Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция Школы свободного развития




Концепция Школы свободного развития

Предназначение человека – выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира.

Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен. Многие учащиеся занимаются с опережением возрастных образовательных стандартов. Дети не только усваивают обычные знания, но и становятся конструкторами своего образования: ставят цели и задачи по каждому предмету, учатся их достигать и осознавать свои результаты.

Развитие творческих способностей. Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами. Обучение носит ситуативный характер, то есть состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы.

Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.


Фрагмент программы по метапредмету " Числа" (1 класс).

Тема " Нуль".

Что такое нуль? Чего в мире (вокруг нас) нуль? Число ли это? Числа 1, 2, 3 и др. - натуральные (природные). Можно ли нуль назвать натуральным? Есть ли в природе что-либо, соответствующее нулю? (Долгое время математики не считали нуль числом).

Какого цвета нуль? Каков его характер? Оживление нуля. Сочинение сказки про нуль. Как его можно получить? Из чего он состоит? Можно ли получить нуль сложением? (0+0=0), вычитанием? 3-(-3)=0. Заполнение математического домика для нуля (в трех окнах на каждом этаже ученики пишут все возможные примеры на сложение и вычитание с числами от 0 до 10 с обязательным ответом 0).

Какая геометрическая фигура соответствует нулю? По форме, по смыслу? Нуль и круг. Нуль и точка. Нуль и линия. Что противоположно нулю? Понятия бесконечности, множества.

Обозначение нуля. В древних индийских рукописях нуль обозначали точкой. В римской нумерации нет знака для нуля. Гипотеза: в славянской нумерации нулю соответствует вторая буква алфавита - " буки", почему? Гипотеза: современный знак 0 возник от греческого слова " ouden", что означает " ничто". Каковы другие версии?

Путешествие по числовому ряду. Что находится по другую сторону от нуля? Зазеркалье. Отрицательные числа.

0 и 10 - их сходство и отличие. Что может сделать нуль, поставленный справа от других цифр?

Нуль – то, что стоит перед единицей. А что стоит перед первой буквой алфавита? Перед первым днем недели? Перед первым человеком?

Заповеди учителя Школы свободного развития

Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.

1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.

2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.

3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью – рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.

4. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАИСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАИ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.

7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь " переводчиком" всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.

Свободное развитие как педагогическое направление имеет модификацию в эвристическом обучении, позволяющем ученикам не просто гармонично развиваться, но действовать продуктивно, то есть создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества[27].

Школа М. П. Щетинина. Методика " погружения" чаще всего связывается с экспериментами Михаила Петровича Щетинина, учителя, академика Российской академии образования.

Основные принципы обучения в данной системе:

1. Каждый человек (" чело" веков, то есть ум столетий) - источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.

2. Опора на понятие доминанты, введенного русским ученым А. А. Ухтомским. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.

3. Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы: годовые, недельные, индивидуальные ритмы человека).

В обычной школе ученику за перемену трудно перейти от одной темы к другой, переключиться с математики на русский язык. В основе школы М. П. Щетинина лежит система " погружения". Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное " погружение" в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: " тихие – громкие", " образные – логические" и т. д.

Согласно исследованиям А. А. Остапенко[28], существуют различные модели " погружения":

1. Модели, предшествующие концентрированному обучению:

Параллельная система обучения.

Интегрированные уроки.

Интегрированные дни.

2. " Погружение" как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.

3. " Погружение" как модель длительного занятия одним или несколькими предметами:

· Погружение в предмет или однопредметное " погружение".

· Двухпредметная система " погружения".

· Тематическое " погружение" или" погружение" в образ.

· Эвристическое (метапредметное) " погружение".

· Погружение в сравнение или межпредметное" погружение".

· Погружение в культуру.

· Погружение как компонент коллективного способа обучения.

· Выездное " погружение".

· Цикловая или «конвейерная» система преподавания.

Система ученических кафедр – форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), выполняют углублённое изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

На выбранной кафедре дети могут «погрузиться» в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:

· Я учусь (изучаю предмет).

· Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).

· Я учу (взаимообучение учеников).

· Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих " погружений" проводятся в разновозрастном режиме. Например, в " погружении" по одному разделу курса (например, механика в курсе физики), одновременно участвуют школьники 7-10 классов, но каждый из них участвует в " погружении" по данному разделу первый, второй, третий или четвёртый раз. Соответственно, уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга.

Элементы педагогической системы " погружения":

· чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;

· многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;

· наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников обеспечивается либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие – организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;

· систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем - концептов;

· совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;

· система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Развитие данной формы обучения в креативном направлении позволило разработать особую технологию эвристического " погружения" [29] и применить её для конструирования учебных курсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...