Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книгопечатние старообрядцев белокриницкой иерархии.




Наиболее широкую сеть типографий после 1905 г. создали старообрядцы белокриницкой иерархии. Уже в 1905 г. ими было подано прошение на заведение собственной типографии в г. Уральске. Ее создание происходило при содействии, а может быть и по инициативе, епископа Уральского и Оренбургского Арсения (А. В. Швецов), идеолога возрождения книгопечатания у поповцев во второй половине XIX в. Только его издательским опытом и возможностями главы епархии можно объяснить столь стремительное и масштабное развертывание типографии. Она начинала свою работу всего на двух ручных станках. Ко времени смерти Арсения (1908) типография стала одним из крупнейших, если не самым крупным, старообрядческим заведением подобного рода. К началу 1909 г. она имела сложную производственную структуру, существовали самостоятельные отделения: наборное, машинное, корректурное, переплетное, штамповальное и стереотипное. Там же в типографии отливались и оригинальные изящные уральские шрифты, благодаря которым ее издания невозможно спутать ни с какими другими. К этому времени типография располагала уже большими скоропечатными и, усовершенствованными местными мастерами, переплетными станками.

Владелец типографии внимательно следил за развитием печатной техники. В 1910–11 гг. было произведено переоборудование производства – приобретены шесть типографских станков новой конструкции, работавшие на пару. К этому моменту в типографии трудилось около 70 человек. Она функционировала, видимо, до 1917 г.

В типографии наряду с церковно-славянским, печатали литературу и гражданским шрифтом. Общее количество изданий, выпущенных за время деятельности типографии определить сложно, но для характеристики масштабов ее деятельности, укажем, что только за половину 1909 г. в ней было напечатано 15 книг, не считая отдельных канонов.

В 1906 г. старообрядцы белокриницкой иерархии во главе с епископом Нижегородским Иннокентием (И.Г.Усов) в Нижнем Новгороде стали издавать журнал «Старообрядец» на базе типографии товарищества И.М.Машистова. Возможно, там же были напечатаны книги, подготовленные к изданию редколлегией журнала.

Не позднее начала 1908 г. они организовали свою типографию. Ее владельцем был В.Г.Усов, брат епископа Иннокентия. В этой типографии издавался журнал «Старообрядцы» и книги, печатавшиеся как приложение к журналу. Вероятно, она прекратила свое существование в 1910 г., так как Усов уехал из Нижнего Новгорода.

В 1907 г. в Москве была открыта типография крупного промышленника, почетного попечителя Рогожского кладбища П.П.Рябушинского. К 1913 г. типография являлась одним из крупнейших издательских заведений. Ее оборудование состояло из 2 ротационных машин, 6 типографских паровых станков, 4 типографских ручных станков, 3 американок, 10 наборных машин, 6 стереотипных аппаратов, 2 литографических камней, 1 комплекта форм для литья литер, 53 комплектов матриц, 1676 пудов 33 фунтов шрифта.

Старообрядческие издания печатались в типографии как кириллическим, так и гражданским шрифтом. Несмотря на то, что Рябушинский приналежал к белокриницкой церкви, в своей типографии он печатал на заказ книги и для других согласий. Так, например, в 1910 г. в его типографии была издана книга «О правдивой единости» Захарии Копыстенского по заказу поморцев, у которых к этому времени еще не было своей типографии.

Много книг печаталось по заказу издательства Братства Честного и Животворящего креста, редакции журнала «Старообрядческая мысль».

В типографии с начала 1909 г. печаталось приложение к журналу «Церковь» «Друг земли», а с N20 за 1909 г. – и сам журнал. С 1915 г. – журнал «Слово церкви». Типография существовала до 1918 г.

Не позднее 1908 г. в Киеве было создано издательство «Знаменное пение» для публикации певческих книг и учебных пособий. Руководил издательством крупный теоретик крюкового пения, педагог Лазарь Филиппович Калашников. Его компаньоном какое-то время был С. Д. Чистов. С 1902 г. издательство выпускало журнал «Церковное пение» (в 1910 г. как приложение к журналу «Старообрядческая мысль»). В качестве приложения подписчикам журнала высылались крюковые книги.

