Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное положение АСЕАН




Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена развитием интеграционных процессов в странах АСЕАН, а также перспективами формирования первого Общего рынка в азиатском регионе. Среди экономических организаций, объединяющих развивающиеся страны, «Ассоциация стран Юго-Восточной Азии» (ACEAH) ярко выделяется. Эта организация, объединяющая страны с общим ВВП в 1,5 трлн. дол., населением 590 млн. человек и объёмом иностранных инвестиций в 76 млрд. дол. 2010 г. [1] была признана одним из наиболее конкурентоспособных экономических союзов развивающихся стран. При росте мировой экономики в 3,8%, темп роста экономики стран-членов ACEAH составил 7,4% [2]. Данная организация объединяет страны, имеющие однотипную структуру экономики, что порождает острую конкуренцию между партнёрами в борьбе за внешние рынки. Несмотря на высокие темпы роста (наименее развитая экономика Камбоджи выросла в 2010 г. на 6%), роль интеграционных процессов в росте экономик стран-членов АСЕАН оказалась незначительной.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии была основана в 1967г., как политический союз 5 стран: Малайзии, Сингапура, Таиланда, Индонезии и Филиппин. Первоначальной целью организации было поддержка политической стабильности, мира и порядка в регионе. Вся деятельность организации концентрировалась на ежегодных саммитах. В 1984 г. к организации присоединился Бруней-Даруссалам. В 1995 г. членом организации стал Вьетнам, 1997 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Статусом наблюдателя обладают Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.

В 2008 г. лидеры стран-членов АСЕАН заявили о цели создании до 2020 г. Общего рынка. Обладая очень внушительным потенциалом в различных сферах, а также учитывая выгодное географическое расположение региона, интеграционные процессы между странами могут создать огромный синергетический эффект и вывести регион на ещё более передовые позиции. Создание Общего рынка на основе организации, в рамках которой была только недавно оформлена зона свободной торговли (соглашение о создании АФТА было принято в 2002 г.), может быть проблематичным, учитывая многосторонние договора ACEAH со многими странами (в т.ч. Россией), а также многие структурные проблемы отдельных стран-членов организации.

Экономический союз стран Юго-Восточной Азии - это первый Общий рынок, членами которого являются только развивающиеся страны, и который реально может функционировать. Неоднократные заявления, амбициозные планы по трансформации Экономического Сообщества АСЕАН в Восточноазиатский Экономический союз, поэтапная реализация программы «АСЕАН-2020» (создание АФТА, инициативы Чианг Май) позволяют говорить о больших шансах будущего союза. Вместе с тем имеются ряд серьёзных вопросов: 1) введение единой валюты; 2) сложное социальное устройство; 3) отсутствия возможности использования мирового опыта, так как большинство эффективных интеграционных союзов не только объединяют в большинстве своём развитые страны, но и это в основном - европейские и североамериканские страны, с отличным от стран АСЕАН, менталитетом и социальным устройством.

Изучение форм и основных закономерностей интеграции позволяет прогнозировать дальнейшее развитие экономической организации.

Исследование истории развития организации, структуры, основных положений и фактического состояния интеграционных процессов позволяет установить связь между теоретическим содержанием и фактическим положением ACEAH, как экономической организации. Учитывая достижения в экономическом развитии так называемых «новых индустриальных стран», увеличивающееся влияние данной группы стран в мировой экономике, мировой торговле в частности, а также национальные особенности и изменяющиеся условия в мировой экономической системе, можно прогнозировать дальнейшие пути развития организации.

Цель данного исследования заключается в анализе особенностей и возможных перспектив создания Экономического Сообщества ACEAH.

Объектом исследования в данной работе является ACEAH, как экономическая организация.

Предметом исследования является создание Экономического Сообщества в рамках АСЕАН.

Интеграционные процессы в мировой экономике продолжают развиваться, несмотря на вызовы, с которыми сталкивается мировая экономическая система. Данная модель развития мировой экономики показала свою эффективность, так как позволила не только добиться значительных достижений в мировой экономике и международной торговле, как главной сферы мировой экономической системы, но и создала объективную потребность в политической стабильности. Мировой экономический кризис 2008-2011 гг. не мог не повлиять на процесс интеграции и международные экономические организации, так как экономики разных стран имели разные последствия мирового спада.

