Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология культуры»




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

  Утверждаю Декан гуманитарногофакультета __________________ И.А. Батанина «____» _________________ 2012 г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Направление подготовки 040100 Социология

 

Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры

на макро- и микроуровнях

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр 040100 Социология

 

Форма обучения: (очная)

 

Тула 2012 г.

ЛИСТ

Согласования рабочей программы

Рабочая программа составлена доцентом Т.А.Хавронюк и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № от «» 20г.

 

Зав. кафедройИ.А. Батанина

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ГОУ ВПО ТулГУ

 

__________ _____________ ______

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.

 

Инженер УМУ __________ О.И. Зайцев ______ личная подпись дата

Содержание

 

1 Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная антропология». 4

4 Содержание и структура дисциплины.. 5

4.1. Содержание разделов дисциплины.. 5

4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 13

4.3 Темы, выносимые на лекции. 14

4.4 Лабораторные работы.. 14

4.5 Практические занятия (семинары) 15

5 Образовательные технологии. 17

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 17

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 18

7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 21

8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 22

8.1 Основная литература. 22

8.2 Дополнительная литература. 22

8.3 Периодические издания. 24

8.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 24

8.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 25

8.6 Методические указания к практическим занятиям.. 25

8.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 25

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология культуры» являются овладение содержанием основных концепций и терминов, используемых при изучении социологии культуры; формирование представлений о социальных закономерностях развития культуры и формах их проявления в человеческой деятельности; овладение социокультурным подходом анализа явлений общественной жизни, исследование воздействия культуры на общество и социальное поведение человека; приобретение знаний в области социологического анализа социокультурных процессов.

 

 

Задачами освоения дисциплины являются

- передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области социологии культуры.

- формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении дисциплины социологии культуры.

-- формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.

- развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты социокультурного взаимодействия.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Социология культуры» относится к вариативной части профессионального учебного цикла – В3

Для освоения данной дисциплины и для написания КР необходимы базовые знания, умения и навыки, формируемые в процессе изучения следующих дисциплин и модулей:

Курс «Социология культуры» логически и содержательно-методически связан с такими дисциплинами:

- «Теоретическая социология» (1-3 семестры) – представления о специфике социальной жизни, особенностях и формах социального взаимодействия, структуре общества, социальных процессах, а также навыки изучения и анализа общества;

- «Психология» (1 семестр) – знания о специфике процессов передачи и восприятия информации, психологических закономерностях общения людей, структуре и основных психологических параметрах личности;

- «Русский язык и культура речи» (2 семестр) – знание русского языка и культуры речи, владение базовыми навыками использования средств вербальной коммуникации;

- «Социология семьи» - (4 семестр) изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

- «Социология образования» - (4 семестр) - образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами., образование как многоуровневая система, функционирующая в четырех основных и взаимосвязанных формах

- «Социология духовной жизни – (4семестр) выявление сущности, специфики и структуры духовной жизни общества, методологических основ и методы изучения духовности в обществе;

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология культуры»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

б) профессиональных (ПК):

производственно-прикладная деятельность:

-- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК -5)

В результате изучения дисциплины студент должен

1. Знать:

- специфику своей профессиональной деятельности (ОК-8)

 

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК- 10)

2. уметь:

производственно-прикладная деятельность:

-- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК -5)

3. В ладеть:

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

 

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. Объект и предмет социологии культуры

1.1 Различные подходы к изучению культуры

1.2 Предметное поле социологии культуры, ее категории и законы

1.3 Социальное бытие специализированной культуры как объект дисциплины

1.4 Междисциплинарные связи социологии культуры

1.5 Место курса в профессиональной подготовке социолога

2. Основные концепции социологии культуры

2.1 Главные направления и этапы становления и развития социологии культуры

2.2 Просветительские концепции социологии культуры

2.3 Эволюционистские концепции

2.4 Цивилизационная концепция

2.5 Марксистская концепция

2.6 Социокультурные учения XX века (П.А.Сорокин, Г.Маркузе, К.Манхейм)

3. Морфология культуры

3.1 Культура – структурный элемент общественной системы

3.2 Функции культуры: упорядочение, ориентация, организация социальной жизни

3.3 Элементы культуры социума

3.4 Повседневная «массовая» и «высокая» культура

3.5 Соотношение повседневной и «высокой» культуры; элитарной и массовой; светской и религиозной; народной и этнокультур.

