Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор (переключатель) монитора




Мониторинг применяется не только для контроля входных и выходных сигналов магнитофона. Уже упоминалось, что при нажатии на кнопку PLF или Solo конкретного канала в мониторах звучит сигнал только этого канала. Существует также дополнительная возможность такого включения мониторов, при котором они "слышат" сигнал, посланный на выход основного стерео микса (правый и левый). Это те выходы, которые подключаются к стерео мастер-магнитофону. Требуется прослушивание того, что идет непосредственно на ленту. Если вы работаете в таком режиме, то при нажатии на кнопку PFL (Solo) сигнал (отдельного канала) будет звучать в мониторах изолированно, но не будет влиять на стерео выход. К этому же относится включение "two-track" (две дорожки), что позволяет прослушивать запись с мастера в мониторах.

Итак, существуют следующие варианты переключения системы мониторинга: регуляторы входных/выходных сигналов многоканального магнитофона, выход стереомикса, выход на мастер-магнитофон. В любом из вариантов кнопка PFL (Solo) имеет приоритет. В большинстве пультов имеется предупреждающая лампочка мастера, поскольку легко забыть о том, что кнопка PFL была нажата. Лампочка горит, когда нажата кнопка нажата в одном или нескольких каналах.

Выход на мониторы имеет свой собственный регулятор уровня, а часто также dim switch (переключатель, понижающий уровень сигнала на 10 процентов). Это позволяет, например, ответить на телефонный звонок или лучше услышать себя, не изменяя положение ручки громкости. В большинстве недорогих пультов сигнал, поступающий в наушники, идет из того же источника, что и в мониторы, хотя обычно для них существует отдельный регулятор громкости.

 

Кнопка Talkback

Эта кнопка предназначена для того, чтобы звукорежиссёр, сидя за пультом, имел возможность говорить с музыкантами, находящимися в студии. Как правило, в пульт вмонтирован микрофон для этой цели. В некоторых пультах на передней панели имеется разъём для подключения микрофона на стойке (gooseneck). Сигнал с микрофона обычно поступает в наушники музыкантов или в пару небольших мониторов в студии. Бывает, что предусмотрена возможность подключения сигнала с этого микрофона к магнитофону - чтобы записать название песни прямо по ходу записи.

Кнопка Talkback включает микрофон только в нажатом положении. Это сделано специально, поскольку большинство звукооператоров и звукорежиссёров время от времени высказывают своё мнение о клиентах, и это не всегда бывает в вежливой форме.

Консоли типа "in-line"

Уже было рассказано о мониторинге в системе "in-line", но многие пульты сконструированы целиком этого типа, a значит, на них нет подгрупп выхода как таковых - только множество входных каналов. Пользователь решает сам, какие из этих каналов будут служить в качестве входных, а какие - в качестве подгрупп, так как они идентичны.

Пульты типа "in-line" позволяют добиться большой гибкости в работе, использовать имеющиеся каналы наилучшим образом, но с ними не слишком просто работать, и производители не облегчают задачу (многие из них имеют свою собственную, уникальную систему).

Автоматизация

Ещё совсем недавно это понятие применялось только на лучших профессиональных студиях. Современная технология позволила выпустить автоматизированное оборудование на полупрофессиональный рынок по достаточно доступным ценам. Основная форма автоматизации - простое выключение (заглушение) канала по команде MIDI-секвенсера. Это не только позволяет отключить каналы, которые в данный момент не задействованы (что уменьшает шум), но также позволяет разделить сигнал и послать его одновременно по двум каналам (выключение используется для того, чтобы выбрать один из них). Например, на одном треке записаны вокал и соло-гитара. Если разделить сигнал и обработать вокал и гитару отдельно друг от друга в разных каналах, то потом в нужный момент возможно переключать каналы (экономит треки). Точно также можно поступить с изменением уровня (т.e. переключать каналы, в которых все идентично, кроме уровня сигнала).

Технические характеристики

Микшерный пульт является центром студии. Через него проходят все сигналы. Пульт должен иметь хорошую частотную характеристике, минимальные искажения и шумы. Слабое место недорогих пультов - входные микрофонные усилители (шумят, причём уровень шума повышается при повороте ручки gain в сторону увеличения). Это ещё больше усугубляется тем, что на недорогих студиях предпочитают пользоваться динамическими и катушечными микрофонами, так как они недорого стоят и просты в обращении. К несчастью, у них низкая чувствительность, поэтому при записи тихих инструментов (акустические гитары, начинающие вокалисты) требуется прибавлять уровень при помощи ручки "gain", и шум становится настоящей проблемой. Единственный способ решения проблемы - купить один хороший конденсаторный или электретный микрофон, сигнал на выходе которого гораздо больше, чем у динамических.