Поскольку главными очагами Мирового финансового кризиса являлись (и являются) развитые страны, в которых появились причины и признаки кризиса экономической системы, активно развивающимся странам удалось благополучно преодолеть последствия кризиса, приступить к восстановлению докризисных уровней экономики и способствовать изменению в «расстановке сил» в мировой экономике.

АСЕАН создавалась как политический союз развивающихся стран-союзников США. Задача развития региональной интеграции были поставлены в 90-ые годы, когда «Холодная война» закончилась и членами организации стали социалистические республики (Вьетнам и Лаос), а также Мьянма - страна с авторитарной формой правления.

В начале нынешнего тысячелетия регион Юго-Восточной Азии, снизив темпы роста из-за Азиатского финансового кризиса и потеряв инвестиционную привлекательность для инвесторов в связи с активным ростом Китая, становится объектом для создания организации нового формата, главной сферой деятельности которой становится экономическая интеграция с последующими целями интегрировать политическую и социокультурную сферы. Заявленная программа развития АСЕАН до 2020 г., подразумевает создания общего рынка, и, в теории, может стать второй по величине экономической интеграции после Евросоюза. Для того что бы реально оценить шансы АСЕАН на создание общего рынка, необходимо дать понятие не только общего рынка, но и самому процессу интеграции.


 

Понятие интеграции

 

Экономическая интеграция - это целенаправленное создание экономических механизмов, регулирующих взаимодействие между хозяйственными комплексами двух и более стран, выражающиеся в упразднении препятствий во взаимной торговле, выработке общей таможенной, валютной, социальной и внешней политики. Интеграция имеет смысл в виду экономической целесообразности более глубокого сотрудничества, сопоставимого уровня экономического развития стран-партнёров, географической близости, культурной и исторической ретроспективы.

Главные преимущества экономической интеграции состоит в синергетическом эффекте конкурентных преимуществ стран-партнёров, либерализации торговых и таможенных условий между странами, стимулировании инвестиционных потоков между странами, а также в теоретическом решении многих политических и территориальных проблем. Потребители выигрывают в случае, если разница между издержками отечественных производителей и производителей из страны-партнёра очень значительна в пользу зарубежного производителя.

Но преимущества от интеграции сопровождаются не менее значительными недостатками, из которых самыми главными являются: 1) увеличение чувствительности экономики страны от внешних факторов; 2) утрата в некоторой степени самостоятельности страны в экономической политике (зависит от степени развития и формы интеграции); 3) ухудшение положения неконкурентоспособных отраслей экономики, что может вызвать социальное напряжение и сопутствующие политические проблемы.

Именно с эпохой интеграции, отчётливые признаки которой прослеживаются ещё в XIX в. (Латинский валютный союз 1865-1927 гг., Германский таможенный союз и т.д.), связывают бурный рост международной торговли. Многие из союзов показали свою несостоятельность на протяжении времён, некоторые привели к созданию мощных блоков и/или подтолкнули к появлению новых государств.

Предпосылки для активного развития интеграции создали последствия Второй Мировой войны, когда европейские страны осознали, что объединяя свои хозяйственные потенциалы, восстановление экономики будет происходить более интенсивно. В дополнение к этому, крушение колониальных империй заставило развитые страны сотрудничать с развивающимися странами, как с независимыми государствами (особенно это актуально в последнее десятилетие, когда многие развивающиеся страны имеют значительный вес в мировой торговле). Таким образом, мировая экономика столкнулась с необходимостью либерализации торговли.

После восстановления экономик развитых стран и роста уровня жизни граждан, остро встал вопрос о росте издержек, связанных с оплатой труда и социальными отчислениями. Это подтолкнуло многие крупные компании к размещению трудо- и ресурсоёмких производств в развивающихся странах или в странах с меньшими затратами на оплату труда. В свою очередь, такое размещение было невозможно без применения достижений научно-технического прогресса и защиты взаимных инвестиций. Данные меры также вызвали развитие интеграционных процессов и способствовало увеличению взаимосвязей между отдельными экономиками.