3.7 Контркультура

3.8 Типология культур общества

3.9 Взаимодействие культур

4. Субъекты и институты специализированной культуры

4.1.Социальная и культурная среда и ее элементы

4.2. Творчество как неотъемлемое качество культуры

4.3. Интеллигенция и ее роль в развитии культуры общества

4.4. Институты специализированной культуры и современные требования к ним

4.5. Рекрутирование работников институтов высокой культуры в современных условиях

4.6. Мировоззренческие, экономические, функциональные отношения творческого сообщества с социальной средой и органами государства

4.7. Отечественный опыт государственной поддержки творческих организаций и мировая практика

5. Личность творца

5.1. Специфика творчества в науке, искусстве и социальной жизни

5.2. Свобода и необходимость в процессе творчества

5.3. Развитие и реализация духовных потребностей в творческом процессе

5.4. Формирование и стимулирование творческой личности в системе высшего профессионального образования

5.5. Культура свободного времени как фактор формирования личности творца

6. Наука как социальный институт: научное сообщество, научные революции, научный потенциал страны

6.1. Наука – атрибут специализированной культуры

6.2. Роль науки в динамике социальных процессов. Современные методы оценки эффективности научной продукции.

6.3. Возрастание значения социально-гуманитарных наук в постиндустриальной цивилизации

6.4. Российское научное сообщество. Факторы уменьшения научного потенциала

6.5. Государство и наука. Проблема «утечки умов» из России

6.6. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты.

7. Система образования как социокультурный институт: функции, современные задачи, проблемы функционирования и развития

7.1. Учебно-познавательная функция образования

7.2. Воспитательная функция образования

7.3. Селективная функция образования

7.4. Образование и профессионализация населения

7.5. Экономическое обеспечение образования

7.6. Государственная политика в области образования

7.7. Рынок образовательных услуг в современной России

7.8. Система образования как механизм социализации культуры

8. Идеология и культура

8.1. Активная роль идеологии в культуре

8.2. Идеология как система целей и ценностей человека

8.3. Идеология как средство манипулирования общественным сознанием

8.4. Концепции деидеологизации и реидеолгизации

8.5. Идеологический плюрализм, его сильные и слабые стороны

8.6. Информирование, пропаганда и агитация в современных условиях.

9. Художественная культура: формы и субъекты творчества

9.1. Искусство как феномен культуры

9.2. Полифункциональность искусства

9.3. Искусство –центральное звено художественной культуры

9.4. Литература как социальный институт

9.5. Отечественные традиции художественной культуры

9.6. Социокультурные последствия коммерциализации художественной культуры

10. Религия и культура

10.1. Религия как направление духовной культуры

10.2. Два противоположных понимания роли религии в развитии общества и цивилизации

10.3. Интегрирующая и дезинтегрирующая стороны религии в культуре общества

10.5. Отношения государства и церкви в вопросах культуры

10.6. Отношения науки и религии

11. Социокультурные функции средств массовой коммуникации

11.1. Понятия средств массовой коммуникации и средств массовой информации (масс-медиа)

11.2. Структура и социальные функции электронных средств массовой коммуникации

11.3. Воздействие масс-медиа на социализацию и инкультурацию личности

11.4. Современное телерадиовещание: позитивные и негативные стороны деятельности

11.5. Аудитория кино и телевидения

11.6. Интернет и его роль в социализации личности

11.7. Социокультурная роль книги в жизни общества

11.8. Социальная опасность информационного тоталитаризма

12. Культура и рынок

12.1. Взаимодействие культуры и экономики

12.2. Вхождение культуры в рыночные отношения

12.3. Коммерческий и некоммерческий секторы культуры

12.4. Культурный менеджмент и шоу-бизнес

12.5. Маркетинг художественной продукции

12.6. Социальная характеристика потребителей культурной продукции

12.7. Роль рекламы в сфере культуры

13. Управление культурой

13.1. Составные части культурного процесса: производство, хранение, распределение, потребление культуры

13.2. Механизмы социокультурной регуляции

13.3. Органы управления культурой

13.4. Государственная культурная политика, ее задачи, направления, методы.

13.5. Управление культурой и интересы личности

13.6. Саморегулирование культурной деятельности

14. Культура России: традиции и современность

14.1. Культурное многообразие России и его истоки

14.2. Основные периоды культурного развития России

14.3. Традиции русской культуры

14.4. Современные социокультурные проблемы в России

14.5. Снижение уровня социокультурной среды

14.6. Усиление культурной разнородности населения

14.7. Вестернизация культуры, опасность «культурного империализма»

14.8. Перспективы культурного возрождения российского общества

14.9. Роль русского языка в прогрессе культуры

14.10. Соборность как нравственное единство нации

15. Методы социокультурного исследования

15.1. Социокультурное исследование: цели, задачи, принципы

15.2. требования к социокультурному исследованию

15.3. Виды социокультурных исследований

15.4. Анкетирование, интервьюирование

15.5. Изучение документов: контент-анализ программ телевидения, репертуаров театров, кинотеатров, выставок

15.6. Опрос экспертов

15.7. Опрос «фокус-групп»

15.8. Качественные методы анализа в социокультурном исследовании

16. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей.

16.1. Понятие деловой культуры

16.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России.

16.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия

17. Культура свободного времени и личность.

17.1. Понятие культуры свободного времени

17.2. Динамика показателей культуры свободного времени.

17.3. Проблемы регулирования свободного времени.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...