Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненная позиция как интегральный критерий социализации




Жизненная позиция личности выражает связи личности и общества, является интегральной социально-психологической характеристикой личности. Чем богаче по содержанию и разнообразнее по форме общественные отношения, тем активнее формируются признаки социализации — психологические, идеологические, нравственные, культуральные.

Вместе с тем, подчиняясь влиянию общественных отношений, личность проявляет себя избирательно и индивидуально. Социализация личности непосредственно обусловлена возможноетями ее самоактуализации. Подобная способность проявляется ярче при наличии у субъекта целостного мировоззрения, четкой всесторонней ориентации в общественной жизни.

Жизненная позиция личности, будучи способом включения ее в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Жизненную позицию личности представляет не любой, отдельно взятый поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности.

Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности последовательно, определить
границы ее социальной значимости. Эти уровни следующие:

— активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности;

— пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом;

— активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом.

Активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом:

Социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека.

Жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности: относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития.

Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, спрсобный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками.

Пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности.

Активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития.

Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственнрго всестороннего развития.

Полагаем, однако, что вопрос о критериях социализации достаточно корректно все же еще не решен. Что считать результатов социализации — социальную адаптивность и адекватность социуму, независимо от того, каков этот социум, или активную жизненную позицию личности с позитивным духовным потенциалом? Кто из субъектов социума более социализирован — законопослушный трудящийся, безразлично относящийся к социальным язвам бытия, или тот, кто ведет борьбу с этими язвами, навлекая на себя уголовные репрессии самого социума? Решения этого вопроса пока еще нет.

 

Контрольные вопросы:

1.Каково содержание понятия «социализация»?

2. Охарактеризуйте источники социализации индивида.

3. Каково содержание понятия «интериоризация»?

4. Что представляют собой институты социализации?

5. Каково содержание понятия «социальные нормы»?

6. Охарактеризуйте Структуру социальных нбрм.

7; Раскройте содержание понятия «норма» в зависимости от степени

жесткости ее предпиЬываюЩего влияний.

8. Каковы социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы?

9. Каковы социально-психологические факторы, препятствующие усвоению социальной нормы?

10. Охарактеризуйте условия превращения внешних норм во внутренние ориентиры поведения.

11. Раскройте содержание понятия «жизненная позиция» как ин- тегрального критерия социализации.

12. Охарактеризуйте активную жизненную позицию по ее видам.

Психологический практикум

 

Тест «Самоотношение»

Цель игры: определить направленность подсознательной и рефлексивной установки участника на себя. Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть какое-то представление о самом себе, и предлагает участникам выписать со знаком «плюс» все те черты своего характера, за которые они себя любят, которые помогают им в жизни, и со знаком «минус» — все те черты, которые мешают в жизни, от которых они хотели бы избавиться. Обсуждение: если человек начинает такое описание с позитивных черт, то можно предположить у него наличие подсознательной позитивной установки на себя; если же с негативных черт — то налицо подсознательная негативная установка. Когда участники закончат описание своего характера, то могут иметь место следующие варианты:

— число позитивных черт больше числа негативных;

— число позитивных черт равно числу негативных;

— число негативных черт больше числа позитивных.

Вся эта процедура по выписыванию черт означает выражение рефлексивной установки на себя. Между подсознательной и рефлексивной установками могут сложиться различные соотношения:

— подсознательная позитивная установка сопровождается позитивной рефлексивной установкой (+ +);

— подсознательная позитивная установка сопровождается гармоничной рефлексивной установкой (+=);

— подсознательная позитивная установка сопровождается негативной рефлексивной установкой (+ —);

— подсознательная негативная установка сопровождается позитивной рефлексивной установкой {— +);

— подсознательная негативная установка сопровождается гармоничной рефлексивной установкой (— =);

— подсознательная негативная установка сопровождается негативной рефлексивной установкой (----).

И все это весьма несхожие психологические состояния индивидов:

— случай (++) наиболее благоприятный с точки зрения психологической конституции индивида: высокая самооценка, уверенность в себе, отсутствие выраженных комплексов, доброжелательность, оптимизм, общительность, открытость, отсутствие «черной» зависти к успехам других, хорошее физическое здоровье, удовлетворенность жизнью практически во всех ее сферах;

— случай (—) наиболее неблагоприятный с точки зрения психологической конституции индивида: низкая самооценка, неуверенность в себе, наличие множества выраженных комплексов, негативное восприятие мира людей, вещей и отношений, пессимизм, замкнутость, закрытость, «черная» зависть к успехам других, плохое физическое здоровье, тотальная неудовлетворенность жизнью практически во всех ее сферах и т.п. Остальные случаи представляют собой различные промежуточные варианты. Рефлексия черт с количественной точки зрения отражает степень знания индивидом самого себя, оно может быть низким, средним и высоким. Теоретически, чем полнее индивид представляет себе
особенности своего характера, тем больше у него возможностей управлять этими особенностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...