Именно в этот период времени страны Юго-Восточной Азии для достижения общих целей - экономического роста, предпринимают первые попытки координированной политики. В 1977 г. были введены преференциальные торговые тарифы, в 1978 г. лидеры стран-членов организации (так называемых «старая пятёрка АСЕАН») согласовали ряд проектов индустриализации (по одному в каждой страны) с целью совместного финансирования и привлечением иностранных инвестиций. В рассматриваемый период объём взаимной торговли составлял в среднем 6-7% от товарооборота стран-членов АСЕАН, что объясняется низким уровнем экономик в целом, моноструктурым экспортом (страны специализировались от экспорта 2-3 видов минерального сырья и с/х. продукции) и конкуренцией в борьбе за очень ограниченные иностранные инвестиции.

Роль экономической организации АСЕАН стала играть в 1990-ые. Политический блок, созданный по идеологическим причинам перестал играть свою роль, как союз капиталистических экономик в Индокитае. После перевода экономик Вьетнама и Лаоса на «рыночные рельсы» и вступления этих стран в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, появилась потребность в изменении формата организации. Наработанный опыт эффективного принятия решений был переведён в русло экономической интеграции - главному тренду в мировой экономике. Именно в этот период, когда многие страны АСЕАН добились значительных экономических успехов, лидеры стран-партнёров осознали степень важности регионального рынка.

Важную роль в развитии интеграционных процессов в рамках организации сыграли последствия финансовых кризисов в 1998 г.

После Азиатского финансового кризиса многие страны Юго-Восточной Азии сократили объёмы ВВП и темпов экономического роста. Восстановление макроэкономических показателей проходило очень медленно, при поддержке международных финансовых организаций (за исключением Малайзии). В этот период лидеры стран АСЕАН осознали важность координации экономической политики. Заявленная в 1992, и запущенная в 2003 г. Зона Свободной торговли помогла восстановлению экономикам стран региона, так как в отличие от системы преференциальной торговли 1978 г. подразумевала снижение пошлин на товары и услуги, которые были реальными объектами взаимной торговли.

Создание интеграционных группировок или экономических союзов всегда было свойственно больше экономически развитым странам, так как их экономики закончили фазу экстенсивного роста и требовали качественного роста. Созданию и развитию интеграционных группировок в развивающихся странах препятствуют:

не взаимодополняемость и моноструктурность экономики;

территориальные, межэтнические и межконфессиональные конфликты и споры между странами;

общая нестабильность, связанная с малым опытом в области не только торгового и таможенного сотрудничества с внешнеэкономическими партнёрами, но и в управлении экономикой в целом.

Формы интеграции бывают нескольких видов:

зоны свободной торговли;

таможенные союзы;

общий рынок;

полный экономический союз

При создании зоны свободной торговли между странами создаются льготные или беспошлинные условия торговли товарами и услугами. Несомненный положительный эффект состоит в том, что доступ к зарубежному рынку становится более широким. Положительный эффект формируется при условии, что страны-партнёры имеют: 1) сопоставимый уровень развития экономики; 2) взаимодополняемую структуру экономики; 3) сопоставимые издержки на производство товаров и услуг для эффективной конкуренции производителей; 4) другие субъективные причины (сильные культурные связи между странами, историческая ретроспектива и т.д.); 5) объективные причины (географическое положение, совместную эксплуатацию транспортного комплекса, природных ресурсов).

На сегодняшний день наиболее удачными примерами зон свободной торговли являются: Североамериканская зона Свободной Торговли (в составе США, Канады и Мексики), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (в составе Швейцарии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна), Австралийско-Новозеландское соглашение об углублении экономических связей. 20 сентября 2012 года было 8 государств-членов СНГ подписали договор о создании Зоны Свободной Торговли в рамках организации, ещё 3 государства оставили за собой право подписать данный договор.

