Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Стрит арт в контексте современного города.




В современном российском обществе сформировалось несколько практик, которые пришли в нашу среду в конце девяностых годов и, после бурного их роста, произошел такой же бурный спад популярности. Затем наступила фаза переосмысления, в рамках которой данному феномену вновь стало уделяться значительное внимание. Речь идет об уличном искусстве или стрит-арте.

Именно с целью определить место стрит-арта в контексте современного города и было проведено наше исследование, которое проводилось в технике кейс-стади. Источниками информации являются: блог Т. Radya, материалы интервью с ним, а также различные новостные и информационные порталы города Екатеринбурга(justmedia, 66.ru, uralweb.ru). Объектом изучения была выбрана стрит-арт акция «Потеря прочности» проведенная известным екатеринбургским художником Т.Радей и его коллегами. Объектом является билборлд, с изображением карты России, на которой отсутствуют некоторые ее части.

Особенным в этом объекте является и то, что у него существуют четко определенные временные рамки с 29 сентября 2011 года по 15 октября 2011 года, а 15 октября этот билборд был разобран.

Для того, чтобы определить характеристики объекта мы воспользуемся фотографиями, размещенными в блоге автора этой акции.

Рис. 1

Рис.2

Рис 3.

Рис 4.

 

Все фотографии взяты из блога Т. Ради.[1] . Итак, размеры объекта 12х6 метров. Мы видим, что использованы красный, синий, желтый и зеленый цвета. На наш взгляд, данные цветовая гамма выбрана для привлечения внимания, так как эти цвета яркие и их заметно как в дневное время суток, так и в ночное. Кроме того, красный и синий цвета российского флага и они определяют восприятие изображения как «относящееся к России». Также мы видим, что размеры этого щита довольно большие, и человек, который проходит мимо, обратит внимание на этот объект. Кроме того, заметно, что освещение мало влияет на восприятие данного произведения.

Нами было выделено несколько контекстов, в рамках которых мы рассматривали наш объект:

· Исторический контекст

Нам не удалось получить какую либо достоверную информацию об истории данного щита, поэтому мы можем только предположить, что изначально этот щит использовался для размещения наружной рекламы, но из-за низкой рентабельности был заброшен. Причем, судя по состоянию щита, это произошло довольно давно. Ночью с 28 на 29 сентября 2011 года этот объект в первый раз стал объектом стрит арт акции. Такие объекты обычно создаются за короткие сроки, на языке уличных художников это называется «бомбить». Щит простоял две недели, 15 октября 2011 года, он был убран, причем кем и почему неизвестно. На данный момент это место пустует.

· Правовой контекст.

В России сложилась прецедентная судебная система, то есть, похожие дела могут решаться на основании решений по аналогичным процессам.
В 2006 году в Екатеринбурге трёх молодых людей задержали в Екатеринбурге, когда они расписывали вагоны. Одного из них признали виновным в вандализме, что вылилось в 5 тыс. рублей штрафа.

В 2009 году мировой судья Первоуральска вынес обвинительный приговор трем жителям Свердловской области по статье 214 УК РФ(вандализм). Они так же раскрашивали вагоны электропоезда. Каждый их них оштрафован на 3 тысячи рублей, кроме того, они обязаны погасить нанесенный материальный ущерб, составивший 63 тысячи рублей.
В 2009 году в Екатеринбурге группа молодых людей была осуждена за расписывание трамваев в трамвайном парке. Наказание - 4 тысячи рублей штрафа.

С точки зрения владельцев этого щита, «Потеря прочности» может рассматривать как акт вандализма.

· Пространственный контекст в рамках города.

Щит был расположен на пересечении улиц Библиотечная и Мира, в Кировском районе города Екатеринбурга, это почти окраина города, где поток жителей, которые могут обратить внимание на этот щит гораздо меньше, чем в центре. Рисунок расположен достаточно высоко над землей, он достаточно большой по своим размерам, поэтому пройти мимо него и не заметить его сложно. Никаких визуальных препятствий, загораживающих просмотр, нет.

Если говорить о других объектах именно стрит арта, как имеющих некий социально-политический подтекст, то можно сказать, что в Кировском районе есть только еще один такой объект. Он представляет собой большое изображение солдата с флагом, составленное из маленьких фотографий. Изображение расположено на здании Краеведческого музея, расположенного на улице Ленина 69\10, это почти самый центр города.

В начале нашей работы нами была выдвинута гипотеза о том, что обычно стрит - арт объекты большей своей частью располагаются на окраине города, однако наша гипотеза не подтвердилась, так как за последний год в Екатеринбурге, по –нашим сведениям было проведено 4 стрит - арт акции и все они проводились в центре города.

11 февраля 2011 года на набережной реки Исеть был установлен альтернативный памятник Первому Президенту России Б.Н. Ельцину.

Рисунок 4

26 января 2011 года на улице Ленина рядом с памятником А.С. Попову была проведена акция «10 минут без насилия», посвященная памяти жертв теракта в Домодедово.

Рисунок 5.

7 июня так же Тимофеем Радя и его коллегами на улице Малышева была проведена акция «Защищайся- Нападай»

Рисунок 6.

Ну, и упомянутый нами ранее проект с изображением солдата, расположенный на здании Краеведческого музея, о котором мы не смогли найти не информации не фотографий. Но проведена она также в центре города.

Получается, что стрит - арт художники все чаще используют пространство в центре города, вероятно, это происходит для привлечения внимания большего числа людей.

· Технический контекст.

Это сложный с технической точки зрения проект.

Карта выполнена из пенополистирола, специального материала , похожего на пенопласт.

По словам автора проекта «все части вырезаны точно, но щит кривой, поэтому мы отрезали лишнее прямо на месте». (из блога Т. Радя)

Для закрепления частей был использован подъемник.

«…щит окружен проволокой, мы нечаянно уронили Московскую область, пришлось за ней лезть» (из блога Т. Радя).

Проект выполнен в смешанной технике. Поскольку в стрит-арте очень сложно выделить определенные рамки техник, то большинство проектов либо выполняются на грани нескольких техник одновременно, либо в смешанной технике. Изображение на краеведческом музее также выполнено в смешанной технике.

· Контекст творчества Тимофея Ради.

Для определения места данного произведения в творчестве автора было проведено полуформализованное интервью жесткого формата.

Он занимается этим уже около 5 лет, и реализовал более 10 проектов. Данный проект занимает особое место в творчестве художника. «Я давно хотел сделать разваливающуюся страну, визуально выразить эту идею, и когда увидел этот щит, понял, что он очень подходит. Он точно такой же – потерявший прочность, старый, с дырками» (из интервью с информантом).

Как отмечает сам автор, этот проект дал ему новый опыт. «С технической стороны, мы всегда пробуем что-то новое, каждый проект это новый опыт». (из интервью с информантом)

О будущих планах автор отказался разговаривать. «Я не рассказываю об этом, никогда» (из интервью с информантом).На момент написания этих тезисов, мы знаем, что Тимофей реализовал еще один проект, связанный с ядерным оружием.

В заключение можно сказать, что стрит - арт занимает свое определенное место в контексте города, он расположен на щитах и в подземных переходах городских улиц, нацелен «…против людей, у которых есть власть» и можно предположить рост количества числа стрит - арт акций. К сожалению, пока отличительной чертой любой стрит -арт акции является недолговечность.

 

Список литературы:

1. Блог Т. Радя http://t-radya.livejournal.com/57942.html

2. Уголовный кодекс Российской Федерации http://www.ug-kodeks.ru/

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.