Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить нижеследующий материал.

1.Предмет и методы истории экономических учений.

2. Экономическая мысль цивилизаций древнего Востока.

3. Экономическая мысль Древней Греции.

Особое внимание следует обратить на следующие вопросы.

1.Содержание термина «экономика», как: совокупность производственных отношений, экономический базис общества; народное хозяйство или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

2. Предмет истории экономическихученийи методы научных экономических исследований: экспериментальный метод, служащий для изучения функционирования экономической системы в целом и ее составных частей с помощью эксперимента; гипотетико – дедуктивный метод, основанный на предложении различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических явлений и процессов; статистико – временной анализ, применяемый для изучения совокупности массовых экономических явлений во временном периоде; историко – модельный подход, представляющий экономические явления и процессы в виде моделей, функционально повторяющих изучаемый процесс в историческом аспекте; математический метод, описывающий экономические явления при помощи математических знаков и символов; метод абстрагирования, основанный на исключении явлений, носящих случайный характер при исследовании экономических процессов.

3.Выразители экономической мысли древнего мира - мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств, которые стре­мились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натураль­ное хозяйство.

4. Основные источники экономической мысли Древнего Востока: кодекс царя Хаммурапи в Древней Вавилонии, Конфуций в Китае, трактат «Архашастра» в Индии.

5.Экономическая мысль Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель.

6.Характеристика образцового, по Ксенофонту, хозяйства и образцо­вого гражданина. Труд «О доходах» как попытка найти выход из эконо­мических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве».

7.Теория идеального общественного устройства, по Платону, изложенная в его основном труде «Государство». Основная идея такого устройства - идея справедливости, каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Понятие справедливости по Платону.

8.Экономическое учение Аристотеля, основанное на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

9. Смысл аристотелевских понятий «экономия» и «хрематистика». Источники богатства «экономии» и «хрематистики». Деньги по Аристотелю, как соизмеритель при обмене. Аристотель о семье и отдельной личности. Воспитание как средство укрепления государственного строя: школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

10. Источники экономической мысли эпохи Средневековья: в арабских странах – Коран; в Западной Европе - идеи Августина и Фомы Аквинского (Аквината); в России: «Русская правда» идеи И. С. Пересветова и М. Башкина.

11. Коран - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рас­сказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих от­кровений в Мекке и Медине.

Основной труд Ибн – Халдуна. Концепция «социаль­ной физики», призывавшая к осознанному отношению к труду, борьбе с расточительством, жадностью и пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

12.Блаженный Августин о двух противоположных видах человеческой общно­сти: государственности и духов­ной общности.

 

Темы рефератов:

1.Мир хозяйства в сознании доисторических эпох.

2.Экономика в религиозном восприятии.

3.Ксенофонт об образцовом хозяйстве и образцовом гражданине.

4. «Идея справедливости» по Платону.

5.Экономические воззрения Аристотеля.

6. Экономические идеи эпохи Средневековья.

Тема 2. Меркантилизм

Вопросы для самостоятельной работы студента

Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить следующий материал:

1.Предпосылки разложения феодализма.

2.Сущность первоначального накопления капитала, его источники.

3.Сущность меркантилизма и этапы его развития.

4.Экономические взгляды меркантилистов.

Особое внимание следует обратить на следующие во­просы:

1. Сущность феодализма, его основные классы. Пути и этапы развития феодализма, их общие черты и отличия. Ка­ковы предпосылки разложения феодализма и почему он с объективной необходимостью сменяется капитализмом.

2. Что понимается под отделением производителей от средств производства. Является ли это явление неизбеж­ным. Назовите пути этого процесса. Как решается сегодня проблема первоначального накопления капитала в России.

3.Какой смысл вкладывается в термин "мерканти­лизм", какие этапы в своем развитии он проходит и чем они отличаются друг от друга. Причины перехода от денеж­ного баланса к торговому. Что понимается под протекцио­низмом и имеет ли он место в современных условиях.

4.Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какое место отводилось ими промыш­ленности? Трактовка производительного и непроизводи­тельного труда. Что понимается под металлистической и
номиналистической теорией денег. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему. Недостатки экономических взглядов меркантилистов.

 

Темы рефератов:

1.Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма.

2.Общая характеристика русского меркантилизма.

3.Экономическое учение И. Т. Посошкова.

4.Экономические реформы Петра 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...