Следующей стадией развития и углубления экономического сотрудничества между странами является создание Таможенного союза. Главное отличие данной формы сотрудничества от Зоны Свободной Торговли - совместная таможенная политика в отношении третьих стран. Также создание Таможенного Союза подразумевает наднациональное регулирование внешних границ и фактическое упразднение границ между странами-партнёрами ТС. Как показала мировая практика, при создании Таможенного Союза необходимо учитывать некоторые условия, прежде всего: 1) эластичность спроса на импортную продукцию; 2) издержки в странах, которые являются членами Таможенного Союза; 3) издержки в третьих странах, не входящих в ТС.

Таможенный Союз, при эффективном исполнении своей роли, может трансформироваться в Общий рынок. Главное отличие Общего рынка от Таможенного Союза заключается в свободном перемещении не только товаров и услуг, но и факторов производства (рабочей силы, капитала). При создании Общего рынка между участниками упраздняются различные ограничения на границах и нетарифные «барьеры». Но, при этом взаимодействие хозяйственных комплексов стран-участников становится сложно контролируемым и выходит за рамки экономического сотрудничества, так как требует регулирования в других сферах. В рамках Общего рынка важное значение приобретает равное соблюдение нормативных актов и интересов всех участников интеграционного процесса.

Единственным субъектом международного права, который эффективно реализовал концепцию Общего рынка, является Европейская Экономическая Зона (в составе стран-членов ЕС, Норвегии, Исландии и Лихтенштейна).

Высшей формой интеграционного процесса в современных условиях является создание экономического и валютного союза. Сотрудничество в рамках данного интеграционного образования является наиболее сложным, ввиду наиболее тесного взаимодействия не только в рамках торговли и таможенного регулирования, но и экономической и валютной политики. Между странами-членами возникают объективные ограничения ведения независимой экономической политики, происходит создание наднациональных регулирующих органов. Создание Экономического и Валютного союза должно быть обусловлено формальным равенством наднациональных нормативных актов и национального законодательства, соблюдения интересов всех членов данного союза. Таким образом, эффективность реализации основной цели Экономического и Валютного союза будет зависеть от интенсивности сотрудничества членов союза с третьими странами, дифференциацией уровней развития членов союза, степенью унификации фискальной и монетарной политики.

Такая последовательность развития интеграционных группировок является своего рода обязательной, так как позволяет получить опыт взаимодействия хозяйственных комплексов разных стран, «сгладить острые углы», а также создать предпосылки к дальнейшей трансформации организации к более развитой форме интеграции. Поэтому развитие одной формы интеграции считается проблематичным без соответствующего развития в рамках «последующей» формы. Как следствие, создание Экономического Сообщества АСЕАН на базе Зоны Свободной Торговли может вызвать очень значительные проблемы не только в региональной торговле, но и в экономиках отдельных взятых стран (особенно наименее развитых).

Для стран АСЕАН, которые в большинстве своём имеют очень похожую структуру экономики, но разные уровни развития, сложность межэтнического и межконфессионального общения, а также короткий период существования режима тесного экономического взаимодействия, создание и развитие интеграционного союза было огромным риском. Главным залогом успеха данной организации стала эффективная межправительственная деятельность и оперативное принятие важных решений. Но для минимизации негативных сторон сотрудничества, которые могут только усилить препятствия на пути экономической интеграции стран АСЕАН, необходимо выработать новые механизмы взаимодействия и решения насущных проблем. Для этого надо проводить ежегодный мониторинг достижений и проблем функционирования организации, решить вопрос финансовой интеграции, способствовать дальнейшему рост региональной торговли.

К тому же, необходимо учитывать, что большая часть интеграционных союзов развивались среди стран Европы и Северной Америки. Учитывая, сложность межэтнического и межконфессионального сообщества стран АСЕАН (особенно Сингапура, Индонезии и Малайзии), а также менталитет разных стран, развитие экономической интеграции может спровоцировать политическую и социальную нестабильность.