Соединения

Процессоры, которые подключаются к микшерному пульту, делятся на две категории, каждая из которых требует разного отношения. К первой категории относятся те процессоры, которые обрабатывают целый сигнал. Ко второй относятся процессоры, которые добавляют часть обработанного сигнала к необработанному, чтобы получить желаемый эффект. Несмотря на то, что обе категории - это процессоры одного вида, я употребляю термин "процессор" только по отношению к тем приборам, которые обрабатывают весь сигнал, и называю словом "эффект" те устройства, которые имеют микс обработанного и "сухого" сигнала. Существует общее правило для определения категории прибора: если устройство имеет цепь временной задержки, тогда это эффект; если нет - то это процессор.

Процессоры: гейты, экспандеры, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, инхансеры, устройства дисторшн. У всех них нет регулятора микса (кроме энхансера, где понятие "микс" применяется по отношению к глубине эффекта).

Эффекты: ревербераторы, цифровые линии задержки, хорусы, флэнджеры, ADT (искусственная двойная дорожка), pitch shifters (устройства сдвига высоты тона). Все они обычно имеют регулятор микса, позволяющий пользователю смешивать обработанный и сухой сигналы внутри устройства. Однако если ручка микса установлена таким образом, что на выходе имеется только обработанный сигнал, то микширование может быть произведено и обычно делается на микшерном пульте.

По этой причине эффект может быть использован либо в соединении с шиной дополнительных эффектов (микширование производится на пульте), либо через точку разрыва (тогда используется собственный регулятор "микс" обработки). Процессор обычно подключается либо в точку разрыва, либо другим образом в линию сигнала. Любая попытка подключить его к шине посылов на обработку влечёт за собой массу непредсказуемых и нежелательных последствий. В лучшем случае сигнал, приходящий с обработки, будет выхолощен необработанным сигналом; в худшем случае, фазовые сдвиги могут совершенно испортить тональные качества сигнала.

Если необходимо разделить сигнал и подать его на два входа, то используется простой Y-o6paзный провод или адаптер типа "два-в-один". Это не относится к тем случаям, когда требуется подать два сигнала на один вход. Во избежание искажений и поломки канала это можно делать только путём микширования через пульт, который специально для этого и предназначен.

ВНИМАНИЕ: Ни при каких обстоятельствах нельзя соединять выход громкоговорителя усилителя со входом консоли или процессора. Если требуется получить сигнал с выхода громкоговорителя (например, в случаях прямого включения гитары или баса, чтобы сохранить звук усилителя), тогда надо использовать делитель напряжения, чтобы подобрать нужный уровень сигнала.


КОММУТАЦИОННЫЕ ПАНЕЛИ

Вступление

В студийных условиях постоянно приходится подсоединять и отсоединять различные провода. На задней панели пульта имеются гнёзда разъёмов, но даже на домашних и небольших полупрофессиональных студиях коммуникация непосредственно через заднюю панель доставляет массу неудобств и потерю времени. Поэтому большуя часть разъёмов выносят на отдельную панель, где в дальнейшем и производится вся необходимая коммутация при помощи коротких проводов.

На професииональных коммутационных панелях применяются надёжные миниатюрные разъёмы (джеки) и гнёзда. Часто они покрыты слоем золота. Это - надёжная и гибкая система, но она дорого стоит (отдельные разъёмы - около 35 фунтов стерлингов, вся система - несколько тысяч). Полупрофессиональные коммутационные панели базируются на широко выпускаемых пластмассовых гнёздах и четвертьдюймовых разъёмах (обычно несбалансированных).

Внешний вид панели - это доска с двумя рядами по 16 гнёзд, каждое гнездо в верхнем ряду составляет пару с тем, что расположено под ним. Сюда подсоединены входы и выходы студийной аппаратуры. При помощи коротких проводов с джеками можно всегда легко соединить приборы между собой. Чаще всего коммутационная панель используется для получения доступа к микрофонным и линейным входам, входам и выходам процессоров, точкам разрыва. Эта система называется "нормализация".

Нормализация

Схема полунормализованных гнёзд

"Земля" объединена. Имеется провод или соединитель в цепи (на плате), который "нормализует" два разъёма. Он может быть отрезан, если нормализация не требуется. Некоторые коммутационные панели устроены таким образом, что надо просто припаять все кабели к задней части разъёмов; но чаще встречаются конфигурации, снабженные разъёмами типа "джек" или пятиштырьковыми. Контакты А несут сигнал. Контакты С - заземление. Другой набор контактов - В - имеется только в нижнем ряду гнёзд. Эти контакты соединены с проводником, обозначенным на рисунке пунктиром. Проводник нормализует гнёзда. Фактически контакт включен только в нижнее гнездо, и правильнее говорить, что панель полунормализована. Если в гнёздах нет разъёмов, контакт В автоматически переключается на контакт А. Таким образом получается, что любой сигнал, поступивший в верхнее гнездо, поступает по цепи и переключающим контактам в нижнее гнездо. Если разъём вставлен в нижнее гнездо, то контакты размыкаются, и сигнал не проходит. Если на микшерном пульте есть точки "insert", вы можете вывести их на полунормализованную панель. Это избавит вас от необходимости забираться в заднюю панель пульта каждый раз, когда вам необходимо подключить эффект.