Свою литературу издательство печатало в типографии С. В. Кульженко. В конце 1912–начале 1913 гг., после ряда конфликтов с властями, «Знаменное пение» переехало в Москву, где Л. Ф. Калашников объединился с издательством крюковых книг М. Д. Озорнова и Кучкова. Возглавил работу вновь созданной компании Л. Ф. Калашников. Издательство работало до 1918 г.

В 1910 г. Братство Честного и Животворящего Креста Белокриницкой церкви организовало свое издательское и книготорговое предприятие как паевое товарищество, к вступлению в которое приглашались все желающие.

Первоначально издательство, как и другие структуры братства, находились в Больших Каменщиках, в доме Уваровой. В 1915 г. они переехали на Рогожское кладбище, в Николо-Ямский тупик. Издательство готовило к печати книги церковного круга чтения, по истории старообрядчества, сочинения современных деятелей движения по проблемам внутренней жизни. С 1911 г. братство печатало «Старообрядческий календарь», который издатели изначально объявили общестарообрядческим.

По сведениям 1914 г., издательство ежегодно выпускало по 20 тыс. экземпляров книг. Среди изданий братства — «Поморские ответы», «Житие протопопа Аваакума», «Святоотеческий сборник», составленный епископом Пермским Антонием (все 1911 г.) и др.

Своей типографии братство не имело, книги печатались в основном, в тип. П.П.Рябушинского. Братство занималось распространением книг не только своих, но и напечатанных другими издательствами, особенно изданий типографии Рогожского кладбища.

Типография Рогожского кладбища (Богадельного дома) была организована в 1910 г. Она располагалась в домовой церкви архиепископа Иоанна (Картушина) в Николоямском тупике и, как явствует из Извещения об открытии типографии, находилась «под ведением его высокопреосвященства». Однако реально всеми делами управлял помощник архиепископа, епископ Рязанский и Егорьевский Александр (А. П. Богатенко).

Весь наборный материал включая орнаментику, был приобретен на сумму 948 руб. в Москве у О. О. Гербек, владевшей «словолитней, стереотипным, гальваническим и граверным заведением, складом машин и принадлежностей тиснения».

Торжественное открытие типографии состоялось 6 сентября. А год спустя, в ее рекламе сообщалось, что издатели обращают «особое, самое тщательное внимание на точность их (книг–Авт.) не только с внутренней, но и с внешней стороны, как то шрифт, бумагу и самый переплет, которые будут всегда приближать издания к его древнему подлиннику». К этому времени из типографии вышли: Псалтырь учебная, Псалтырь с прибавлением 4-х канонов, Азбука, Часовник. Предполагалось издание Служебника с потребником, Евангелия, Миней служебных, Кормчей, Творений св. Максима Грека, которые, вероятно, и были напечатаны.

Типография функционировала до 1918 г.

 


Библиография

 

1. Вознесенский А.В. Издания тайных старообрядческих типографий конца XVIII — первых двух десятилетий XIX вв. в фондах ГПБ // Коллекции. Книги. Автографы: Сб. науч. тр. Л., 1989. Вып.1.

 

2. Вознесенский А.В. Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века: Каталог. Л., 1991.

 

3. Вознесенский А.В. Предварительный список старообрядческих кириллических изданий XVIII века. СПб., 1994.

 

4. Вознесенский А.В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века. Введение в изучение. СПб., 1996.

5. Вознесенский А.В., Мангилев П.И.,Починская И.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701 — 1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.

 

6. Починская И.В. Старообрядческое книгопечатание XVIII — первой четверти XIX веков. Екатеринбург, 1994.

 

7. Починская И.В. Библиотека купца К.В.Колычева (по материалам описи 1822 г.) // Книжные собрания российской провинции: проблемы реконструкции. Екатеринбург, 1994. С.158-175.

 

8. Починская И.В. Книгопечатание старообрядцев-федосеевцев во второй половине XIX — начале XX вв. (до 1906 г.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. С.146-153.

 

9. Починская И.В. Особенности художественного оформления старообрядческих изданий XVIII – начала XX вв.// Вестник музея “Невьянская икона”.Вып.1. Екатеринбург, 2002. С. 141 – 167.

 

10. Javoscewicz-Piereslawcew Z. Starowercy w Polsce i ich ksiegi. Olstyn, 1995.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...