 

Современное положение АСЕАН

 

В 2002 г. было положено начало созданию Зоны Свободной торговли (АФТА) в рамках ACEAH. Первые заявления относительно создания Зоны свободной торговли были сделаны в 1992 г. в Сингапуре.

По условиям создания АФТА наиболее развитые страны (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Бруней), входящие в организацию снижали до 0-5% пошлины на ввозимые товары из других стран АСЕАН. Для наименее развитых стран был введён переходный период до 2008г., на протяжении которого пошлины на ввозимые товары из стран-участников АФТА оставались на довольно высоком уровне (0-15%).

Данные условия, безусловно выражают интересы всех членов интеграции, что говорит об их реальной способности принимать актуальные политические решения. Поэтому, безусловно, данная форма интеграционного союза имеет достаточно достижений:

режим свободной торговли способствовал развитию региональной торговли, в 2007 г. на долю внутрирегиональной торговли приходилось 40% от общего объёма товарооборот стран АСЕАН. Потенциал дальнейшего роста взаимной торговли далеко не исчерпан;

снижены средние размеры пошлин на товары, которые являются объектом региональной торговли;

выработаны общие требования к продукции, которая является объектом региональной торговли (в частности, что бы она не угрожала национальному и религиозному самосознанию, жизни животных, растений, здоровью населения, не носила художественной и исторической ценности).

Мировой финансово-экономический кризис, последствия которого для региона в виде снижения уровня экспорта и ВВП (в Малайзии снижение составило 1,6%), стал главной причиной ориентации стран Юго-Восточной Азии на развитие внутреннего рынка. Так, рост ВВП Индонезии в 2011 г. составил 6,5% [9], однако ведущими отраслями по темпам роста стали сектор транспорта и коммуникаций - 10,7% [9], что говорит о переориентации экономики с экспортной модели на поддержку внутреннего спроса.

Замедление темпов роста ВВП в ведущих странах мира - США, ЕС, Китая, Индии, может стать катализатором для дальнейшей консолидации экономик стран региона.

Так как развитие интеграционных процессов внутри АСЕАН происходит на фоне развития экономической интеграции в рамках АТЭС, то странам Юго-Восточной Азии будет сложнее контролировать деятельность организации и, соответственно, результаты экономической интеграции.

Внешнеэкономическая деятельность стран Юго-Восточной Азии очень многогранна, причём разные страны ориентируются на разные центры силы. Велика роль в экономике и, в частности торговле, АСЕАН региональных лидеров - США, Японии, Китая (включая Тайвань и Гонконг) и Республики Корея. На эти страны приходится не только основной торговый поток, но и основной объём иностранных инвестиций.

От части, благодаря США сложился первоначальный образ АСЕАН. За приверженность капиталистической экономике и «демократии», а фактически за поддержку позиции США в «Холодной войне» и во время военных операций в Корее и Вьетнаме, первые 5 членов АСЕАН получили экономическую поддержку. В 1990-ые года Сингапур и Малайзия были одними из главных импортёров США. За 2004-2006 гг. объём американских инвестиций составил 115,75 млрд. дол. [2]. Основные реципиенты американских инвестиций в регионе: Сингапур (финансовая сфера, обрабатывающая промышленность, наука и исследования), Малайзия (электронная промышленность, IT, лёгкая промышленность), Таиланд (автомобилестроение, электронная промышленность), Индонезия (энергетика, горнодобывающая химическая промышленность).

Китай является крупным торговым и экономическим партнёром для стран АСЕАН. Товарооборот составил в 2011 г. 362,8 млрд. дол. [3], объём инвестиций КНР в страны АСЕАН - 15,1 млрд. дол. [3] Дальнейшее сотрудничество между КНР и странами АСЕАН имеет очень хорошие перспективы, в связи с началом функционирования Зоны свободной торговли Китай-АСЕАН. Сильные экономические позиции китайской диаспоры в Сингапуре, Малайзии и Индонезии; рост удельного веса КНР в торговом балансе практические всех стран-членов АСЕАН (ведущий торговый партнёр Малайзии, один из крупнейших торговых партнёров Сингапура, Индонезии и Таиланда); активный рост взаимных инвестиций и другие факторы, доказывающие влияние Китая на экономическое положение в регионе, позволяют предположить, что большинство стран АСЕАН будут ориентироваться на дальнейший рост экономического сотрудничества с КНР. Этому способствуют следующие факторы: 1) ёмкий и быстрорастущий рынок Китая; 2) выгодное географическое положение стран АСЕАН; 3) стремление уменьшить зависимость от развитых стран. До последнего времени поддерживать такое сотрудничество помогала «доброжелательная» политика КНР.