Если в гнёздах нет джеков, то сигнал по соединительной цепочке и контактам В возвращается в микшерный пульт. Если верхнее гнездо подключено ко входу эффекта, a нижнее - к выходу, то контакт В открывается и все сигналы проходят через эффект, после чего возвращаются на пульт.

В верхнем ряду гнёзд нет переключающих контактов. Это сделано затем, чтобы обеспечить удобный способ разделения сигнала. Если вставить провод в верхнее гнездо, цепь не будет прервана, и путь сигнала останется неизменным, но теперь имеется разделенная подача, которую можно обработать и отправить обратно через свободный канал.
Пример применения: разделить сигнал, сделать временную задержку одной из его частей (скажем, при помощи устройства цифровой задержки), панорамировать обработанный сигнал в одну часть аудиокартинки, а необработанный - в противоположную. Если бы не имелось коммутационной панели, то пришлось бы делать это при помощи разделительной коробки или разделительного кабеля.

Эргономика

Другое основное применение коммутационной панели - собрать все входы и выходы в такое место, чтобы они всегда были под руками. Поскольку выходы посылов на эффекты и возвратов с обработки микшерного пульта становятся частью панели, делается возможным получить такую конфигурацию эффектов, какая требуется. Для этого надо только убрать соединительный провод между гнёздами и использовать их в качестве ненормализованных соединителей. (Если провод не будет убран, получится, что все входы и выходы соединяются между собой, когда в разъёмах нет джеков. Это может повредить всё оборудование).

Существует ещё один способ подключения, который достаточно легко реализовать на практике для большего удобства в работе. Он касается ключевого входа (key input), расположенного на задней панели гейтов и компрессоров. Эти гнёзда могут быть соединены по-разному, в зависимости от фирмы-производителя. Иногда бывает, что они соединены таким образом, чтобы было возможно ручное управление (ключевым входом), когда разъём вставлен в гнездо. Поскольку вам необходимо в любом случае вставить разъём в коммуникационную панель, то вам придётся проститься с мыслью о ручном управлении, хотите вы этого или нет. Чтобы решить проблемы, надо заглянуть в описание гейта и посмотреть, как соединен разъём ключевого входа. Большинство хорошо зарекомендовавшей себя рэковой аппаратуры устроено таким образом, чтобы оно могло работать с коммутационной панелью. Если у вас нет информации, то придётся вынести ключевой вход на панель. He стесняйтесь позвонить на фирму или дистрибьютору и спросить, как вам лучше поступить.

Соединительные провода

Все соединения должны быть выполнены в виде отдельных экранированных проводов. Для точки разрыва, поскольку расстояние никогда не превышает двух метров, можно использовать экранированный кабель с двумя проводами, один из которых будет приводить сигнал, второй - возвращать. Можно использовать фольгированные экранированные кабели, их легко разрезать и припаять. Можно также воспользоваться коаксиальным кабелем. Все недорогое студийное оборудование устроено так, что точки разрыва соединяются при помощи стереоджека на стороне микшера, поэтому описанный метод наиболее удобен.

Если после установки и подсоединения коммутационной панели вы обнаружили, что ваш микшерный пульт стал возбуждаться, вставьте резистор (примерно 1 кОм) внутрь стереоджека на стороне микшера. (Такая проблема существовала с пультами первых Seek, и описанный способ помог её решить). Будьте внимательны и не затрагивайте цепи заземления, не подключайте кабель к металлическим частям или основному заземлению. Никогда не подключайте сигналы с громкоговорителей в коммутационную панель.

Ниже приведён список возможных подключений с отметкой, должна ли быть в каждом конкретном случае нормализующая цепь.

 

 

Сигнал Нормализация
Точки разрыва каналов да
Точки разрыва групп да
Линейные входы микшера нет
Линейные входы многокан. магнитофона да
Линейные выходы многокан. магнитофона да
Лин. вх. двухкан. магнитофона да
Лин. выходы двухкан. магнитофона да
Посылы на эффекты с пульта нет
Возвраты с эффектов нет
Входы эффектов нет
Выходы эффектов нет
Ключевые входы см. описание

Существует хорошая практика использовать отдельную коммутационную панель для MIDI-сигналов, сделанную на основе пятиштырьковых гнёзд. To же касается открывающих импульсов (gate pulses) и управляющего напряжения (если вы до сих пор пользуетесь синтезаторами такого типа). Аналогично, микрофонные входы должны быть выведены на стенную коробку (а не на коммутационную панель). Их подключение производится при помощи сбалансированных гнёзд и разъёмов XLR (если входы пульта сбалансированы).

