Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические механизмы общения




Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой
людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное
воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает
психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует
механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно
усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя-
ние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как
активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых
характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят:

— авторитетность источника информации;

— доверие к нему;

— отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет
внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

— при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо-
ций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию,
что и внушаемый (суггерент);

— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

— внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок
и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека,
которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности
убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков),
которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай.
Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

— подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Установлены три способа подражания:

— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

— когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и
средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

— коммуникативную (общения);

— интерактивную (согласования, взаимодействия);

— компенсаторную (психологической защиты индивида).

 

6. Соотношение общения, деятельности и поведения

Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.

В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность
форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.

Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.

Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:

— как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;

— как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

— как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;

— как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:

— как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;

— как речевая деятельность.

По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.

Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.

Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.

Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном,
неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, — это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.

Контрольные вопросы:

1. Какова сущность понятия «общение»?

2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение — это:

— вид самостоятельной человеческой деятельности;

— атрибут других видов человеческой деятельности;

— взаимодействие субъектов.

3. Каковы основные элементы содержания общения?

4. Каково содержание функций общения?

5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?

6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?

7. Перечислите основные группы средств общения.

8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»?

11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание.

12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?

Психологический практикум

Игра «Слои»

Цель игры: показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.

Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное
животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон — это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», — так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон — это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.

Примерно одной трети участников игры завязывают глаза — им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников
создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».

Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

— Какие они испытывали ощущения во время игры?

— Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...