Значение Японии уменьшилась в экономиках стран АСЕАН. Несмотря на то, что позиции Японии ослабевают при возрастающей роли Китая и США, влияние японских транснациональных корпораций на целые отрасли в странах Юго-Восточной Азии остаётся актуальной. Японские компании контролируют большую часть предприятий, производящих микроэлектронику в Таиланде; японская компания «Mitsubishi» остаётся главным глобальным партнёром для единственной автомобильной малазийской компании «Proton» (она же единственная в АСЕАН); Япония главный инвестор и рынок сбыта для топливно-энергетического комплекса Индонезии и Брунея. Поэтому нельзя недооценивать роль Японии в регионе, но в то же время, упустив звание регионального лидера, «страна Восходящего солнца» вряд ли может на него претендовать. К тому же, после известных событий 11 марта 2011 года, в связи с которыми в Японии сложилась напряжённая ситуация с энергообеспечением, и хроническая проблема с дефляций (и корреляционной проблемой роста курса йены, что невыгодно экспортёрам) вынуждают японские компании увеличивать инвестиции в зарубежные страны. Так как страны АСЕАН являются одними из главных реципиентов японских инвестиций, то формирование производственных и экспортных центров с высокой долей локализации станут объективной реальностью в обозреваемой перспективе.

Значение экономического сотрудничества со странами АСЕАН увеличивается для Республики Корея. Бюджетный кризис в ЕС, обострение экономических проблем в Японии, а также подписание договора о Зоне Свободной торговле с АСЕАН будут способствовать росту товарооборота между партнёрами. Корейские компании увеличивают своё присутствие на рынках практически всех стран АСЕАН, главными торговыми партнёрами для Республики Корея среди членов данной организации выступают - Сингапур и Индонезия; активно растёт сотрудничество с Малайзией, Таиландом и Вьетнамом.

Планируются подписания много- и односторонних соглашений о свободной торговле АСЕАН со многими странами (сюда можно отнести популистское заявление о создании ЗСТ между АСЕАН и Россией). Функционирование Зон Свободной Торговли с ближайшими странами, превосходящими по экономическому потенциалу, а также подписание новых соглашений будет только создавать препятствия на пути региональной интеграции стран Юго-Восточной Азии. Процессы интеграции с другими странами могут иметь следующие последствия: 1) рост разницы между товарооборотом со сторонними странами; 2) переориентация инвестиционных потоков на рынки сторонних стран; 3) увеличения зависимости от развитых стран; 4) сохранение нынешних структурных проблем экономик стран АСЕАН, в частности специализация на однотипных товарах, и уязвимости такой позиции на мировом рынке.

Для примера, доля Китая во внешней торговле Вьетнама составила 17,5% в 2011 году, в то время, как доля стран АСЕАН составила 16,8% за отчётный год [5]. При дальнейшём функционировании ЗСТ между Китаем и АСЕАН, можно предполагать, что разница будет только увеличиваться.

Активно развивается сотрудничество между АСЕАН и Евросоюзом, Австралией, Новой Зеландией, Россией и другими государствами. Сохранение и возможное увеличение темпов роста экономики будет увеличивать привлекательность АСЕАН, как крупного потребительского рынка, одного из ведущих реципиентов инвестиций, а также экспортёра самой разнообразной продукции (от высокотехнологического оборудования до продукции тропического земледелия). Главным катализатором дальнейшего роста экономик стран АСЕАН должно стать формирование Экономического Сообщества АСЕАН.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...