:

1.Подготовительный (1 класс)

*словосочетания используются для описания предметов (арбуз какой? сочный)

2.Ознакомительный (2 класс)

*словосочетания во 2 классе изучается внутри темы предложения

Знания, которые должны получить дети:

-словосочетание состоит из 2 или более слов, связанных между собой по смыслу

-формируется умение выделять словосочетание из предложения:

*от подлежащего вопрос

*вопрос от сказуемого

*вопрос от второстепенных членов

3.Основной этап (3 класс)

-словосочетание состоит из главного и зависимого слова

Дети учатся находить главные и зависимые слова по вопросу (расцветут где? Когда?)

4.Заключительный (4 класс)

Словосочетанию уделяется большое внимание при изучении падежей существительных, прилагательных, при правописании родовых, падежных существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов и при правописании предлогов.

Методика работы над предложением:

Предложение – одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль

Признаки предложения:

-выражает законченную мысль

-имеют интонационное оформление

-может содержать обращение/утверждение

В работе над предложением

-формируется понятие

-рассматривается структура предложения (основа предложения (главные члены) и второстепенные члены

-формирование умения характеризовать, классифицировать и составлять предложения, разные по цели высказывания, по эмоциональной раскраске, по структуре, по наличию второстепенных членов

ТИПЫ предложений:

*по цели высказывания

-повествовательные – сообщение информации (весна пришла)

-вопросительные – получение информации (весна пришла?)

-побудительные – побуждение к действию (весна приходи!)

*по эмоциональной окраске все типы предложений по цели высказывания могут быть восклицательными (эмоционально-окрашенными) так и не восклицательными

*по структуре – простые и сложные (одна или несколько грамматических основ) сложные – ССП, СПП,БСП

*по наличию второстепенных членов распространённые и нераспространённые

* по наличию главных членов – односоставные и двусоставные

*по наличию осложняющих элементов – осложнённые и неосложнённые

*и др.

 

Этапы работы над предложением:

Класс (период ОГ)

Знания:

-речь состоит из предложений

-предложение выражает законченную мысль

-в предложении о ком-то что-то говорится

-предложение обозначается схемой

-в конце предложения голос понижается, между предложениями делаются паузы

-предложение состоит из слов

-слова в предложении связаны по смыслу

Умения:

-выделять предложения из потока речи

-отличать предложение от слова и словосочетания (без терминов)

-определять о ком, о чем говорится в предложении, что говорится

-составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по опорным словам, на тему

-правильно оформлять предложение на письме

Класс

Знания:

-термин и определение предложения (с эмпирического уровня поднимаются на понятийный)

-знаки препинания в конце предложения (.?!)

-главные члены предложения – подлежащее, сказуемое (термин, определение)

-члены предложения, второстепенные члены, распространенное/нераспространённое

Умения:

--правильно читать предложения с нужной интонацией

-находить главные члены предложения (частичный синтаксический разбор)

-выделять слова, зависимые от главных членов предложения

-наращивать и свёртывать синтаксические конструкции

Класс

Знания:

-виды предложений по цели высказывания и по интонации (нужно показать, что любое предложение по цели может быть восклицательным и невосклицательным (весна пришла! Выходи из круга вон.)

-второстепенные члены

-простое/сложное предложение

Умения:

-характеризовать предложение по цели высказывания и интонации

-выделять из предложения словосочетания

-составлять схему предложения-составлять предложения по схеме

-выполнять синтаксический разбор

 

Класс

Знания:

-однородные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову)

-произносятся с интонацией перечисления

-знаки препинания при однородных членах предложения

-наблюдают за сложными предложениями, но понятие не вводится

Умения:

-читать предложения с однородными членами

-находить однородные члены предложения

-составлять предложения с однородными членами предложения

-ставить знаки препинания при однородных членах (союзы а, но, и)

ВИДЫ работ при изучении предложения:

1.Проведение графического диктанта: учитель диктует текст по предложениям, ученики обозначают каждое предложение схемой

2.Восстановление деформированного предложения (на, распустились, листочки, клейкие, деревьях)

3.Распространение предложения

4.Исправление стиля (на деревьях распустились листочки клейкие)

5.Синтаксический разбор: полный, неполный

УРОВНЕВАЯ СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...