Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление процессом спортивной тренировки




 

Управление спортивной тренировкой — это постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач; определе­ние методов, средств и путей решения этих задач; организация учебно-тренировочного процесса и др.

В управление спортивной тренировкой входит:

— планирование тренировочного процесса;

— текущий контроль за процессом тренировки и состоянием трени­рованности;

— обобщение и анализ данных контроля и внесение необходимых коррективов в планирование (как в задачи плана, так и в способы их реализации).

В практике волейбола принято различать многолетнее, перспектив­ное, годичное и текущее планирование.

Многолетнее планирование охватывает обычно в среднем 12-15 лет и предусматривает последовательно этапы отбора и обучения, базовой тренировки и спортивного совершенствования.

Перспективное планирование обычно охватывает четырехлетний цикл, основу которого составляет календарь соревнований. Исходя из него определяются задания по годам, распределение средств трениро­вок, динамика тренировочных и соревновательных нагрузок, опреде­ляются периоды подготовки внутри годовых циклов и др.

 

 

В годовом плане более детально определяются задачи, средства, ме­тоды периодов подготовки, динамика тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, организация тренировочного процесса и др.

Текущее планирование составляют месячные, недельные циклы, которые называют мезоциклами и микроциклами (содержание выше­перечисленных видов планирования подробно изложено в разделе 6.3.2.).

Текущий контроль за процессом тренировки волейболистов и состо­янием спортсменов включает:

— учет и анализ проделанной работы по дневникам тренера и спорт­смена, по журналам тренера, по графикам тренировочных нагрузок, отчетам научных групп и др.;

— оценку переносимости волейболистом тренировочной нагрузки на основании своевременной, объективной, исчерпывающей инфор­мации по данным тестирования подготовленности спортсмена, а также на основании педагогических наблюдений тренера и субъективных ощу­щений спортсмена;

— оценку функционального состояния организма волейболиста по данным медико-биологических проб(тестов);

— оценку уровня развития физических качеств и технико-тактической подготовленности волейболиста по данным регулярного тестирования;

— самоконтроль спортсмена;

— врачебный контроль, состоящий из ежегодного диспансерного обследования и тщательного осмотра врачами-специалистами (содер­жание и организация контроля за процессом тренировки и состоянием тренированности волейболистов подробно изложены в разделе 6.3.3.).

Методы контроля

Метод педагогического наблюдения используют в процессе занятий и соревнований. Тренер наблюдает за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят трени­ровочные и соревновательные нагрузки.

Метод объективной опенки рекомендуется для оценки качествен­ных сдвигов. Он базируется на применении различных регистрирующих приборов и приспособлений, кино, видеомагнитофонных и компью­терных записей, системы контрольных упражнений по видам подго­товки и контрольных заданий в соревнованиях.

Методы экспертных опенок используют для оценок тех показате­лей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка действий при страховке, проявление инициативы, решительности и т.д.), а также для комплексной оценки подготовленности игроков по видам подготовки и участия в тренировочных занятиях и соревнованиях. Обычно применяют пятибалльную систему оценок («5» — отлично, «4» — хоро­шо, «З» — удовлетворительно, «2» — плохо).

 

 

 

Метод анализа и синтеза — основной метод педагогического конт­роля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером дея­тельности прямо пропорциональна точности анализа данных педагоги­ческих наблюдений и учета, а также правильности синтеза, т.е. безоши­бочность применяемых тренером решений, получаемых на основе дан­ных анализа. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать планирование подготовки. Например, годовой план подготовки корректируется столько раз в году, сколько имеется рабо­чих планов, так как анализ предыдущего рабочего плана дает возмож­ность внести коррективы при составлении очередного.

 

Физическая подготовка

 

Волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех техни­ческих и тактических элементов требует точности и целенаправленнос­ти движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптималь­ную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при дли­тельном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющу­юся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности во­лейболистов объясняется и следующими факторами:

1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует ново­го уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; по­вышение атакующего потенциал за счет быстрых перемещений и повы­шенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

2. Постоянный рост уровня развития физических качеств — непре­менное условие для повышения тренировочных нагрузок.

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех сво­их аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль физи­ческой подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражаю­щиеся прежде всего в специальной направленности (табл. 14, 15).

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и спе­циальную (СФП).

 

 

Таблица 14

 

Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в многолетнем тренировочном процессе волейболистов (%)

 

Средства физической подготовки Квалификация
111-П разряд 11-1 разряд I р - мс МС - МСМК
Упражнения ОФП 70 - 80 50 - 60 30 - 40 20 - 30
Упражнения СФП 20 - 30 40 - 50 60 - 70 70 -80

Т а б л и ц а 15

Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле подготовки квалифицированных волейболистов (%)

 

Средства физической подготовки Периодизация годичного цикла
подготовительный период соревновательный период переходный период
Упражнения ОФП      
Упражнения СФП      

 

Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является по­вышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:

1. Разностороннее физическое развитие

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата

3. Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.

5. Повышение психологической подготовленности.

6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тре­нировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнооб­разных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отяго­щения, природные материалы и др.

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнасти­ческие упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, пла­вание, лыжный бег и др.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает

 

 

 

возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в орга­низме.

Общая физическая подготовка проводится на 1 -м этапе подготови­тельного периода, в небольших объемах — на специальноподготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

В группах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выра­женная периодизация (команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов и др.) в начале годичного цикла подготовки прово­дится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.

Специальная физическая подготовка. СФП является средством спе­циализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:

1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;

быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, иг­ровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.

2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.

3. Повышение психологической подготовленности.

4. Создание условий для восстановления организма после трениро­вочных и соревновательных нагрузок.

Основными средствами СФП являются: соревновательное упраж­нение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышеч­ных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются техничес­кие приемы и развиваются специальные физические качества.

Специальная физическая подготовка в основном, имеет место в го­дичном цикле подготовки на специально-подготовительном, предсоревновательном этапах и в небольшом объеме в соревновательном периоде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...