Совершенно не обязательно выводить на панель каждый сигнал. Важно это сделать с эффектами, посылами и возвратами пульта и точками разрыва.


ЭКВАЛАЙЗЕРЫ

Вступление

Изначально словом "эквалайзер" ("выравниватель") называли прибор, который использовался для частотной компенсации некачественных микрофонов. Другими словами, это регулятор частотной характеристики, позволяющий как исправлять несовершенное звучание, так и создавать совершенной новый звук, если это требуется.

Первые эквалайзеры были довольно простыми устройствами. Как правило, это была одна ручка, при помощи которой можно было вырезать определённую часть выскочастотной составляющей. Первый "серьёзный" эквалайзер был изобретен Питером Бэксендалом (Peter J Baxandall). Его эквалайзер предусматривал отдельную регуляцию низких и высоких частот, причём можно было делать как усиление, так и ослабление. Регулятор оставался в своем среднем положении, если эквализации не требовалось.

Как эквалайзер вносит изменения в звучание сигнала? В отличие от ручек громкости и чувствительности, которые просто прибавляют или убирают весь сигнал, не затрагивая его тональной характеристики (то есть все частоты, имеющиеся во входном сигнале, усиливаются или ослабляются в равной степени, и такая цепь имеет ровную частотную характеристику) - в отличие от них эквалайзер усиливает или ослабляет отдельные частоты в большей степени, чем другие. Эквалайзер Бэксендала, например, мог поднять или опустить уровень высоких частот, фактически не внося никаких изменений в низкие.

Уровень ската фильтра выражается в децибелах на октаву. В обработке музыкальных сигналов применяются эквалайзеры с крутизной спада б дБ на октаву и 12 дБ на октаву. Для вырезания сверхнизких и сверхвысоких частот применяются фильтры с большей крутизной спада (24 дБ на октаву, non-shelving). Такие фильтры называются "hi-pass" и "low-pass". Они имеются на большинстве микшерных консолей, а также в аппаратуре hi-fi.

Полосовые фильтры

Они также называются bell curve equialisers (дословно - "кривая в виде колокола") и работают только в определённой полосе частот. Таким образом, частоты, лежащие выше или ниже, остаются незатронутыми.

Если разделить среднюю частоту кривой на ширину полосы, то получим величину, называемую "О". Чем больше её значение, тем острее фильтр. Существуют фильтры с величиной Q, равной полутону. Так как эти фильтры влияют только на определённую полосу частот, они применяются для регулирования середины частотного диапазона (может использоваться несколько фильтров). В простом эквалайзере ширина полосы и средняя частота обычно имеют фиксированной значение. В этом случае можно изменять только величину усиления или ослабления средней частоты.

На некоторых консолях есть возможность переключения характеристики фильтров низких и высоких частот между плавным подъемом/спадом и полосовым фильтром. Эта возможность даёт хорошие результаты. Например, средняя частота секции басов равна 80 Гц, что позволяет добавить атаки (мощи) бас-гитарам и бас-барабанам. Чтобы сделать это, надо поднять только эту частоту, а не поднимать все низкие частоты вместе. Обычно максимум усиления и ослабления частот в музыке лежит в пределах 12-15 дБ. Дальнейшее усиление на выбранной частоте может вызвать искажения. Иными словами, в этом случае возможности усиления превысят возможности аппаратуры. Некоторые разработчики эквалайзеров делают диапазон ослабления большим, чем диапазон усиления, так как большое ослабление не вызывает таких проблем.

Графические эквалайзеры

Можно управлять всем частотным диапазоном путём применения нескольких полосовых фильтров, конструктивно собранных в одном корпусе. Каждый из этих фильтров будет настроен на определённую частоту. В этом и состоит основа графического эквалайзера. Отдельные фильтры размещены (на расстоянии) либо в октаву, либо в пол-октавы, либо в треть октавы таким образом, чтобы когда все они находятся в состоянии усиления (или все в состоянии ослабления), частотная характеристика была ровная (перехлест по частотам). Движки обычно имеют отметку, которая позволяет легко определить среднее положение. Также обычно в качестве фильтров самых высоких и самых низких частот применяются фильтры плавного нарастания и спада. Диапазон регулировки, как правило, ограничен 15 дБ.

Эквалайзер имеет название "графический" потому, что примененные в нём движковые регуляторы (вместо ручек) своим положением показывают частотную характеристику выходного сигнала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...